КолонкаПолитика

Как Обама кивал головой Путину

Об истории одной провокации

Этот материал вышел в номере № 132 от 30 ноября 2015
Читать
Об истории одной провокации
Сюжет и этой фотографии с саммита G20 в Анкаре дал бы повод нашему ТВ поразмышлять о заговоре. Фото: EPA
Сюжет и этой фотографии с саммита G20 в Анкаре дал бы повод нашему ТВ поразмышлять о заговоре. Фото: EPA

Петр Марченко был либералом от старого НТВ, а стал государственником от вконец обновленного РЕН ТВ. Перемена убеждений требует особого старания, и Марченко очень старается. Свою ежедневную итоговую программу он трактует как авторские новости. Жанр поистине новаторский. (Более новаторский разве что авторский прогноз погоды.) Каждая новость, поясняет Марченко, должна быть интересной, а для этого ей, новости, следует придать «добавленную стоимость».

Переходим от теории к практике. На следующий день после катастрофы над турецко-сирийской границей ведущий оглушил сенсацией: Эрдоган согласовал атаку на Су-24 с Обамой. «Добавленная стоимость» взбухает на глазах у зрителей. Начинает Марченко с гневного публицистического пассажа о «хорошо спланированной акции», и только позже становится ясно, что сведения он почерпнул из турецкой газеты.

Оказывается, на недавней встрече G20 президент Турции пожаловался президенту США на активность России. Он предложил сбить российский самолет, когда тот окажется на приграничной территории. «Обама молча кивнул в знак согласия». Под текст подложено видео, где кивок начисто отсутствует.

Более того, два весьма раздраженных президента смотрят в разные стороны.

На волнующую тему намекает и хитромудрый Брилев. Он предваряет интервью с Дмитрием Песковым, пресс-секретарем и тюркологом, риторическим вопросом: «Что это было — не согласованная ни с кем провокация самой Турции или ей кто надо кивнул?» Каналы попроще рубят сплеча. Если на РЕН ТВ Обама просто «молча кивает», то под пером мастеров «добавленной стоимости» с LifeNews сенсация выглядит угрожающе: он «утвердил» план Эрдогана.

Миражная реальность задает правила игры. Новость больше не требует уточнения из разных источников. Текст и картинка не обязаны подтверждать друг друга. Репортерские стенд-апы не иллюстрируют новость, а трактуют ее.

До открытия «украинского фронта» подобной стилистикой промышляли лишь «анатомии протеста». Сейчас к маргиналам присоединилось информвещание. Цена и стоимость слова — ниже плинтуса. Логика вытеснена инстинктами.

Если Эрдоган спрашивал разрешения у Обамы, значит, в первую очередь на него следует обратить праведный гнев. Непатриотично воевать с турецкими помидорами, но при этом обожать продукцию американцев Стива Джобса и Марка Цукерберга. Впрочем, и провокация вслед за новостью превращается лишь в «добавленную стоимость».

Следствие бежит впереди причины. Массами овладевает бурная, но комфортная идея мщения. Турции (не в пример Америке) мстить легко и приятно. Можно запретить турецкие сериалы, шаурму, курорты, а можно вообще отменить постановлением Совфеда Османскую империю.

Клуб взволнованных лоботрясов от ТВ, на которых, увы, нет своего Салтыкова-Щедрина, мстит врагам с утра до ночи по телевизору. В многообразии экзотических вариантов мщения свежо прозвучал голос Артема Шейнина. Пройдет месяц-другой, мечтает вслух журналист, и на сирийских туркмен обрушатся несчастья: то пожар случится, то самолет рухнет, то у турецкого морпеха голова отвалится. Турки сразу «сделают бурные выводы». Шейнин утонул в бурных аплодисментах. И никто из аплодирующих, включая Толстого, не отреагировал на эти, по сути, призывы к государственному террору.

Монументальный Коротченко угрожает миру, опять же по сути, ядерным конфликтом, который «провоцирует Турция». И снова — никакой реакции. Государственный муж Михаил Старшинов рассуждает о тайнах мастерства. Они сбили наш самолет, мечтает не хуже Шейнина депутат Госдумы, а мы можем выбить из кресла Эрдогана. Нужно использовать противоречия внутри страны, вступить в диалог с армянами, курдами, с Барзани. Ему подсказывают из зала: «Барзани живет в Ираке». Он раздраженно отмахивается и продолжает орать. Луженая глотка — основное орудие производства Старшиновых.

В террариуме единомышленников шумно, но скучно и грустно. Придумали народ, который внемлет ящику. Время от времени его, народ, как в прорубь, окунают в коллективное прозрение насчет очередного врага. Сейчас окунают в Эрдогана. Еще в начале осени президенты Турции и России, лучезарно улыбаясь, открывали Соборную мечеть в Москве. Путин цитировал Коран, Эрдоган — Толстого. А уже с сегодня он, а не Обама превратился в «чмо». Можно все. Ничего не стыдно. Главное — не говорить о главном: впервые в истории самолет НАТО сбил самолет России, погибли люди. Лозунг дня — заболтать и таким образом уничтожить.

Окунают в разные субстанции не только народ, но и правителей. Ящик сыграл прескверную штуку с нацлидером. Ему еще предстоит осознать печальную истину — чары нашего ТВ распространяются только на Россию. Вне державы отнюдь не телевизор определяет правила жизни. Господин Обама, кивните головой в знак согласия. Ну что вам стоит, кивните, пожалуйста.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow