Об истории одной провокации
Сюжет и этой фотографии с саммита G20 в Анкаре дал бы повод нашему ТВ поразмышлять о заговоре. Фото: EPA
Петр Марченко был либералом от старого НТВ, а стал государственником от вконец обновленного РЕН ТВ. Перемена убеждений требует особого старания, и Марченко очень старается. Свою ежедневную итоговую программу он трактует как авторские новости. Жанр поистине новаторский. (Более новаторский разве что авторский прогноз погоды.) Каждая новость, поясняет Марченко, должна быть интересной, а для этого ей, новости, следует придать «добавленную стоимость».
Переходим от теории к практике. На следующий день после катастрофы над турецко-сирийской границей ведущий оглушил сенсацией: Эрдоган согласовал атаку на Су-24 с Обамой. «Добавленная стоимость» взбухает на глазах у зрителей. Начинает Марченко с гневного публицистического пассажа о «хорошо спланированной акции», и только позже становится ясно, что сведения он почерпнул из турецкой газеты.
Не удалось отобразить 667
Более того, два весьма раздраженных президента смотрят в разные стороны.
На волнующую тему намекает и хитромудрый Брилев. Он предваряет интервью с Дмитрием Песковым, пресс-секретарем и тюркологом, риторическим вопросом: «Что это было — не согласованная ни с кем провокация самой Турции или ей кто надо кивнул?» Каналы попроще рубят сплеча. Если на РЕН ТВ Обама просто «молча кивает», то под пером мастеров «добавленной стоимости» с LifeNews сенсация выглядит угрожающе: он «утвердил» план Эрдогана.
Миражная реальность задает правила игры. Новость больше не требует уточнения из разных источников. Текст и картинка не обязаны подтверждать друг друга. Репортерские стенд-апы не иллюстрируют новость, а трактуют ее.
Не удалось отобразить 667
Если Эрдоган спрашивал разрешения у Обамы, значит, в первую очередь на него следует обратить праведный гнев. Непатриотично воевать с турецкими помидорами, но при этом обожать продукцию американцев Стива Джобса и Марка Цукерберга. Впрочем, и провокация вслед за новостью превращается лишь в «добавленную стоимость».
Следствие бежит впереди причины. Массами овладевает бурная, но комфортная идея мщения. Турции (не в пример Америке) мстить легко и приятно. Можно запретить турецкие сериалы, шаурму, курорты, а можно вообще отменить постановлением Совфеда Османскую империю.
Клуб взволнованных лоботрясов от ТВ, на которых, увы, нет своего Салтыкова-Щедрина, мстит врагам с утра до ночи по телевизору. В многообразии экзотических вариантов мщения свежо прозвучал голос Артема Шейнина. Пройдет месяц-другой, мечтает вслух журналист, и на сирийских туркмен обрушатся несчастья: то пожар случится, то самолет рухнет, то у турецкого морпеха голова отвалится. Турки сразу «сделают бурные выводы». Шейнин утонул в бурных аплодисментах. И никто из аплодирующих, включая Толстого, не отреагировал на эти, по сути, призывы к государственному террору.
Монументальный Коротченко угрожает миру, опять же по сути, ядерным конфликтом, который «провоцирует Турция». И снова — никакой реакции. Государственный муж Михаил Старшинов рассуждает о тайнах мастерства. Они сбили наш самолет, мечтает не хуже Шейнина депутат Госдумы, а мы можем выбить из кресла Эрдогана. Нужно использовать противоречия внутри страны, вступить в диалог с армянами, курдами, с Барзани. Ему подсказывают из зала: «Барзани живет в Ираке». Он раздраженно отмахивается и продолжает орать. Луженая глотка — основное орудие производства Старшиновых.
Не удалось отобразить 667
В террариуме единомышленников шумно, но скучно и грустно. Придумали народ, который внемлет ящику. Время от времени его, народ, как в прорубь, окунают в коллективное прозрение насчет очередного врага. Сейчас окунают в Эрдогана. Еще в начале осени президенты Турции и России, лучезарно улыбаясь, открывали Соборную мечеть в Москве. Путин цитировал Коран, Эрдоган — Толстого. А уже с сегодня он, а не Обама превратился в «чмо». Можно все. Ничего не стыдно. Главное — не говорить о главном: впервые в истории самолет НАТО сбил самолет России, погибли люди. Лозунг дня — заболтать и таким образом уничтожить.
Окунают в разные субстанции не только народ, но и правителей. Ящик сыграл прескверную штуку с нацлидером. Ему еще предстоит осознать печальную истину — чары нашего ТВ распространяются только на Россию. Вне державы отнюдь не телевизор определяет правила жизни. Господин Обама, кивните головой в знак согласия. Ну что вам стоит, кивните, пожалуйста.
Делаем честную журналистику вместе с вами
В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.
Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.