СюжетыПолитика

«Платон» — не друг

В Саратове протестующие перевозчики попытались встретиться с представителями «Платона» и областными депутатами. Не вышло

Этот материал вышел в номере № 131 от 27 ноября 2015
Читать
В Саратове протестующие перевозчики попытались встретиться с представителями «Платона» и областными депутатами. Не вышло

В Саратове офис «Платона» разместился в хорошо отремонтированном историческом особняке в центре города. Завидев толпу дальнобойщиков у крыльца, прохожие переходят на другую сторону улицы. Перевозчики не подавали заявки на проведение массового мероприятия, поэтому — никаких плакатов, только веревки на шеях. Мужчины с серьезными лицами затягивают петлю, позируя перед нанятым вскладчину видеооператором. Ролик планируют выложить в интернет: дальнобойщики полагают, что власти в Москве просто не знают о проблеме. Ни один саратовский телеканал корреспондентов на акцию не прислал.

Дальнобойщики приехали на акцию в рабочей одежде — растянутые вязаные шапочки, потертые куртки. Никто не матерится, нет ни одного пьяного. Большинство оформлены как ИП — владелец машины и водитель в одном лице.

«Мы уже платим акциз на топливо, который должен идти на ремонт дорог. Дополнительные карательные структуры не нужны!» — дальнобойщик Александр тычет пальцем в вывеску «Платона». К собравшимся на улице представители компании не выходят.

По подсчетам Александра, средний пробег грузовика составляет 10 тысяч километров в месяц. Сейчас проезд по федеральной трассе стоит 1,53 рубля за километр, с марта цена повысится до 3,73 рубля, штраф за неоплаченный проезд для ИП — 40 тысяч рублей за первое нарушение, 50 тысяч — за повторное. Как говорят перевозчики, в среднем за год с одной машины они уже отдают государству около 100 тысяч рублей — это транспортный налог, акцизный сбор на топливо, налог на предпринимательскую деятельность, отчисления в Пенсионный фонд.

За год импортные запчасти подорожали в два-три раза. Одно колесо стоит от 20 тысяч рублей, коробка передач — от 100 тысяч, капитальный ремонт двигателя обойдется в 150–200 тысяч. Почти 40% заработка уходит на солярку.

От офиса «Платона» протестующие решают идти к областной думе. Толпа шагает через перекресток, не глядя на светофор. Легковушки замирают, не сигналя. На ступеньках парламента стоят бледные полицейские в новеньких черных бушлатах.

С думского совещания выходят чиновники саратовского правительства. Молча спешат к служебным авто. Спустя полчаса из здания появляется аппаратный клерк, объявляет, что «председатель областной думы Владимир Васильевич Капкаев встретится с инициативной группой, выбирайте двух-трех человек». Дальнобойщики отвечают, что хотят говорить все вместе, пусть господин председатель спустится на улицу. Еще полчаса спустя клерк возвращается со словами: «Могут зайти шесть человек». Переговорщики уходят, остальные притопывают на холодном ветру — привычка ждать у дальнобойщиков натренирована многосуточными очередями на разгрузках.

Служба «сопровождения»

— Я езжу в основном на Урал. Продукты на зону вожу. Но в этот раз подвернулся груз до Москвы. Разгрузился и пошел в Смоленск. Оттуда повез в Воронеж гранатовый сок. В Липецк съездил порожняком: планировал за картошкой, но оказалась гнилая, заказчики от нее отказались. Чтобы выходные не простаивать, повез в Москву воду. В понедельник разгрузился — и домой. Сделал круг 3,5 тысячи километров за 12 дней! — рассказывает дальнобойщик Сергей. Объясняет, что предугадать маршрут и заранее согласовать его с «Платоном» невозможно.

Сергею 55 лет. Первый тягач он «купил еще при Горбачеве». За тридцать лет в бизнесе всякое бывало. Однажды перевернулся на въезде в город с грузом минералки. Потерял и товар, и машину, пришлось начинать с нуля. В другой раз мог потерять еще больше: во время сварочных работ взорвался бак.

— У меня весь черепок переломанный. Как хрустальная ваза. Жена пошла работать — раньше она хозяйство вела, а после этого случая устроилась в такси. Сейчас тоже перевозками занимается: продала квартиру, которая досталась от бабушки, и купила грузовик. Дочка с 14 лет начала водить.

Сам Сергей ездит на «Мерседесе» 1998 года. Со вкусом описывает, как обустроил быт на колесах: в кабине есть и холодильник, и газовая плитка, и диван. В рейс обязательно берет семечки: они не дают уснуть на ночной дороге.

Говоря о новом сборе за проезд по федеральным трассам, чиновники непременно ссылаются на европейский опыт. Но при этом забывают упомянуть, например, о том, чем отличаются заграничный и отечественный придорожный сервис. Стоянок на российских трассах не хватает (душ и туалет — почти несбыточная мечта), зато есть, например, оригинальная услуга «сопровождения». «В Челябинской области прямо на деревьях прибиты такие таблички: «Сопровождение» — и номер телефона. Если сам позвонишь, то тебе культурно объяснят, что «проезд по нашему любимому городу стоит 500 рублей». Если не позвонишь — остановят, выгребут все, что в карманах».

Дома Сергей бывает не больше восьми дней в месяц. Отпуск брал два раза в жизни.

«Туда» и «обратно»

Ксения семь лет замужем за дальнобойщиком. Пока Василий крутит баранку, супруга (выпускница академии госслужбы) ищет заказы, ведет переговоры с клиентами, оформляет документы.

История развития бизнеса в сфере перевозок измеряется грузоподъемностью купленных машин. Грузоотправитель открывает новые точки, «тоннаж начинает расти, и мы влезаем в кредиты, берем машину побольше, чтобы не потерять хорошего заказчика». Сейчас у Василия и Ксении — двадцатитонный рефрижератор «Рено Магнум» (взяли в кредит два года назад, в месяц банку нужно отдавать около 100 тысяч рублей).

Плата за перевозку называется ставкой. Она зависит от расстояния, веса и характеристик груза, но главные понятия в ценообразовании на этом рынке — «туда» и «обратно». Из пункта А в пункт Б дальнобойщик едет по хорошей ставке, а в обратный путь многие соглашаются захватить груз по минимальной цене, лишь бы окупить расходы на топливо. Разумеется, каждый заказчик «хочет быть обраткой».

Например, весной Василий возил молочную продукцию из Саратова в Стерлитамак (1100 километров). «Ставка хорошая — 53 тысячи рублей. Но деньги платят через два месяца, а рейсы — каждую неделю. То есть каждую неделю нужно заправляться на 30 тысяч рублей. Да, мы возьмем обратку — пищевые добавки по ставке 28 тысяч. За обратку платят сразу. Сразу — означает «в течение 15 банковских дней». Чтобы нам перечислили деньги из Стерлитамака, мы должны предоставить товарно-транспортную накладную — не факсом, не в электронном виде, а бумажкой. Если отправлять почтой России, это еще плюс неделя».

Лучшие ставки — «на заморозку, ее боятся возить — вдруг заглючит реф», — объясняет Ксения. Самые низкие — «на тент» (крупу, муку, сахар, печенье и т.д.). Эта категория товаров особенно рискует подорожать из-за «Платона»: у перевозчиков бакалеи небольшие доходы, выплатить новый сбор из прибыли они не смогут, то есть неизбежно повышение цен.

Перед Новым годом у дальнобойщиков — сезон высоких заработков (в январе и летом заказов значительно меньше).

— Поэтому «Платон» и ввели именно в ноябре, прямо в середине месяца. Думали: сейчас — самый смак, сорвем куш! — кипятится Ксения. — Власти не ожидали такой реакции, считали: дальнобойщики промолчат, потому что хорошо зарабатывают. Да, так и было — лет пятнадцать назад! Но при сегодняшней ситуации нам проще отдать машину банку и уйти из этого бизнеса.

Перевозчики уже проглотили «обман с акцизом на топливо»: «По телевизору красиво говорили, что с введением акциза отменят транспортный налог. На самом деле этот вопрос оставили на усмотрение регионов — и ни один регион налог не отменил».

Перевозчикам обидно, что сограждане, не имеющие фур, не понимают серьезности ситуации. «Кто-то отмахивается: подумаешь, протестуют какие-то дальнобойщики на каких-то дорогах! Люди не понимают: эти дальнобойщики везут вам муку и молоко. Железная дорога к магазину не подведена. На нас все держится».

P.S. Попытка дальнобойщиков вступить в диалог с региональными властями закончилась ничем. Председатель облдумы Владимир Капкаев инициативную группу не принял.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow