Ранее газета «Коммерсант» рассказала о двух проектах рабочей группы ЕАК по электронной торговле, грозящих сделать онлайн-покупки через зарубежные сервисы невыгодными и бессмысленными для россиян. Различия между проектами несущественны. В первом варианте текста сохраняется возможность для беспошлинного приобретения товаров до €22 и 1 кг, а за товары в диапазоне €22–150 и 1–10 кг придётся доплатить €15. В другом проекте минимальный обязательный сбор составляет €10. Если покупка обойдётся дороже €150 или её вес превысит 10 кг, то придётся доплачивать 30% её стоимости + €10 или €15 фиксированного сбора в зависимости от варианта проекта (но не менее €4 за 1 кг веса). Ещё более жесткие условия описали «Ведомости»: по данным издания, фиксированный сбор для товаров дешевле €150 составит €25.
На заседании Совета ЕАК в понедельник было решено подвергнуть проекты дополнительной проработке. Как пишет «Ъ», такое решение может быть связано с расхождением позиций стран-членов ЕЭС: наиболее непримиримым выглядит Казахстан, выступающий против любого повышения пошлин. В Армении порог беспошлинной онлайн-торговли на данный момент установлен на уровне €300, в Белоруссии — €200.
На трансграничную онлайн-торговлю президент Владимир Путин впервые публично обратил внимание в конце 2013 года, призвав правительство навести в этом секторе порядок. Необходимость ужесточения правил мотивировалась увеличением поступлений в бюджет и уравниванием возможностей зарубежных и российских ритейлеров. Власти и бизнес говорили о важности пресечения «серых» схем, по которым некоторые компании беспошлинно закупали небольшие партии товаров за рубежом для последующей перепродажи в России. В прошлом году чиновники начали обсуждать снижение порога беспошлинной торговли до €150, но наткнулись на массовое сопротивление пользователей «рунета» (против этой инициативы было собрано более 100 тысяч электронных подписей). Кроме того, в Астане и тогда отказались следовать российскому примеру, а значит потоки заказов могли бы в случае чего поступать к россиянам через Казахстан. В результате на тот момент дискуссия была заморожена.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
За 2014 год 12-15 млн россиян хотя бы один раз совершили покупку в зарубежном интернет-магазине. По данным аналитического агентства DataInsight, рост числа заказов товаров из других стран составил в прошлом году 135%, а оборот трансграничного рынка превысил 85 млрд рублей. Среди 47 миллионов заказов, совершённых россиянами из-за рубежа за указанный период, почти 3/4 пришлось на китайские сервисы. Абсолютным лидером стал китайский AliExpress — на него пришлось 55% всех покупок россиян за рубежом. Затем следует американская торговая площадка Ebay — 14% покупок.
Охотнее всего россияне заказывают за рубежом импортную одежду (31% всех заказов), а также различную электронику и технику (25%). По величине оборота на технику приходится более половины рынка всех трансграничных покупок. Средний чек россиян в китайских интернет-магазинах в 2014 году составил 1800 рублей, в магазинах ЕС и США — 2800 рублей. Таким образом, дополнительный сбор, который предлагается ввести для товаров стоимостью до €150, прибавит к среднему чеку €10-25, что может поднять цены в несколько раз.
Сильнее всего вырастет стоимость самой популярной категории товаров трансграничной торговли — недорогой одежды. К примеру, джинсы в пределах €15 при введении нового сбора могут подорожать более чем в два раза. В стоимости более дорогих товаров новая пошлина будет не столь критичной, но в условиях непрерывного падения доходов населения всё равно более чем ощутимой: например, китайский смартфон ценой в €130 обойдётся уже в €155, а более дорогая модель за €170 может подорожать сразу на €75.
Учитывая тот факт, что россиян в иностранных интернет-магазинах в первую очередь привлекает невысокая цена, при таком сценарии можно прогнозировать драматическое падение числа заказов — активный рост этого сегмента, в том числе в не самых богатых российских регионах, останется в прошлом. Это, в свою очередь, означает, что влияние новых ограничений на российский бюджет будет ничтожно малым, зато удар по российскому потребителю будет нанесен тяжелый.
Бенефициарами введения сборов могут стать отечественные интернет-ритейлеры, на которые по результатам 2014 года приходилось 87% всех покупок россиян в сети. Российские компании давно выражают недовольство по поводу преимуществ иностранных онлайн-площадок, освобождённых от НДС и таможенных взносов. Неясно, насколько россияне окажутся готовы окончательно переориентироваться с дешёвых китайских магазинов на российские аналоги, как правило, из другого ценового сегмента и с существенно более узким ассортиментом. Впрочем, тот факт, что интересы потребителей систематически приносятся в жертву мифам об импортозамещении, уже никого не удивляет.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68