СюжетыОбщество

Человека нет, забудьте

16 ноября в Таджикистане похоронили пятимесячного Умарали Назарова, умершего в петербургской детской больнице в ночь с 13 на 14 октября

Этот материал вышел в номере № 127 от 18 ноября 2015
Читать
16 ноября в Таджикистане похоронили пятимесячного Умарали Назарова, умершего в петербургской детской больнице в ночь с 13 на 14 октября

Маму ребенка — Зарину Юнусову — по решению суда выдворили на родину и на пять лет запретили ей въезд в Россию. Отец малыша — Рустам Назаров — пока остается в Петербурге. Однако согласно российским законам о мигрантах, в любой момент и его могут депортировать. Потерпевшим по делу о смерти собственного сына Рустам не признан — следствие упорно отказывает ему в этом статусе. Единственной потерпевшей до сих пор была Зарина…

С начала врачи детской больницы имени Цимбалина, где малыш скончался, причиной его смерти назвали ОРВИ. Потом предположили: «синдром внезапной смерти». 10 ноября следствие заявило, что причина смерти младенца установлена:

— Получено заключение экспертов, согласно выводам которых причиной смерти ребенка явилось заболевание: генерализованная вирусная (цитомегаловирусная) инфекция, — сообщили «Новой» в пресс-службе ГСУ СК РФ по Петербургу.

По оценке защиты потерпевшей и комиссии Совета по правам человека при президенте РФ, в конце октября проводившей собственное расследование происшествия, эта версия маловероятна.

— Мы консультировались с медиками, — рассказала «Новой» адвокат потерпевших Ольга Цейтлина, — вирус, который якобы привел к гибели Умарали, не является смертельным. Цитомегаловирус — это вирус группы герпесов. Он есть у 90% людей. Найти его у человека легко. Но умереть от него непросто — для этого им должны быть поражены все внутренние органы, и развивается такой вирус не стремительно, а долго, и это заметно, а у малыша не было никаких признаков нездоровья, судя по наблюдениям врачей.

Однако провести независимую судмедэкспертизу в Петербурге следователи не дали и не ознакомили ни мать, ни отца Умарали с официальным заключением судмедэкспертизы, чтобы его можно было оспорить.

Между тем 12 ноября горсуд рассмотрел жалобу Юнусовой на решение райсуда о выдворении и оставил его в силе. Зарине дали пять дней (до 17 ноября), чтобы выехать из России. Решение удивило всех — от адвокатов до СПЧ. 13 ноября глава СПЧ Михаил Федотов направил обращение Генеральному прокурору Юрию Чайке.

Но ни адвокаты, ни Федотов, ни Чайка ничего изменить не успели.

В ночь с 15 на 16 ноября одним рейсом — из Петербурга в Душанбе — Зарина и Умарали улетели. Мама — в пассажирском кресле, сын — в деревянном заколоченном гробу (15 ноября в городском морге родителям выдали тело ребенка).

— Срочно отправить Зарину домой решило таджикское консульство, — объяснил «Новой» юрист таджикской диаспоры в Петербурге Уктам Ахмедов. — Мы только исполнили это решение. Скинулись на билет Зарине. Из-за такого поспешного отъезда даже сорвались очные ставки Зарины с сотрудниками УФМС и полиции, которые ее задерживали. Они были назначены на 16 ноября.

Родственники Рустама и Зарины также рассказали «Новой» о том, что представители таджикского консульства пообещали родителям Умарали: независимая судмедэкспертиза причин смерти малыша будет проведена в Таджикистане, сразу по прилете.

— Сказали, вас встретят в Душанбе, — сообщил «Новой» Махкам Хабибуллоев, дядя Рустама Назарова. — Но четыре часа, с 8.00 до 12.00, мы прождали таджикских экспертов-криминалистов в душанбинском аэропорту. Никто не приехал. Что нам оставалось делать? Мы поехали хоронить Умарали…

Малыша похоронили в родном селе его отца. Зарина вернулась в родительский дом.

— Сложно сказать, как теперь будет идти расследование дела о смерти Умарали, не будет ли оно свернуто, — прокомментировала «Новой» адвокат Ольга Цейтлина. — Но мы уважаем выбор и волю потерпевших, консульства и диаспоры. Наша цель была не посадить конкретных сотрудников полиции и ФМС, а вскрыть масштабную проблему отбора детей и в данном случае установить причину смерти ребенка. Часть этой задачи выполнена, но расследование по причине смерти не закончено. Возможно, последует обращение в Европейский суд по правам человека, поскольку потерпевшая выполняет решение суда, которое обязывает ее покинуть Россию. Таким образом, государство не только не проводит эффективного расследования, но и выдворяет важнейшего очевидца и потерпевшую, чьи показания являются главными доказательствами по делу. Нарушение процессуальных обязательств абсолютно очевидно.

Совет по правам человека в ближайшее время обещает представить доклад о случившемся в Петербурге президенту России. СПЧ также будет добиваться признания Рустама Назарова потерпевшим по делу и продолжения расследования обстоятельств гибели младенца.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow