Автопробегом по коррупции
В октябре 2013 года американские тракеры (так в США называют водителей тяжелых грузовиков) обещали «выключить Америку на 3 дня». Организаторы общенациональной забастовки выдвинули самые радикальные политические требования — импичмент президента Обамы «за преступления и предательство». Забастовщики требовали отказаться от реформы медицинского страхования, отправить в отставку генерального прокурора Эрика Холдера (за слежку за гражданами) и «уволить» с правительственных постов всех мусульман, «не соблюдающих американскую конституцию». И последнее в списке претензий — высокие цены на горючее.
В течение трех дней: с 11 по 13 октября устроители акции призвали 1 миллион водителей грузовиков провести «автопробег в Вашингтон в поддержку конституции». На столичной кольцевой дороге планировалось блокировать конвоями траков по три полосы в каждую сторону, двигаясь со скоростью 55 миль в час, оставив одну полосу только для пожарных машин, «скорой помощи» и полиции.
Особую надежду организаторы протеста возлагали не на профсоюзы, а на 150 тысяч шоферов и работников малых независимых компаний.
Если бы на улицы и проспекты главных городов США действительно выехал миллион большегрузов, то акция вполне могла бы если не парализовать, то чрезвычайно затруднить жизнь всей страны.
По данным Американской ассоциации грузовых автомобилей (АТА), 100% потребительских товаров и 69% от общего тоннажа грузов доставляются на грузовиках. Кроме того, по оценкам экономистов, 80% американских общин получают свои товары исключительно благодаря автотранспорту. Эксперты ожидают, что к 2021 году общий объем грузовых перевозок увеличится на 26%, причем доля тяжелых грузовиков в общей доставке вырастет на 71%.
Правительство, работники федеральных агентств, полиция, пресса и жители Вашингтона ждали автопробега с возрастающей тревогой. Но опасения оказались напрасны: у активистов «автопробега» на Вашингтон что-то «не срослось». Организаторы параллельных акций в столице и штате Калифорния начали публично спорить о целях и задачах протеста, профсоюзы не поддержали политические требования отставки Обамы и обещания устроить «грандиозную транспортную пробку», если полиция пойдет на аресты дальнобойщиков. В результате на дороги вышло заметно меньше водителей. Вашингтонская полиция произвела несколько задержаний, но обошлось без пробок.
Тем не менее через два года, прошедших с этой акции, многие требования трекеров были выполнены. Реформа медицинского страхования претерпела значительные изменения. Обама распорядился провести кардинальный пересмотр работы спецслужб, в первую очередь это коснулось сбора сведений о гражданах. Ушел в отставку генпрокурор Холдер. Цены на автогорючее упали. Так это здесь работает. И, можно сказать, трекеры приложили к этому свою руку.
Когда дальнобойщики рулили
В октябре 1973 года, в разгар арабо-израильской войны, Америка оказалась в черном санкционном списке ОПЕК, объявившей эмбарго на поставки нефти в страны, поддержавшие Израиль. В результате цена барреля подскочила в 4 раза. Для США, зависевших от иностранной нефти, это был болезненный удар. Пострадали не только автоперевозчики, пострадала вся страна.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Кроме подскочивших цен на бензин водителей грузовиков возмутило введение общенационального ограничения скорости на дорогах (55 миль в час, примерно 90 км/ч) с целью не столько безопасности, сколько экономии бензина. Эту идею пробил через конгресс президент Ричард Никсон. В то время все американские автомагистрали полностью контролировались федеральным правительством из Вашингтона. В декабре 1973-го водители грузовиков провели первую массовую забастовку, едва не сорвав рождественский шопинг для миллионов американцев.
В 1976 году основной профсоюз шоферов — Teamers, объединяющий самых разных водителей Америки — от развозчиков молока и почтальонов до шоферов школьных автобусов и тяжелых грузовиков, — провел массовую забастовку, требуя повышения зарплат. «Братству водителей» (так они себя называют) потребовалось для победы всего три дня. По новому контракту с правительством профсоюз в течение трех лет получил индексацию зарплаты для всех его членов — она увеличилась в среднем на 30%.
В 1979 году истек трехлетний контракт, а переговоры о новом трудовом соглашении, начатые при президенте-республиканце Форде и продолженные при демократе Картере, забуксовали. Тогда по призыву лидера профсоюза Франка Фитцсиммонса 300 тысяч водителей и работников складов вышли на забастовку. В ответ многие из 500 компаний, с которыми боролись профсоюзы, объявили локаут. В магазины перестали поступать свежие продукты, на бензоколонки — горючее, американцы замерли в очередях. Перед водителями-дальнобойщиками замаячила угроза потерять работу. В результате локаута профсоюзные лидеры были вынуждены снять или значительно скорректировать требования забастовщиков. Через 9 дней забастовка и локаут были прекращены.
«Золотая пора» дорожных профсоюзов закончилась через год. В 1980-м была завершена реформа отрасли, и как грибы после дождя по всей стране выросли новые независимые компании. По данным налоговой службы, в течение 10 лет с момента дерегуляции треть из 100 крупных фирм, осуществлявших грузовые перевозки, разорилась, а стоимость доставки товаров на треках из-за резко возросшей конкуренции упала. Компаниям давно было невыгодно работать с профсоюзами (членам профсоюзов работодатели были обязаны платить на 35% больше). Теперь появилась альтернатива, и новые корпорации стали нанимать трекеров, не входящих в профсоюзы, — так называемых независимых подрядчиков.
Как политическая сила, способная потрясти Америку, дальнобойщики себя, похоже, исчерпали.
Тяжелая работа, которую нужно сделать
В кабинах американских грузовиков есть холодильники и телевизоры, на специальных стоянках организована подача воздуха, чтобы водители могли поддерживать климат-контроль при неработающем двигателе. Помимо подачи воздуха в грузовик есть интернет и даже спутниковое телевидение. Но только в том случае, если компании готовы платить за эти удовольствия. Правда, как правило, они экономят даже на мотелях. Поэтому тракеры спят в своих «домах на колесах».
Два момента, за которыми ведется строжайший учет и контроль. При въезде в каждый штат грузовик первым делом должен пройти взвешивание на специальной станции. От веса зависит плата за проезд и сохранность дорожного покрытия. В журналах-рапортичках тракеры обязаны отчитываться о вахтах. Регламент, введенный для водителей грузовиков массой свыше 10 тысяч фунтов (4536 кг) на федеральных автомагистралях, разрешает проводить за рулем не больше 14 часов в сутки. Затем — перерыв, не менее 10 часов. Всё очень жестко. Например, сев за руль в 6 часов утра, водитель обязан заглушить мотор в 8 вечера, даже если по пути он останавливался в закусочных и делал другие перерывы на отдых. После 8 вечера шоферу разрешается выполнять любую другую работу, но обратно за баранку он может сесть только спустя 10 часов. Управление грузовиком ограничено 60 часами в неделю. Нарушителям грозит потеря работы, а их работодателям — штрафы и лишение лицензии.
Нерегулярное питание, малоподвижный образ жизни, постоянные разъезды, разлука с семьей… При максимальном комфорте машин и продуманной транспортной инфраструктуре профессия водителя большегруза в Америке остается тяжелой и не входит в число престижных. Средний годовой доход американского дальнобойщика — 39 тысяч долларов. А сезонные водители получают гораздо меньше — 16 тысяч. Поэтому американских тракеров вряд ли причислишь к среднему классу. Мечта таких работяг — вывести в люди детей, прежде всего обеспечив им образование. «Американскую мечту» сегодня осуществить всё труднее, и, когда поднимается очередная волна гражданского неповиновения (среди относительно недавних можно вспомнить движение «Оккупируй Уолл-стрит»), дальнобойщики присоединяются к протестному движению. Как показали события октября 2013 года, большинство из них недовольны тем, в каком направлении движется их страна.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68