СюжетыОбщество

Акции протеста дальнобойщиков прошли по всей России

Материалы соб. корров «Новой газеты» из Красноярска, Екатеринбурга, Ульяновска, Ростова-на-Дону

Этот материал вышел в номере № 125 от 13 ноября 2015
Читать
Материалы соб. корров «Новой газеты» из Красноярска, Екатеринбурга, Ульяновска, Ростова-на-Дону
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Красноярск

Людей в огромных фурах не замечают даже мелкие чиновники

Это извечный нерв российской жизни: богатые (по форме) голодранцы (по сути) делят деньги тружеников

Центр обслуживания грузоперевозчиков в Красноярске — новенький, пластик и яркий свет. Здесь с дальнобоев будут стричь деньги. И этот прекрасный офис разительно отличается от условий, в которых водители большегрузов эти деньги зарабатывают.

Уже решено, что за проезд 12-тонных автомобилей по федеральным трассам будет взиматься 1,53 рубля за километр пройденного пути. С марта 2016 года ставка повышается до 3,06 рубля. Штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. рублей за первое нарушение и 1 млн за повторное.

Две недели назад руководитель Росавтодора Роман Старовойт и министр транспорта РФ Максим Соколов были в этом красноярском Центре, проверяли, как работает информационная система «Платон», где сейчас регистрируются грузоперевозчики. Через «Платона» новую мзду с дальнобоев собирает компания «РТ-Инвест Транспортные системы», созданная при участии «Ростеха». После того как правительство назначило РТИТС оператором взимания платы, совладельцем компании (50%) стал Игорь Ротенберг (сын Аркадия Ротенберга).

Московские чиновники самостоятельно оформили маршрутную карту через терминал самообслуживания, проиллюстрировав простоту и доступность данной процедуры. Сейчас в Центре обстановка если не нервная, то близкая к ней. И это несмотря на невероятное душевное здоровье и спокойствие водителей фур — другие в этой профессии не задерживаются.

Диалоги такие:

— Я уеду в Москву, потом шесть тысяч километров в Забайкалье, там подвернется груз, еще куда-то могу. Где искать терминалы? Где взять связь для выхода в личный кабинет? А если сломаюсь в пути?

— Вы можете позвонить в колл-центр, назвать пин-код.

— У нас — Сибирь! Выезжаешь за Красноярск — и связи нет.

Этот офис — еще одно место, где теперь тоже отчетливо ощущаешь одну из констант российской жизни: противостояние нахлебников-голодранцев (как бы ни были они богаты) и тружеников. Система по-прежнему работает на то, чтобы отнять и поделить. Стимулов к труду, к зарабатыванию исчезающе мало. Чиновники истекают слюной, видя огромные фуры. Людей в них они не замечают.

Если не выходить в личный кабинет на сайте системы, не оформлять маршрутную карту, тогда, следуя рассказам федеральных чиновников, надо устанавливать бортовые устройства, предназначенные для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам. Оплата будет списываться со счета владельца автоматически. Проблема лишь в том, что пока этих устройств в наличии нет.

Как нет и элементарной дорожной инфраструктуры. Ни эстакад для ремонта, ни площадок для отдыха. Водители фур вынуждены жить в них автономно — и когда наматывают тысячи верст по азиатской части России, и когда в Москве, где можно взять груз по приемлемой ставке, ищут его в интернете и ждут, стоя сутками в промзонах, где ни магазинов, ни туалетов. И когда скапливаются — сотнями фур, ожидая ремонта дороги, провалившейся в топи между Красноярском и Иркутском… Декларируемая сейчас забота о качестве этих дорог — дескать, сбор с большегрузов компенсирует ущерб, наносимый федеральным трассам — мало кого убеждает. Потом последует сбор с дородных пешеходов?

Для дорожных фондов — это копейки, они не смогут изменить наши дороги, но абсолютно точно отразятся на ценах в магазинах и инфляции. А для маленьких компаний, занимающихся грузоперевозками, — это убытки, грозящие разорением.

Ни индейка, ни гусь никогда не проголосуют за Рождество. Из Сибири и Дальнего Востока с их расстояниями и необустроенностью вся эта реформа кажется наиболее несправедливой. 11 ноября около 400 фур выстроилось на обочине трассы Новосибирск — Омск в районе аэропорта Толмачево, еще 50 грузовиков из разных регионов России встали, не блокируя проезд, под Ачинском (Красноярский край). Координатор протеста в Ачинске Ян Шикин: «Следствием новых сборов станет повышение цен на продукты питания, одежду, ГСМ, строительные материалы. Пострадают малый и средний бизнес — те, кто и до этого еле выживал, экономя на всем».

Что еще говорят дальнобои на городских форумах:

«Это узаконенный грабеж. Ставки за грузоперевозки с 2010 года упали. Обещали с повышением цены на топливо убрать транспортный налог, но топливо подорожало, а налог так и платим. Запчасти подорожали минимум на 50%. Из большинства регионов уехать с грузом по нормальной ставке трудно, дают чуть больше цены за топливо, которое потратишь на перевозку этого груза. Деньги задерживают до полугода. В акции принять участие не смог, так как стою на ремонте, на который, кстати, взял кредит».

«Нашли дойную корову.То ГЛОНАСС, то тахографы, то новые ставки транспортного налога, то новые разрешения всякие. Так мы ж не от хорошей жизни возим грузы фурами, вынуждает монополист — РЖД. Потом что? Воздухомеры будут ставить на воздушный фильтр?»

«Тихо поднять цену солярки на рубль — им этого мало. Нужно, чтобы каждый пришел в кабинет, нагнулся и сказал “просю”».

Алексей Тарасов, «Новая»

Екатеринбург

«Здесь вам не Германия»

К акции протеста присоединились владельцы легковых машин

Протестовали водители большегрузов в двух местах. 11 ноября в течение часа с 11.00 до 12.00 пятнадцать фур стояли на 8-м километре Екатеринбургской кольцевой дороги. К протесту дальнобойщиков присоединились и несколько сочувствующих водителей легковушек.

— Все автомобили припарковались на обочине проезжей части, — рассказал начальник отдела информации главного управления МВД по Свердловской области. — Для обеспечения порядка туда сразу выехали несколько нарядов ДПС. Впрочем, дорогу никто не перекрывал, и акция никак не повлияла на движение других автомобилей. Протестующие никому не мешали.

Вторым местом, где водители присоединились к общероссийской акции, стал 88-й километр автомобильной дороги Екатеринбург — Тюмень. Здесь в течение часа фуры ехали с очень маленькой скоростью — около 10 км/час. Из Богдановичского отдела ГИБДД, за которым закреплен этот участок трассы, для беседы с дальнобойщиками сразу же выехали гаишники. Все закончилось мирно. Законов никто не нарушил.

Для многих свердловчан вопрос, почему дальнобойщики вообще протестуют, так и остался открытым. Прозвучало мнение, что большинство грузоперевозчиков работают по серым финансовым схемам, они боятся, что придется платить налоги государству в полном объеме.

— Неправда. Налоги сегодня платить не так уж и сложно, — заявил Сергей Курдаков, директор транспортной компании из Челябинска. — Мы понимаем, что власти придумали очередной побор. По аналогии с платежами на капитальный ремонт домов. Деньги с грузоперевозчиков хотят собирать через ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». Зачем нужна эта коммерческая прослойка между водителями и государством, на счетах которой будет оседать пусть даже 1% от всех перечисленных денег? С такими платежами за дороги мы максимум через год уже по всей России должны ездить как по освещенным автобанам в Германии, например. Вы себе это представляете в ближайшей перспективе? Водители протестуют, потому что боятся, что и их деньги будут по привычке украдены.

Стоит добавить, что в Екатеринбурге нет общественной организации, которая курировала бы действия дальнобойщиков. Их «офисы», где решаются вопросы и организуются протесты, — это придорожные автостоянки и заправки.

Изольда Дроюина,«Новая»

Ульяновск

Торопись медленно

Рабочий класс протестовал на родине вождя мирового пролетариата

Одиннадцатого ноября в 9 утра около сотни большегрузных и легковых автомобилей выстроились на выезде из города вдоль трассы Сызрань — Цивильск. Машины встали в два ряда, оставив для проезда только одну полосу. Около десятка автомобилей с включенными аварийными сигналами очень медленно кружили по кольцу, известному под названием «Ульяновск-Симбирск», создавая пробку. Акция продолжалась почти полчаса.

Грузоперевозчики считают, что государство больше потеряет от внедрения новой системы, чем приобретет в виде сборов, и что такой шаг приведет к удорожанию продукции и услуг для потребителя на 5–7%.

Водители-дальнобойщики считают неправильным, когда деньги на ремонт федеральных дорог собирает частная фирма-оператор. Участники акции выразили сомнение, что эти деньги целиком попадут государству. «Государство могло бы ввести дополнительный налог и честно объяснить это дальнобойщикам. А теперь начнутся суды по поводу штрафов. Допустим, надо будет зайти на сайт «Платона», а он не работает? Я несу ответственность перед заказчиком, а кто несет ответственность передо мной? Никто», — сказал один из участников акции.

Представитель платежной системы «Платон» в Ульяновске Ирина Моисеева заявила, что «система максимально прозрачна и доступна» и полностью готова к работе с 15 ноября: «Мы прошли все автономные и комплексные испытания».

В Ульяновской области 585 км федеральных дорог на четырех междугородних направлениях. Водителям большегрузов свыше 12 тонн, не зарегистрированных в системе «Платон», во избежание штрафов придется сворачивать на региональные трассы, а это обернется для дорог неизбежным ущербом. Поэтому, как сказал на брифинге директор департамента автомобильных дорог Ульяновской области Сергей Холтобин, в регионе разрабатывается законопроект, аналогичный федеральному, и он может быть принят в 2016 году. Средства, собранные с владельцев большегрузных автомобилей, которые пользуются областными трассами, будут направлены на ремонт региональных дорог, сказал чиновник.

Закон о платном проезде большегрузов по федеральным трассам является реализацией принципа «потребитель платит», сказал Холтобин, и в этом смысле он справедлив. Однако чиновник предупреждает, что введение этой платы повлечет за собой рост цен на дорожные работы: «Дорожные службы не вошли в категорию льготников, и при выезде на федеральную трассу они также будут платить — при очистке дорог, при перевозке строительной техники и так далее».

Сергей Гогин, специально для «Новой»

Ростов-на-Дону

Против дальнобойщиков вышел ОМОН

В Ростовской области водители встали на «Дону»

Акция в Ростове-на-Дону. Фото: ТАСС
Акция в Ростове-на-Дону. Фото: ТАСС

Федеральная трасса М4 «Дон» — одна из самых загруженных в стране, она тянется с севера на юг на 1517 километров по маршруту Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск. По неофициальной информации, за несколько дней до намеченного пикета к его ростовским организаторам обращались представители областной власти, просили не проводить мероприятие, но водители от своего намерения не отказались.

В Ростовской области пикетом руководил таганрогский предприниматель, куратор ростовского отделения российского профсоюза дальнобойщиков Виктор Богданенко. Утром 11 ноября, как и было заявлено накануне, дальнобойщики собрались сразу в двух местах на обочине трассы М4 — около Каменска-Шахтинского (931-й километр трассы «Дон») и на хуторе Ленина Аксайского района (1056-й километр трассы).

К девяти часам утра к хутору Ленина прибыли два десятка большегрузов, представляющих 50 транспортных предприятий области. К этому времени туда же подтянулись ростовские силовики — сотрудники полиции, отряд ОМОНа в бронежилетах и масках.

По словам Виктора Богданенко, полицейские пытались отговорить водителей от акции:

— Я с ними (с силовиками. — В.М.) уже два дня общаюсь. Подходили, говорили, что наши действия незаконны. Но я им сказал, что это всероссийская акция, ее проводит профсоюз дальнобойщиков, об акции уведомлен губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев… Поговорили, показали им документы, нарушений закона они не нашли. Акция продолжилась.

К 9.30 утра около хутора Ленина собралось уже около сотни фур и грузовиков, которые выстроились по обеим сторонам дороги. На бортах некоторых большегрузов было написано «Нет Платону!», к лобовым стеклам прикреплены плакаты «Я против 3,73!». Постояв на обочине до 10 часов (время окончания пикета), дальнобои построились в две колоны (одна — на север в сторону Ростова-на-Дону, вторая — на юг) и двинулись в путь со скоростью примерно 10 км/ч. При этом некоторые грузовики заезжали в крайний левый, скоростной ряд, но дорожная полиция не останавливала нарушителей. Как следствие, пробка в окрестностях Ростова растянулась почти на 30 километров. Водители, не участвующие в акции, по-разному отнеслись к протесту дальнобойщиков: одни сетовали на потерю времени, другие сигналили, поддерживая протестующих.

В это время на втором ростовском участке М4 «Дон» (около Каменска-Шахтинского) на повороте в сторону Волгограда в крайнем правом ряду встали около ста большегрузов — с ростовскими номерами и с номерами других регионов. Водители выходили из кабин, фотографировались рядом со своими машинами, держа в руках самодельные плакаты «Нет оброку на дорогах!». В этом месте магистраль расширена и обновлена, поэтому каких-то существенных помех для движения транспорта не было.

По мнению куратора ростовского отделения профсоюза дальнобойщиков, акция в Ростове удалась, водители поняли, что участвовать в ней нужно, несмотря на то, что накануне правительство России снизило тариф для большегрузов за проезд по федеральным трассам до полутора рублей за километр:

— Нас это не устраивает, потому что это однозначно приведет к удорожанию всего — товаров, ГСМ, запчастей, — сказал Виктор Богданенко. — Мне приятно, что не только водители большегрузов, но и владельцы легковых автомобилей поддерживают нас. Потому что они понимают: потом будет поднят налог и на легковушки. Сейчас уже в планах (правительства РФ.В.М.) поднять плату за автомобили весом от полутора тонн и выше. А завтра придут и за легковыми машинами.

Виктория Макаренко,«Новая»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow