Сюжеты · Культура

Перформанс продолжается в суде

Акции Петра Павленского — это политическое искусство, оценивать которое нужно с особых позиций

Этот материал вышел в № 125 от 13 ноября 2015
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 125 от 13 ноября 2015

14:45, 12 ноября 2015«Новая газета», редакция

8922

14:45, 12 ноября 2015«Новая газета», редакция

8922

Фото: «Новая газета»

Акции Петра Павленского — это политическое искусство, оценивать которое нужно с особых позиций


Фот: Евгений Фельдман / «Новая газета»

В ночь на 9 ноября художник Петр Павленский облил бензином и поджег входную дверь здания ФСБ России на Лубянке. Вскоре он добровольно сдался полиции. Ситуацию комментирует Андрей Ковалев — кандидат искусствоведческих наук, лауреат премии «Инновация», специалист, участвовавший во внесудебном искусствоведческом исследовании по акциям Петра Павленского «Шов», «Туша», «Фиксация».

Великий русский архитектор Алексей Щусев ответственно отнесся к заказу, когда строил в сороковых резиденцию карающих органов, обычному человеку дубовую дверь не открыть — только титанам спецслужб. Но пока что в ФСБ работают просто люди, они используют нормальный вход с вертушкой. Так что в качестве знакового фона своей акции Петр Павленский использовал монументальную декорацию, призванную давить своей массой. Название акции — «Угроза» также соответствует брутальной поэтике места. О том, что высокое искусство возникает в момент диалектического пересечения формы и содержания, написано во всех учебниках. В случае Павленского содержание сформулировано с предельной ясностью: «Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 миллионами человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля».

Но этот ответ не исключает вопроса «А что этим хотел сказать художник?». В разговоре о новых формах искусства спрашивающий обычно знает: «Мой сын (внучка) так сможет». Акция «Угроза», как и другие акции Павленского, такой ответ-вопрос закрывают.

Не удалось отобразить 667

Для культуролога не составит труда считать контекст акций Павленского: Красная площадь, собор Василия Блаженного, который «ходил наг» и наставлял страшного царя Ивана Грозного. Красная площадь, где в 1991-м году радикалы из группы Э.Т.И. под предводительством Анатолия Осмоловского выкладывали своими телами непристойное слово из трех букв перед мавзолеем Ленина. А в 1995-м знаменитый акционист Александр Бренер вбежал на Лобное место в боксерских трусах и перчатках, вызывая Ельцина на честный бой. Петр Павленский учел не только успехи, но и ошибки коллег: он с предельной ясностью трактует смысл своих акций.

Не удалось отобразить 667

В 2012 году во время акции «Шов» он два часа стоял у Казанского собора с зашитым ниткой ртом. «Зашивая себе рот, я хотел показать положение современных художников в России: запрет на гласность. Я везде вижу запуганное общество, массовую паранойю».

В 2013 году — акция «Туша» . Тело обернутого колючей проволокой художника лежало перед входом в питерское законодательное собрание. «Голое человеческое тело — как туша, а вокруг него проволока, для охраны домашнего скота. Новые законы, словно проволока, удерживают людей в загонах. Всё это для того, чтобы превратить народ в хорошо охраняемый безвольный скот, который может только размножаться, потреблять и работать».

2013-й , акция «Фиксация» : Павленский на Красной площади разделся догола и прибил мошонку гвоздем к брусчатке. «Политический беспредел лишает нас возможности действовать, а наши поражения все крепче прибивают нас к кремлевской брусчатке».

Петр Павленский, как и акционисты 90-х, требует от себя абсолютной правды искусства. Кулик в образе бешеного пса реально кусал людей на своих акциях, показывая, что искусство — это никакое не развлечение. «Чтобы встать на четвереньки, наброситься и прокусить кому-то ногу, надо быть решительным человеком». Павленский говорит, что в момент акции ощущаешь полную свободу. В эту минуту ты оказываешься сильнее огромной государственной машины. С тобой ничего невозможно сделать.

Не удалось отобразить 667

Несомненно, что художник Павленский — отличный провокатор. Но после «Угрозы» только за хорошие деньги можно настаивать на автопиаре. На вопрос «Готов ли ты сесть в тюрьму?» он сдается полицейским, не делая никаких попыток скрыться. На суде молчит, настаивая на более тяжелой формулировке обвинения — «Терроризм». Перформанс продолжается в суде, где наступает акт полной карнавализации — защита художника начинает с научной лекции по истории перформанса. Из чего несомненно явствует: мы имеем дело с искусством политическим, и ответ здесь неуместен — потомкам трудно будет объяснять, что за ситуация была в стране, когда художник решается идти на столь крайние меры.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#акционизм #культура #павленский #провокация

важно

11 часов назад

Что произошло за день 5 мая. Коротко

Slide 1 of 6

выпуск

№ 47 от 30 апреля 2021

Slide 1 of 11
  • № 47 от 30 апреля 2021

Топ 6

1.
Репортажи

Интернат В закрытых психоневрологических заведениях сегодня живут 177 тысяч россиян. Большинство из них там и умрут. Елена Костюченко и Юрий Козырев провели несколько недель в ПНИ

413402

2.
Комментарий

Есть вещи пострашнее SWIFT Евросоюз угрожает отказаться от российской нефти и газа — и на этот раз вполне серьезно. Объясняет Максим Авербух

367163

3.
Интервью

Девочка, которая потеряла Конституцию 11 мая студентке МГУ Ольге Мисик выносят приговор за «осквернение будки» Генпрокуратуры

198736

4.
Репортажи

«Считаю вас всех предателями и оккупантами» Алексей Навальный проиграл суд по делу о клевете на ветерана и выступил с еще одним последним словом

195596

5.
Расследования

Чайки по именам ЛСДУЗ и ЙФЯУ9 Чем занимаются зашифрованные для Росреестра сыновья Юрия Чайки

157348

6.
Комментарий

Патриарх обличал не ту тиранию Как оппозиция на Пасху решила, что глава РПЦ вдруг перешел в ее стан

148970

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera