СюжетыОбщество

Снова «пионэры»?

Мечта Раневской не сбылась

Этот материал вышел в номере № 123 от 9 ноября 2015
Читать
Мечта Раневской не сбылась

Как объединить детей в движение

Де-юре «Российское движение школьников» уже существует. Каких ошибок надо избежать практикам, которые начнут работать с детьми, рассказывает д октор педагогических наук Вера БЕДЕРХАНОВА, профессор кафедры социальной работы, психологии и педагогики Кубанского госуниверситета.

— Как вы относитесь к указу о создании детско-юношеской организации в России? Издали его в день создания комсомола. Напрашиваются определенные ассоциации. Вы понимаете, это может быть поводом к расколу в обществе?

— Звонок уважаемого мною человека, поддержавшего во времена перестройки инновационное движение в образовании Кубани — он тогда занимался вопросами идеологии крайкома КПСС, — застал меня врасплох: я еще ничего не знала об указе, в четверг, 29 октября, у меня было три пары в университете.

Внимательно прочитала указ о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Задачи аналогичны существовавшей в СССР пионерской организации. Целью создания организации заявлено совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей».

Раскола в обществе не заметила, но реакция на эту новость явно неоднозначная. От «Ура, да здравствует!» до категорического отрицания: «Я не могу доверить государству воспитание своих детей!»

Создать в современной России аналог пионерской организации невозможно, считает учитель русского языка, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод ЛУХОВИЦКИЙ.

— Пионерская организация была идеологической и основывалась на реальных убеждениях людей, во всяком случае, в первые десятилетия. Сейчас я не могу себе ничего подобного представить. То, что называется официально «патриотическое воспитание», детей никак не затрагивает. Людей, всерьез в него верящих, не найти, — говорит Всеволод Луховицкий.

А никто и не собирается создавать аналог, поясняют непосвященным. Но что тогда?

Сергей МИРОНОВ, лидер партии «Справедливая Россия» , пишет: «Это замечательная идея и важный шаг на пути к формированию единой государственной молодежной политики.

Хорошо, что она нашла свое отражение и президент поддержал нашу инициативу о создании данной молодежной организации. Российская школа должна быть не только образовательным центром, но и центром патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьники должны быть объединены общей системой ценностей, иметь возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах справедливости.

Отдельно хочется отметить, что указом предусматривается целевое бюджетное финансирование этого движения. Это абсолютно правильный шаг, потому что инвестировать в наших детей сегодня — это значит иметь достойное будущее для нашей страны завтра».

Быть или не быть организации, уже нет смысла обсуждать, вопрос решен. Кого из нашего профессионального сообщества привлекали этим заниматься — не знаю. Поэтому позволю себе высказать некоторые соображения, может, пригодится.

Во-первых, при возникновении движения необходимо изначально заложить механизм развития . Я хорошо помню, как на последней оргдеятельностной игре, буквально перед самой перестройкой, в «Олимпийце» эксперты пришли к выводу, что такого механизма не было в пионерской организации, вот ее и приходилось периодически реанимировать, придумывая пионерские ступеньки, марши и т.д. Полагаю, должна быть определена перспектива, с учетом того, что дети, которые приходят в школу, заканчивают ее через 11 лет. А это явно другое время.

Во-вторых, что бы ни создавали сейчас, если не будет выбрана деятельность, вокруг которой объединяются дети, то ничего не получится. Об этот краеугольный камень разбились многие замечательные инициативы. А еще хорошо бы, чтобы деятельность была личностно и общественно значима — это психолого-педагогическая классика, но поиск такой деятельности очень сложен.

В 60-е годы прошлого века Игорь Петрович Иванов нашел точный для своего времени ход — идею гражданской заботы, которая разбилась затем об изменившиеся ценности нового времени. Так идея производительного труда разбивается в наше время из-за того, что соединяют не обучение с производительным трудом (феномен А.С. Макаренко), а обучение с обучением производительному труду. А это совсем другое.

Но в организации движения сейчас есть на что опираться: волонтерская деятельность, поисковая, школьные хозяйства, технопарки живут и развиваются. Алексей Кушнир ежегодно собирает многие из этих сообществ.

В-третьих, какие бы ценности ни собирались формировать (не буду обсуждать: российские, общечеловеческие, гражданские), надо обеспечить для этого условия. Много лет, занимаясь ценностно-смысловой самореализацией личности, то есть ее позицией, точно знаю: ценности зависят не только от деятельности, но и от характеристик среды.

Формирование ценностей — педагогическая задача. Но побудить через нее школьников к движению невозможно. А это значит, прежде всего необходимо выяснить: что сегодня значимо и привлекательно для школьников, что может объединить их в движение?

В-четвертых, нельзя предпринимать никаких «тотальных мобилизаций». Только на добровольной основе и самодеятельности. Ни в коем случае, на мой взгляд, нельзя делать объединений на основе класса. Самодеятельный характер пионерской организации уничтожили, как только форпосты в школах заменили на принцип класс—отряд. Самый жизнеспособный принцип организации — разновозрастный. Анализируя все лучшее, что есть сегодня в организации детей, можно уверенно сказать, что начинать надо со сборов, объединений на каникулах, различных типов временных детских коллективов на основе интенсивных методик.

В-пятых, пионерская организация, насчитывавшая 22 миллиона детей, имела колоссальную материальную базу . В нее входили дворцы пионеров, дома юных техников, станции юннатов, спортивные комплексы, оборудованные лагеря, мощные средства для проведения соревнований «Белая ладья», «Кожаный мяч», «Золотая шайба», издательская база для выпуска газет и журналов «Костер», «Вожатый», «Пионерская правда». Дети в одночасье лишились этого богатства. Сегодня надо очень разумно и прозрачно распорядиться тем, что выделит государство и общественные организации, и ни в коем случае не украсть!

Воспитание и идеология — не синонимы

— Из комсомола вышли люди разных судеб: Басаев, Ходорковский и Рогозин. Благодаря этой организации они научились собирать вокруг себя людей, налаживать коммуникации. Это была серьезная школа. Я сам получил от комсомола больше, чем от теоретических лекций по педагогике в институте. Но есть и обратная сторона медали.

Немецкий педагог Густав Виникен в 1896 году организовал в Берлине кружок «Перелетные птицы», которое позже переросло в массовое движение. В этот кружок вошла та чистая, не растлённая молодежь, которая предпочитала разлагающемуся городу здоровую жизнь на природе. Они путешествовали автостопом, пели народные песни у костров, собирали сказания. Словом, искали духовные скрепы, как мы сейчас. Однако именно в этой организации познакомился со своей женой будущий комендант Освенцима Рудольф Гесс.

Незадолго до казни, уже зная о приговоре Нюрнбергского трибунала, он написал тюремные записки. Суть такова: весь мир видит во мне кровавую бестию, но у меня есть сердце, и я не злой человек. Гесс не врал. Он, и вправду, был любящим и заботливым отцом, никогда не изменял своей жене. Однако своим примером он показал, что человек может быть нравственен в быту, но аморален. Потому что в основе морали лежала идеология, делившая людей на своих и чужих. Немецкие офицеры были достаточно вышколенными людьми: они никогда бы не стали мочиться при немецкой женщине. Другое дело — еврейская женщина или славянка, на которых не распространялись человеческие нормы, поскольку фашистская идеология выносила их за скобки. История Гесса подтверждает страшную вещь. Главное не форма, а то, что ты говоришь у костра.

Попытка взять старые гнилые нитки и сшить новое платье обречена на провал. Виктор Клэмперер, написавший «Язык Третьего рейха», понял, что Германии пришел крах, когда увидел свастику на детском мяче. А английский историк Тэн однажды заметил: «Нет ничего более опасного, чем большая мысль в малой голове».

Люди, которые предложили создать «Российской движение школьников», оторваны от действительности. Они мотивируют свое решение тем, что в 90-е годы мы не занимались воспитанием детей в школах, забросили их. Но это не так. Большое количество школ продолжало заниматься воспитанием детей. Просто народные избранники ностальгируют по своему счастливому детству, идеализирует прошлое. Они считают, что и вода раньше была мокрее.

Школа не должна навязывать идеологию. Это и в Конституции прописано. Очевидно, что в сложном и дифференцированном обществе уже не может быть единой идеологии, которую разделяли бы верующие и атеисты, либералы и патриоты… Но, к сожалению, в сознании многих людей воспитание и идеология — это синонимы. В указе президента говорится о воспитании детей в духе патриотизма и формировании у них ответственности на основе нравственных ценностей. Но все ценности противоречат друг другу. К примеру, справедливость считается высшей ценностью, но она не предполагает милосердия. Свобода для волков превращается в ад для овец. Меня спрашивают, почему в Священной книге приводятся два противоположных высказывания: «Не мир я принес вам, а меч» и «Если ударят по левой щеке, подставь правую»? А я говорю: в отличие от морального кодекса строителей коммунизма, который висел в каждом классе, Бог сделал человека свободным, ему не нужны духовные автоматы. Бог дает нам право выбора и взятия на себя ответственности.

Зубрежка истин и ценностей ничего не даст. Это отчаянная попытка объединить людей, когда все расползается. Патриотизм, как ценность, сегодня является трендом. Власть решила взяться за школьников, потому что поняла: чем раньше начнется работа, тем эффективнее она будет. Но втягивать детей в политику — последнее дело. Главной педагогической задачей, на мой взгляд, должен быть координированный рост свободы и ответственности человека. Раб не может ничего модернизировать: он всего боится. Нужно создавать площадки для диалога. Как говорил Окуджава: «Святая наука — расслышать друг друга».

Я считаю, что нужно способствовать созданию детских объединений. А выстраивание централизованной организации будет неизбежно рождать бюрократические рецидивы, карьеризм, цинизм. Для молодых карьеристов появится еще один социальный лифт. Но мы через все это проходили. Ценно все живое, что растет из-под снизу.

Что касается любви к родине, то она имеет разные формы. Когда рухнула Берлинская стена, вся Германия отмечала праздник, а учитель одной гимназии целую неделю рассказывал детям про «Хрустальную ночь». Возмущенные родители приходили к нему и говорили: «На дворе праздник, зачем вы это делаете?!» На что учитель им отвечал: «Я хочу, чтобы ваши дети знали: стены просто так не возникают». Другой немец — художник — на Бранденбургских воротах, символе триумфа, во время празднования падения Берлинской стены спроецировал ворота Освенцима. Это то же самое, если бы на стены Кремля спроецировали проволоку ГУЛАГа. Умение извлекать уроки из прошлого и не бояться ставить острые вопросы — это тоже проявление патриотизма.

Евгений Ямбург,
директор центра образования № 109 города Москвы,
заслуженный учитель РФ
Записала Диана Хачатрян

Справка «Новой»

Учредитель «Российского движения школьников» — Росмолодежь

Полтора года назад Росмолодежь возглавил Сергей Поспелов. Он занял место Сергея Белоконева, который, по официальной версии, ушел из агентства, потому что «не смог сработаться с коллегами». Некоторые прокремлевские СМИ намекали, что настоящая причина отставки связана с махинациями с госзакупками, в которых уличили Белоконева (проводится следственная проверка).

Уход Белоконева был символичен для Росмолодежи. Будучи креатурой Василия Якеменко, он покинул ведомство на фоне ослабления позиции покровителя и идеолога движения «Наши» — Владислава Суркова. Оба экс-руководителя Росмолодежи были тесно связаны с «Нашими» (Якеменко — основатель движения, а Белоконев — комиссар).

После ухода Якеменко из Росмолодежи центр принятия решений в сфере молодежной политики переместился в администрацию президента к заместителю Володина и экс-руководителю «Молодой гвардии Единой России» — Тимуру Прокопенко.

Вместе со сменой руководства у ведомства растут аппетиты. В 2009 году на реализацию госконтрактов Росмолодежь получила 588 млн рублей, в 2010-м — 430 млн, в 2011-м — 523 млн рублей. Немалая часть государственных средств тратилась на движение «Наши». С каждым годом росли траты на форум «Селигер», который поначалу проходил под эгидой движения «Наши», а потом стал проектом Росмолодежи, — от 1,5 млн в 2007 году до почти 300 млн рублей в 2014 году (70% от всего бюджета агентства).

В проекте бюджета на 2016 год, который утвердило правительство, для Росмолодежи предусмотрено 879 млн рублей. При этом руководство агентства еще в прошлом году отказалось от проведения «Селигера» (вместо него был открыт ряд региональных форумов).

Бюджет на создание движения школьников пока неизвестен.

Диана Хачатрян

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow