СюжетыПолитика

Черные дыры в «черных ящиках»

От «маловероятно, но не исключено» — до «это была бомба»: как в США комментируют гибель российского пассажирского самолета

Этот материал вышел в номере № 122 от 6 ноября 2015
Читать
От «маловероятно, но не исключено» — до «это была бомба»: как в США комментируют гибель российского пассажирского самолета

В США крушение авиалайнера А321 остается ведущей темой новостных выпусков. Американские эксперты, политики, чиновники (последние на условиях анонимности) комментируют поступающую информацию, выдвигают версии. После трагедии 11 сентября для Америки «воздушный терроризм» — тема особая.

«Есть определенное ощущение…»

В среду вечером корреспонденты сначала телеканала CNN, затем NBC со ссылкой на чиновников администрации сообщили, что американская разведка считает взрывное устройство, заложенное на борту российского пассажирского самолета авиакомпании «Когалымавиа», самой вероятной причиной гибели 224 человек. Американские спецслужбы полагают, что обыкновенная взрывчатка, а не какое-то сверхсложное устройство, была пронесена в обход системы досмотра пассажиров и багажа в аэропорту Шарм-эль-Шейха.

«Есть определенное ощущение, что это было взрывное устройство, заложенное в багаже или где-то еще на борту», — приводит телекомпания CNN слова анонимного чиновника. Организатором теракта американские разведчики называют самопровозглашенное «Исламское государство», чья деятельность запрещена на территории РФ, или союзников ИГИЛ. Такая оценка, отмечает американский чиновник, основана на данных, собранных разведкой накануне падения авиалайнера и сразу после трагедии.

Соединенные Штаты не обладали проверенной и надежной развединформацией до аварии. Тем не менее, по словам чиновника, «дополнительная активность (террористов.А.П. ) на Синае привлекла наше внимание». Другой неназванный американский чиновник заявил, что сбор разведывательной информации относительно ИГ частично основывается на мониторинге внутренних, секретных сообщений террористической группировки. Впрочем, в репортажах американского ТВ подчеркивается, что речь не идет об официальном и окончательном выводе разведки США.

Тем не менее новость сразу стала хедлайнером информационного пространства Америки. Несколько дней специалисты из Национальной разведки, Пентагона и институтов, занимающихся проблемами безопасности, публично высказывали сомнения в причастности террористов к гибели российского самолета. Сейчас в США говорят о «крупнейшем террористическом акте в воздушном пространстве со времен 11 сентября».

Чуть ранее, в среду, Великобритания приостановила все авиарейсы на египетский курорт Шарм-эль-Шейх и обратно «до окончания официального расследования», говорится в заявлении канцелярии премьер-министра Дэвида Кэмерона. Ежедневно в этот аэропорт прибывало по пять авиарейсов с Туманного Альбиона. Британское правительство пошло на такую меру предосторожности, потому что допускает версию о террористическом акте на борту российского самолета. В Шарм-эль-Шейхе только что побывала британская инспекция. Уровень безопасности в местном аэропорту не удовлетворил экспертов из Соединенного Королевства.

За день до этого американское посольство в Египте распространило инструкцию, в качестве «превентивной меры» запрещающую сотрудникам поездки на Синайский полуостров, пока там продолжается расследование причин авиакатастрофы. Египетские власти нервно прореагировали на сообщения об активности в этом районе исламистов. Президент страны Абдель Фаттах ас-Сиси в интервью BBC назвал «пропагандой» заявление ИГ о причастности к гибели самолета. «Пропагандистские заявления о том, что самолет был сбит боевиками ИГ, направлены лишь на дестабилизацию обстановки в этом регионе и на то, чтобы испортить имидж Египта. Уверяю вас, ситуация в этой части страны находится под контролем», — заявил египетский лидер.

Мир стал опасным местом

Еще в понедельник бывшие разведчики и агенты американских спецслужб, представляющие частную аналитическую компанию Stratfor из Техаса, методом исключения предположили, что версия взрыва бомбы на борту — самая правдоподобная. На статью центра Stratfor ссылались многие издания. Эксперты полностью исключают возможность того, что боевики ИГИЛ (эта террористическая организация запрещена в РФ) могли сбить российский авиалайнер на высоте 9 с половиной километров из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК). Хотя боевикам, воюющим в этой зоне, ранее удалось попасть в египетский вертолет и обстрелять израильский самолет, российский А321 летел на недосягаемой высоте, отмечают эксперты Stratfor.

В то же время, отмечается в статье, на такой высоте крайне редко происходят технические неполадки, приводящие к развалу конструкции воздушного судна. Обычно такие аварии случаются при максимальных нагрузках на самолет при взлете или посадке. Наконец, крушение вряд ли было вызвано отказом электрооборудования. В этом случае экипаж мог бы совершить необходимые маневры и даже посадить самолет, избежав катастрофы, полагают в американском центре.

Остается одно, самое правдоподобное объяснение — пронос взрывчатки на борт самолета в багаже или ручной клади. Аэропорт Шарм-эль-Шейха, отмечают американские аналитики, печально известен ненадежной системой безопасности. Местные служащие за взятки проводили пассажиров в обход пунктов досмотра, а проверка грузов осуществлялась не столь тщательно, как это делается в Европе или США. И если израильские или европейские авиакомпании из соображений безопасности требовали от египтян проведения особой проверки пассажиров, то российские перевозчики, как правило, не настаивали на дополнительных осмотрах.

Взрыв пассажирского самолета, отмечают в Stratfor, идефикс для исламистов. Самолеты можно уничтожать малым количеством взрывчатки (речь идет о граммах), а шум, поднимаемый СМИ даже в случае сорванных терактов, порождает панику среди населения и одновременно способствует пиару террористов. В прошлом «Аль-Каида» неоднократно пыталась взорвать пассажирские авиалайнеры. В 2001-м «ботиночный террорист» британец Ричард Колвин Рид на борту Боинга 767, следовавшего из Парижа в Майами, не смог привести в действие взрывное устройство, спрятанное в обуви. В 2006-м взрывчатка, пронесенная на борт в бутылках обычной газировки, должна была уничтожить сразу семь самолетов, следовавших из Великобритании в США и Канаду. Британская полиция успела сорвать заговор, арестовав 24 подозреваемых. Но пожизненные тюремные сроки получили из них только трое, чья вина была доказана в королевском суде. Наконец, в 2009 году «бельевой», он же — «рождественский террорист», Умар Фарук Абдулмуталлаб не смог справиться с устройством, спрятанным в нижнем белье. Огонь на борту был потушен, а террориста схватили пассажиры. Если бы теракт на борту аэробуса А330-323E, следовавшего из Амстердама в Детройт, удался, погибли бы 290 человек. Американские эксперты напоминают и о чеченских террористках-смертницах, взорвавших 24 августа 2004 года два российских самолета (эти теракты предшествовали трагедии в Беслане).

«Мир стал опасным местом, всегда находятся люди, готовые делать ужасные вещи в отношении других людей, и иногда они в этом преуспевают», — делают вывод аналитики центра Stratfor. Бывшие сотрудники разведки и спецслужб призывают мировые правительства не экономить на обеспечении безопасности авиаперевозок, не сводить комплексную проблему только к усовершенствованию техники «просвечивания пассажиров», их досмотра на КПП. Однако эти же аналитики не исключают, что причиной катастрофы могла стать и фатальная техническая неполадка.

Плохой ремонт — это бомба с часовым механизмом

Мэри Шиаво, в прошлом — генеральный инспектор министерства транспорта, а сейчас эксперт телеканала CNN, предположила, что значительное расстояние между хвостовой частью самолета и остальными обломками, свидетельствует о том, что хвост отвалился до момента взрыва и до пожара, охватившего самолет. В 2001 году этот лайнер, эксплуатируемый ливанской авиакомпанией Middle East Airlines, получил характерное повреждение в аэропорту Каира после удара хвостовой части о взлетно-посадочную полосу. Ремонт длился три месяца. В 2013 году экспертная комиссия в Ирландии сделала заключение о полной исправности самолета. Однако американский эксперт отмечает, что в ее практике был случай, когда недобросовестный ремонт именно хвостовой части самолета привел к катастрофе спустя 20 лет. «Плохой ремонт подобен часовой бомбе, его результат остается внутри самолета навсегда», — отметила Шиаво.

США готовы подключиться к официальному расследованию

В первые часы после трагедии госсекретарь Джон Керри в телефонном разговоре с Сергеем Лавровым передал россиянам соболезнования от лица всех американцев. Заметим в скобках, что телефонного звонка Обамы российскому коллеге не последовало. Затем глава американской дипломатии отправился с визитом в пять стран Средней Азии, встречался с президентами, участвовал в международной встрече глав МИД «5 плюс 1» в Самарканде. Тема крушения российского лайнера в контексте борьбы с ИГИЛ не звучала. Но ранее в телевизионном интервью CNN Керри отметил, что Россия, выступив на стороне президента Асада, Ирана и «Хезболлы», может ожидать «ответной реакции» со стороны суннитского мира.

Директор национальной разведки Джеймс Клэппер назвал «маловероятной» ответственность «Исламского государства» за крушение лайнера. Но и исключать такой возможности «старший разведчик» Америки не стал. «На Синае действует очень агрессивный филиал ИГИЛ, — сказал Клэппер. — Но на самом деле мы не знаем, что произошло, и как только информация из «черных ящиков» будет проанализирована, мы, вероятно, узнаем больше».

Представители разведсообщества США, как бывшие, ставшие теперь аналитиками в конторах типа Stratfor, так и действующие, очень скептично отнеслись к «доказательствам» причастности ИГИЛ, представленным исламистами в социальных сетях, назвав их видео о ракетном ударе по самолету с земли фальшивкой. В ответ террористы распространили новую аудиозапись, в которой обещают «в свое время» рассказать всему миру, каким образом они смогли сбить A321.

Американское телевидение со ссылкой на анонимный правительственный источник сообщило о тепловой вспышке, отмеченной американским спутником над Синайским полуостровом в момент крушения российского самолета. Но она может свидетельствовать как о взрыве на борту A321 либо бомбы, либо топливного бака, так и о столкновении самолета с землей. Версию ракетного удара по самолету представитель Пентагона назвал маловероятной.

Авиационные эксперты телеканала CNN отмечают, что взрыв бомбы на борту неизбежно привел бы к характерным повреждениям обломков самолета и тел погибших. В свою очередь, утечки информации от египтян были крайне противоречивы. Одни источники отмечали, что тела пассажиров, сидевших в носовой и хвостовой части самолета, повреждены по-разному: первые обгорели, во вторых найдены металлические предметы, похожие на шрапнель. Другие источники опровергали эти сообщения.

США готовы подключиться к официальному расследованию. Двигатели самолета были изготовлены в Америке под эгидой международного консорциума IAE. И если у следствия есть вопросы по работе двигателей, команда экспертов Национального управления по безопасности на транспорте готова вылететь в Египет, сообщил телеканалу CNN «чиновник, знакомый с ситуацией». К тому же египетские СМИ, со ссылкой на источники в следственной комиссии, называют причиной аварии именно «взрыв в плоскости двигателя». Соответствующие выводы, утверждают журналисты, были сделаны после расшифровки «черных ящиков».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow