СюжетыПолитика

На свободу вышел фигурант «болотного дела» Алексей Полихович

За решеткой он провел три года, три месяца и три дня

Этот материал вышел в номере № 121 от 2 ноября 2015
Читать
За решеткой он провел три года, три месяца и три дня
Фото автора
Фото автора

Отец, дедушка, жена и друзья Алексея Полиховича рано утром в пятницу приехали к исправительной колонии № 6 в поселке Стенькино Рязанской области. 19 октября Рязанский районный суд неожиданно удовлетворил его ходатайство об УДО, позволив выйти на свободу на три месяца раньше срока. Освобождают обычно с десяти утра до половины одиннадцатого. С территории колонии через ворота и обратно снуют поселенцы в оранжевых жилетках. Один из них запрыгивает в трактор и уносится на смену. За трактором, не поспевая, бежит хромая собака.

— Отойдите от служебных машин, — командует нам замначальника колонии. — Сразу предупреждаю: съемка на режимном объекте запрещена, если что-то попадет в интернет — Земля круглая, в колонии ведь не один «болотник» сидит. (Здесь еще отбывают наказание Андрей Барабанов и Александр Марголин.Е. Ф.)

Алексей появляется в 10.20. В сопровождении сотрудников ФСИН идет в административное здание за справкой об освобождении, но по пути успевает обнять папу и деда. Полихович в спортивных штанах, легкой ветровке, а за спиной рюкзак, который сшил сам (в колонии Леша получил две специальности — швея третьего разряда и токарь второго разряда). С собой на волю забрал только книги, письма и блокноты.

Отъезжаем от колонии, чтобы сфотографировать Полиховича на свободе. На заднем плане — белые стены с колючей проволокой. Через несколько минут тормозит машина с ФСИНовцами: «Тут тоже снимать не стоит, это все режимный объект». Едем дальше, останавливаемся — вокруг только березы, за спиной — указатель на Стенькино.

Лешу сразу спрашивают журналисты: символично ли для него, что вышел на свободу в день памяти жертв политических репрессий? Он выглядит потерянным, говорит: не понимает еще, что на свободе.

— Мне кажется, это какой-то аттракцион — и сейчас снова обратно.

— Пока вы были в заключении, страна изменилась.

— Да, мне говорили, — смеется Полихович. — Я в ужасе.

Оглядывается по сторонам, слишком много свободного пространства — «и ни одного зэка вокруг». Пьет чай из термоса, рассказывает, что перед выходом пили напиток «конь» — чифирь со сгущенкой.

Уже в машине по дороге домой Леша говорит:

— Вы три года жили, а у меня такое ощущение, что и не было этих лет. Как будто я в июле 2012‑го остался.

И сравнивает — как на космическом корабле «Союз» возвращается на Землю.

Полиховича арестовали 26 июля 2012 года после Марша миллионов. Сначала обвиняли только в участии в «массовых беспорядках». Но после пресс-конференции Владимира Путина в декабре 2012 года, где он заявил: только за участие в массовых акциях сажать не стоит, но «недопустимо рукоприкладство в отношении представителей власти», добавили еще одну статью. Буквально на следующий день омоновец Игорь Тарасов вспомнил (через полгода после митинга), что Полихович ударил его по руке. На момент задержания Леша Полихович учился на заочном отделении в РГСУ. До этого служил на Северном флоте. Его приглашали работать в ФСО, он отказался.

В своем последнем слове перед приговором Полихович сказал: «Мы взяты в заложники властью у общества. Нас судят за болезненное ощущение чиновников от гражданской активности 2011—2012 годов, за фантомы полицейских начальников. Нас сделали персонажами спектакля наказания общества. По обвинению в участии в массовых беспорядках и применении насилия к представителю власти считаю себя невиновным».

В феврале этого года Алексей Полихович уже пробовал подавать на УДО, но ему отказали. В этот раз колония выдала положительные характеристики, хотя и сочла ходатайство «преждевременным». Но прокуроры поддержали Полиховича. Алексей и его адвокат Светлана Сидоркина считают, что помогло выступление Эллы Памфиловой на Совете по правам человека с участием президента. Она говорила об избирательности судебной системы, рассказала о случае Полиховича.

Уголовное дело по «массовым беспорядкам» еще не закрыто. В суде рассматривают эпизод с участием Ивана Непомнящих, последнего задержанного по «болотному делу». В заключении по-прежнему остаются Андрей Барабанов, Денис Луцкевич, Сергей Кривов, Александр Марголин, Алексей Гаскаров, Дмитрий Ишевский.

Читайте интервью Алексея Полиховича «Новой» в ближайшем номере.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow