СюжетыЭкономика

Почем дороги для народа

Кто строит, тот и диктует цены: почему тарифы на платных подмосковных трассах отличаются в разы

Этот материал вышел в номере № 120 от 30 октября 2015
Читать
Кто строит, тот и диктует цены: почему тарифы на платных подмосковных трассах отличаются в разы

С 16 ноября участок новой трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» станет платным: 21 октября Государственная компании «Автодор» опубликовала тарифы на проезд. Автомобилисты жалуются на неподъемные цены и обращаются к президенту с требованием снизить их. Впрочем, государство уже в курсе тарифов и одобрило их. При этом проезд до Зеленограда по М11 будет стоить в два раза дороже, чем, например, до Каширы по дороге «Дон». Все дело в том, кто строил и обслуживает платную дорогу: государство или частный концессионер.

В конце 2014 года, открывая стартовый участок M11, глава администрации президента Сергей Иванов сообщил, что поездка от МКАД до «Шереметьево» обойдется в 100 рублей, а по всему участку до Солнечногорска — в 300. Но 21 октября стало известно, что цена на проезд легковой машины до аэропорта в будний день, в зависимости от времени, будет колебаться от 100 до 250 рублей, а до Солнечногорска — от 200 до 500. То есть от 4,6 до 11,6 рубля за километр, в зависимости от времени суток и дня недели. Для грузовых автомобилей и автобусов цены будут еще выше: туристический автобус или фура в рабочее время смогут доехать до «Шереметьево» за 500 рублей, до Солнечногорска — за тысячу. Сэкономить можно, если машина оборудована транспондером, который регистрирует пройденное расстояние и снимает деньги со счета водителя.

Особенно возмутились жители Зеленограда, потому что в сторону Москвы проезд стоит еще больше, и чтобы доехать до города по новой трассе в рабочее время, придется выложить 350–400 рублей. А большим автобусам и грузовикам рейс обойдется в 1200 рублей. Уже 13,5 тысячи зеленоградцев подписали петицию на сайте Change.org, адресованную президенту, правительству, Министерству транспорта и ФАС. «Складывается впечатление, что в последнее время делается все, чтобы жители Зеленограда не могли добраться до других округов Москвы. Несложно подсчитать и понять, что жителю Зеленограда в час пик в рабочий день дорога обойдется в 750 рублей туда-обратно (13000–16000 в месяц). Хотелось уточнить, что протяженность участка МКАД — Зеленоград — 5 км. Это просто безумно высокая цена для рабочего класса! При этом проезд по аналогичному по протяженности участку дороги М4 «Дон» стоит 35 рублей днем и 15 рублей ночью», — гласит петиция, призывая руководство страны «усмирить аппетит ГК «Автодор».

Проезд по трассе М4 действительно стоит ощутимо ниже: максимум 1,5 и 6 рублей за километр. А вот на платной дороге в объезд Одинцова — часть трассы М1 «Беларусь» — тарифы кусаются еще сильнее: в дневное время километр пути на разных участках стоит от 10 до 15 рублей для легковых автомобилей и от 15 до 50 рублей за километр для фур. Дело в том, что «Доном» заведует государство в лице ГК «Автодор», а М11 и «Беларусью» — частные компании-концессионеры, и это напрямую влияет на принципы ценообразования.

Екатерина Варенова, пресс-секретарь Государственной компании «Автодор», поясняет: дорога М4 «Дон» была построена на бюджетные деньги и находится в управлении «Автодора». «На трассе М4 «Дон» тарифы устанавливает ГК «Автодор» в соответствии с нормативными документами, утвержденными правительством, — эти тарифы можно назвать социальными, — говорит Варенова. — Это жестко регулируемые ставки, в среднем от рубля до полутора рублей за километр. Мы исходим из возможностей автомобилистов и не ставим цели окупить вложения на строительство дороги».

Другой случай — участки, которые были построены со значительным финансовым участием частных компаний-концессионеров, говорит Варенова. Они оплатили порядка 75% расходов на строительство, используя собственные и заемные средства, и после запуска участков будут окупать эти затраты за счет платы за проезд. В случае с участком дороги М11 «Москва — Санкт-Петербург» с 15-го по 58-й километр это «Северо-Западная концессионная компания», с платной дорогой в объезд Одинцова — ОАО «Главная дорога» (компания потратила 14 млрд рублей, это 60% от стоимости проекта). Концессионеры отвечают за состояние дорог, назначают цену проезда и собирают плату в течение срока концессии — для М11 это 31 год, — а затем дороги передаются государству, говорит Варенова. В любом случае они были и остаются государственной собственностью, но на время под управлением частных операторов.

Третья схема будет действовать на строящемся платном участке М11 в Ленинградской и Новгородской областях (543–684-й километры): плату будет собирать оператор («Магистраль двух столиц»), но деньги пойдут в «Автодор», говорит Екатерина Варенова. Компания же будет получать от государства концессионные платежи, которые должны компенсировать затраты на строительство.

«Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК) — совместное предприятие французской группы VINCI и российской компании «Мостотрест», одной из крупнейших российских компаний по строительству дорог, мостов и тоннелей, — компании владеют СЗКК в равных долях. «Мостотрест» на 63,63% принадлежит компании ОАО «ТФК-Финанс», подконтрольной негосударственному пенсионному фонду «Благосостояние». До апреля 2015 года крупнейшим акционером была компания Marc O’Polo Investments Ltd., принадлежащая Игорю Ротенбергу, сыну Аркадия Ротенберга — бывшего спарринг-партнера Владимира Путина по дзюдо. До 2014 года акциями «Мостотреста» владел сам Ротенберг, но после попадания в санкционные списки ЕС и США продал ценные бумаги сыну, по данным журнала «Форбс».

Строительство платного участка трассы Москва — Санкт-Петербург стоило более 60 миллиардов рублей, из них 22,8 миллиарда выделил Инвестиционный фонд Российской Федерации — он предназначен для финансирования крупных инфраструктурных проектов и наполнялся, как и Стабилизационный фонд, за счет высоких доходов от продажи нефти. Что касается затрат «Северо-Западной концессионной компании», то, как сообщил на открытии стартового участка директор VINCI Пьер Капе, она вложила в строительство 10 миллиардов рублей собственных средств, еще 29 миллиардов дали в кредит на 20 лет ВЭБ и Сбербанк, и на 10 миллиардов компания выпустила облигации. Теперь СЗКК предстоит «отбивать» свои затраты и возвращать кредиты.

Величина тарифов на трассе Москва — Санкт-Петербург рассчитывается исходя из затрат на эксплуатацию дорожного полотна и инженерных систем, необходимости копить средства на будущий ремонт и планов по возврату инвестиций, поясняет Олег Завьялов, пресс-секретарь СЗКК. Кроме того, в цену заложены дополнительные услуги, которые оператор предоставляет водителям: на дороге установлены пункты аварийной связи, персонал СЗКК должен патрулировать трассу каждые шесть часов, а в случае аварии — эвакуировать машины; на дороге поставлены информационные табло с данными о метеоусловиях.

Цены находятся под контролем государства, заверяет Олег Завьялов: «Наши тарифы основываются на концессионном соглашении между Российской Федерацией и СЗКК 2009 года, где был установлен размер средневзвешенного тарифа. Для легкового транспорта он составляет 3 рубля 60 копеек за километр в ценах 2007 года с учетом индексации. В 2008 году был кризис, инфляция, сейчас тоже — соответственно, тариф индексировался. В 2015 году ГК «Автодор» проводила проверку наших нынешних тарифов и сделала вывод, что они соответствуют условиям концессионного соглашения». Екатерина Варенова эту информацию подтвердила.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow