СюжетыСпорт

В разных жанрах

Увольнения главных тренеров из питерского СКА и магнитогорского «Металлурга» — пока самое важное, что произошло в нынешнем вяловато начавшемся сезоне КХЛ

Этот материал вышел в номере № 116 от 21 октября 2015
Читать
Увольнения главных тренеров из питерского СКА и магнитогорского «Металлурга» — пока самое важное, что произошло в нынешнем вяловато начавшемся сезоне КХЛ
Изображение

Когда поражения топ-клуба от середняков и аутсайдеров перестают быть сенсацией, главного тренера, как правило, увольняют, и это правило номер один. Все остальное, включая клубные интриги, козни завистников — уже приложение к основному мотиву. В то же время рядовым событием такое кадровое решение не назовешь. А если их сразу два, случившихся с разницей в несколько часов, то уход легендарного Майка Кинэна с поста главного тренера магнитогорского «Металлурга» и бесповоротное расставание СКА с Андреем Назаровым — пока самое важное, что произошло в Континентальной хоккейной лиге в нынешнем вяловато начавшемся сезоне.

Ничего общего у этих двух отставок нет, их объединяет разве что совпадение по срокам, да еще тот любопытный факт, что своих наставников лишились два последних обладателя Кубка Гагарина. Правда, Назаров никакого отношения к долгожданному питерскому триумфу не имеет — в отличие от Кинэна, который в прошлом году вернул «Магнитке» титул лучшей команды лиги.

О Назарове мало кто пожалеет. Руководители СКА, похоже, готовы поскорее забыть осенний кошмар, равно как и главного его виновника. С Кинэном все сложнее — здесь решение далось куда тяжелее, да и совсем расстаться со ставшим почти своим знаменитым канадцем в Магнитке не хотят, по крайней мере пока. Но в почетной и обставленной по всем правилам взаимного уважения отставке горечи не меньше, чем в простом, как щелчок, решении.

Андрей Назаров после очередного домашнего поражения, на этот раз от казанского «Ак Барса», даже в раздевалку на прощание не зашел. А может, его там уже и не ждали.

Назарова выдернули из «Барыса», когда потребовалась срочная замена Вячеславу Быкову — самый успешный тренер покинул СКА после осуществления давней питерской мечты по причинам, так до конца и не проясненным. Назначение признавалось более чем странным едва ли не всем хоккейным сообществом. Но питерским хоккейным начальникам некогда было обращать внимание на чьи-то мнения, они и в КХЛ главные, сами других учат. То, что у молодого и хваткого тренера неважная репутация, его будущих работодателей не остановило: Назаров не скандальный, а неравнодушный. Такой, какой СКА и нужен.

То, что за свои слова ни президент клуба Геннадий Тимченко, ни его заместитель Роман Ротенберг отвечать не будут, было понятно. Еще хуже для СКА, что Андрей Викторович поверил в свое высокое предназначение и в то, что ему дан карт-бланш. Это было не так, а с учетом того, что обладателя Кубка Гагарина летом покинули сразу шестеро ведущих хоккеистов, — совсем не так. То, что обескровленному СКА временно подойдет простой, но боевой стиль хоккея по-назаровски, осталось на уровне дилетантских умозаключений.

Позже Андрей Назаров скажет, что ему мешали. А чего ж он хотел, идя в клуб, который и не таких зубастых съедал не поперхнувшись? Можно позволить себе заочную полемику с кем-то из руководителей, но не тогда, когда проигрываешь матч за матчем, да еще дома. Он и не заметил, как лишился тыла, оставшиеся лидеры умирать на льду за тренера не собирались, оптимизм испарился. Болельщикам оставалось дождаться последней капли в виде поражения от «Ак Барса», сурового, но справедливого вывода в отношении тренерского штаба («спортивные результаты СКА в первой части регулярного чемпионата, к сожалению, не позволяют нам продолжить сотрудничество…»), и узнать имя нового наставника — в лице долго находившегося в системе клуба на вторых ролях известного защитника Сергея Зубова.

Зубову обещали, что дадут поработать спокойно. Если он не поверил, то правильно сделал.

То, как прослывший на родине неистовым и железным Майк Кинэн с первого захода с изяществом опытнейшего лоцмана провел «Магнитку» по незнакомому для него фарватеру к победной гавани, заслуживало высочайшей оценки. Внятность тренерской мысли — не такое уж частое явление, а тут она подтверждалась по ходу всего завершившегося триумфом позапрошлого сезона. Команда одного суперзвена по определению не могла стать сильнейшей, но Кинэн работал с ювелирной точностью, обратив едва ли не все имеющиеся и возможные минусы в плюсы. Щедрость и естественность, с которой он делился накопленным опытом, быстро сделали его исключительно популярной и уважаемой фигурой не только в «Магнитке», но и на российских просторах.

Чудеса на поток не поставишь, даже если они рукотворные. Второй сезон любому победителю дается труднее чемпионского, Кинэну простили бы любой результат, кроме явно провального, но поражение от «Сибири» в полуфинале плей-офф Восточной конференции было слишком явным сигналом, чтобы его проигнорировать. В то же время можно понять и руководство «Магнитки», которому по понятным причинам трудно было решиться даже на мягкий вариант замены авторитетнейшего, позитивного и вполне еще энергичного специалиста.

Увы — перед началом сезона, еще по ходу традиционного турнира памяти И.Х. Ромазана, не мне одному показалось, что ресурс главного тренера в чем-то исчерпался. Дело не в том, что у Майка Кинэна стало меньше идей — хуже стало с возможностью их воплощения. Команда при всей симпатичности игрового рисунка порой казалась излишне хрупкой и несбалансированной, было не очень понятно, в чем и где тренерский штаб найдет возможность прибавить. Не могло не насторожить и то, что недавний обладатель Кубка Гагарина стал слишком уязвим для соперников, чей класс существенно ниже. И, когда не шла игра у действительно потрясающей связки форвардов Сергей Мозякин — Данис Зарипов, с большой долей уверенности можно было предположить, что «Металлург» может уступить кому угодно.

А в октябре сошлись едва ли не все неблагоприятные факторы. В то же время усилились разговоры о желании Майка Кинэна получить российское гражданство, а также о некоей гипотетической возможности включить канадского специалиста в тренерский штаб российской национальной сборной. Сам Кинэн действительно совершенно искренне заявлял о том, что ему в России нравится, и он хотел бы укрепить свою «встроенность» гражданством — но мне почему-то становилось неловко при обсуждении этой темы и не возникало никакого желания влезать человеку в душу.

На фоне нестабильной игры команды эти разговоры, казалось, были вызваны в чем-то наивным желанием и самого Кинэна, и его ближайшего окружения обеспечить какую-то подпорку своему пошатнувшемуся положению. При этом Кинэн не раз подчеркивал: ему лестно, что его сватают в сборную России, но здесь хватает и своих замечательных тренеров. И уже после случившейся накануне его 66-летия отставки со свойственной самоиронией добавил, что на родине вряд ли поймут обладателя Кубка Канады, если он поможет россиянам обыграть соотечественников на предстоящем осенью 2016-го супертурнире.

Начавшееся в Подольске бенефисом Мозякина и Зарипова большое октябрьское турне «Металлурга» продолжилось не столь успешно и усугубилось болезненными домашними поражениями. А для «Магнитки» всегда было крайне важно дома выглядеть «на все сто» даже не столько по результату, сколько по игре. Становилось понятно, что расставания — неизбежать, и, когда поступило соответствующее указание президента клуба Виктора Рашникова, специально под Кинэна учредили особую должность советника.

Насколько я знаю Кинэна, Майк — не самый большой любитель даже очень почетных и достойных должностей. А пост главного в качестве исполняющего обязанности занял помощник канадского специалиста, один из тренеров сборной России Илья Воробьев.

То что, в отличие от питерского фарса, «Магнитка» проявилась в благородном жанре, несомненно, имеет значение. Но с триумфами, похоже, придется повременить обоим клубам.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow