СюжетыКультура

Спектакли в стиле форс-мажор

Почему знаменитый дирижер Владимир Федосеев отказался от участия в своей постановке в Большом театре?

Этот материал вышел в номере № 116 от 21 октября 2015
Читать
Почему знаменитый дирижер Владимир Федосеев отказался от участия в своей постановке в Большом театре?
Фото: Александр КУРОВ / ТАСС
Фото: Александр КУРОВ / ТАСС

Спустя месяц с начала сезона Большой театр накрыла штормовая волна неприятностей с серьезными последствиями.

Начнем с того, что первые спектакли первой же премьеры сезона прошли чуть ли не под грифом «Секретно». По признаниям артистов, музыкальное представление для детей в Бетховенском зале «Байки о лисе, утенке и Балде», составленное из сочинений Прокофьева, Стравинского и современного автора Александра Праведникова, никак не выстраивалось в гармоничный спектакль, поэтому гостей театр звать и не торопился.

Но это мелочь по сравнению с тем скандалом, что потряс Большой театр следом. За две недели до премьеры вечера Чайковского — оперы «Иоланта», объединенной с сюитой из балета «Щелкунчик», назначенной на 28 октября, — от участия в постановке отказался ее автор, знаменитый дирижер Владимир Федосеев, так и не найдя общего творческого языка с коллективом.

И это не первая история фатального разлада Большого театра и дирижера-постановщика накануне премьеры. В 2005 году Мстислав Ростропович покинул постановку «Войны и мира» Прокофьева; в 2013 году Василий Синайский оставил без дирижерского присмотра «Дона Карлоса» Верди. Сегодня Владимир Федосеев поступил так же. Сейчас он уклоняется от публичных комментариев. Но в начале лета мэтр откровенно рассказал о том, как шла работа в Большом…

Владимир Федосеев: «Я много опер поставил на Западе, а в Большом дирижировал лишь однажды, в молодости, «Евгением Онегиным», когда Мстислава Ростроповича «попросили» из театра… Два года назад Большой просил меня взяться за «Царскую невесту» Римского-Корсакова, но тогда я был очень занят и не смог. С «Иолантой», надеюсь, все получится. Хотя процесс подбора солистов идет очень сложно, я бы даже сказал, мучительно. В Большом театре есть прекрасные баритоны, басы, а вот тенора на партию Водемона, извините, пока найти не удалось. Но надеюсь, он появится, как Иоланта, на роль которой я приглядел прекрасную певицу Асмик Григорян, и театр обещал ее пригласить.

Однако набирающая международную известность сопрано Асмик Григорян отказалась от предложения дебютировать в Большом. Вообще нельзя не заметить, что у театра не слишком удается налаживать контакты с яркими солистами. Например, знаменитая грузинская меццо-сопрано Анита Рачвелишвили изъявила желание спеть Кармен в недавней премьере театра. Так, ей, которая спела эту партию едва ли не во всех лучших оперных домах мира, в ответ вежливо предложили приехать на предварительное прослушивание…

Сегодня текущий оперный репертуар во многом держится за счет усилий солистов Молодежной программы. Как правило, они хорошо работают. Но все-таки Большой — не студия, где молодежь набирается опыта. Это первый театр страны, где должны появляться звезды и суперзвезды. Модное ныне у нас «импортозамещение» в искусстве совсем не работает. А лишь три года назад партию Бориса Годунова исполнил выдающийся итальянский бас Ферруччо Фурланетто, и с тех пор ни одной зарубежной звезды первой величины на сцене Большого не наблюдалось.

Недавно с оперой «Риголетто» и вовсе произошел конфуз. Один певец (Эльчин Азизов) партию не выучил, хотя и должен был петь. Другой солист (экстренно вызванный грек Димитриос Тилякос) сдюжил только один спектакль. Исполнителей главной партии — против всех правил оперного театра — реально никто из коллег не страховал. И в пожарном порядке опера «Риголетто» Верди превратилась в «Богему» Пуччини.

Но порой и без форс-мажора Большой приглашает на ведущие роли певцов из соседних московских театров, которые даже и у себя дома не всегда занимают первое положение. Такое впечатление, что в Большом совершенно отсутствует нота самокритики, а спектакли будто собираются по принципу популярной эстрадной песенки: «Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила».

По идее, ситуацию с ближайшей премьерой должен был бы взять на себя главный дирижер Туган Сохиев. Но многострадальную «Иоланту», избавив ее от дуэта со «Щелкунчиком», подхватил формально считающийся приглашенным дирижером Антон Гришанин. Перетасовали исполнителей главных партий (сегодня заглавную героиню репетируют две Екатерины — Щербаченко и Морозова), и надеются не сорвать премьеру, уже сейчас понятно, претерпевшую существенные изменения.

Если кто подумал, что в балете Большого проблем меньше, то как не вспомнить, что минимум полтора месяца гендиректор театра Владимир Урин, употребляя весь свой дипломатический дар, обещает назвать имя того, кто станет директором балетной труппы с марта 2016 года. Степень ожидания уже столь велика, что дело доходит до комизма. Недавно в театре видели Махара Вазиева, который был и.о. заведующего балетной труппы Мариинки, а в настоящее время руководит балетом миланского La Scala. И когда на днях объявили общий сбор для того, чтобы назвать имя нового руководителя, все подумали: свершилось! Ан нет: коллективу представили не руководителя балета, а нового главного инженера. Вот она жизнь в жанре фельетона!

Мария БАБАЛОВА — специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow