СюжетыЭкономика

Хозяин банковской дыры

Почему так поздно объявлен в розыск известный финансист Алексей Алякин

Этот материал вышел в номере № 112 от 12 октября 2015
Читать
Почему так поздно объявлен в розыск известный финансист Алексей Алякин
Алексей Алякин
Алексей Алякин

Известный финансист Алексей Алякин объявлен в федеральный розыск. По сведениям газеты «Коммерсантъ», ему инкриминируется организация многомиллионных хищений из обанкротившегося банка «Пушкино». Уголовное дело о выводе активов этого банка было возбуждено еще в августе 2014 года, из его материалов в отдельное производство и выделилось уголовное дело в отношении Алякина. Постановление о привлечении Алякина в качестве обвиняемого за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») вынесено главным следственным управлением ГУ МВД России по Московской области. И хотя произошло это больше трех месяцев назад, 30 июня, информация об уголовном преследовании и розыске Алякина просочилась только сейчас…

Меня ничуть не удивило ни уголовное дело в отношении Алексея Алякина, ни его розыск. Куда большее недоумение вызывает, что произошло это только летом 2015 года. Банк «Пушкино» Алякин контролировал с лета 2010-го. Формально оставаясь в тени, не занимая должностей, связанных с контрольно-распорядительными функциями, именно Алякин принимал в банке все стратегические решения.

К тому времени Алексей Алякин успел стать собственником пакетов акций целого букета небольших кредитных организаций: МАСТ-банка, Юникорбанка, Интеркапитал-банка, банков «Окский», «АБ-финанс», «Кедр». При этом практически всегда активы приобретались с приличным дисконтом, по дешевке. А получив контроль над банками, Алякин не объединял их для увеличения капитализации, что требует логика развития любого самостоятельного бизнеса. Вместо этого в алякинских банках происходили процессы легко объяснимые, если допустить, что банки изначально приобретаются под форсированную аккумуляцию средств вкладчиков, вывод капиталов и последующее банкротство. Именно это произошло с банком «Пушкино».

Еще три года назад, в декабре 2012 года, в публикации «Башни и пирамиды» «Новая» обратила внимание на «взрывной» рост количества депозитных вкладов банка «Пушкино»: с 5,6 млрд рублей 1 октября 2011 года до 20 млрд рублей 1 октября 2012. Бывший министр финансов России Андрей Нечаев обратил внимание: депозиты в «Пушкино» принимаются под 13,1% годовых, что сильно превышало среднерыночные ставки в 9,65%, и дал предельно лаконичный совет вкладчикам: «Надо тикать из такого банка». И пояснил: если регулятора в лице ЦБ не настораживает такая ситуация — это или коррупция, или в ЦБ сидят дилетанты. (Подробности — в «Новой», № 146 от 24 декабря 2012 г.).

Но «Пушкино» продолжал работать. И лишь 30 сентября 2013 года ЦБ отозвал лицензию банка. А 3 декабря 2013 года это финансовое учреждение было признано банкротом, конкурсным управляющим назначено АСВ. Но Алякин формально оказался не причастен к банкротству «Пушкино», потому что к тому времени избавился от своего пакета акций. Осенью 2013 года известный адвокат Александр Добровинский рассказывал мне, что покупка 19,1% акций «Пушкино» обошлась ему в 300 долларов. Тогда же Добровинский, возглавивший совет директоров банка, поделился информацией, что еще в апреле 2013 года в банке была «дыра» в 24 млрд рублей, то есть счета, не обеспеченные реальными деньгами. «И эти 24 млрд рублей пропали еще в то время, когда банком управлял Алексей Алякин», — утверждал Добровинский.

С Александром Добровинским я встретился, когда «Новая» готовила публикацию о траектории движения банка «Пушкино» к банкротству. Мы пришли к выводу, что работать в банковской сфере, применяя те схемы, которыми пользовался Алексей Алякин, можно только имея серьезных покровителей в контролирующих и надзорных органах.

Экс-глава ЦБ России Виктор Геращенко рассказывал «Новой», что хорошо помнит маму братьев Алякиных, которая еще в советское время работала в банковской сфере на руководящих должностях. При этом не только в СССР, но и за границей.

Сыновья пошли по стопам матери. Старший, Андрей, сделал неплохую карьеру в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по Москве, а в декабре 2010 года перешел в ОАО «Россельхозбанк», заняв должность заместителя председателя правления банка, который несколько месяцев спустя возглавил Дмитрий Патрушев — сын экс-директора ФСБ. Андрея Алякина связывают дружеские отношения с главой департамента банковского надзора ЦБ Алексеем Плякиным.

Имея таких родственников и знакомых, Алексей Алякин, выпускник Ярославского высшего военно-финансового училища, не мог обойти стороной банковскую сферу. (Подробности в «Новой» № 115 от 14 октября 2013).

Уже после этой публикации мне рассказали, что и отец Алексея Алякина имел самое непосредственное отношение к банковской сфере, хотя и носил генеральские лампасы. Оказывается, до выхода на пенсию генерал ФСБ Алякин был прикомандирован в Центробанк России для осуществления координации контрразведки в кредитно-финансовой сфере России.

Стоит ли удивляться, что уголовное дело в отношении Алексея Алякина возбуждено лишь в 2015 году.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow