Сюжеты · Культура

«Бить морды… лучше ногами»

Почему премьера фильма «14+» о первой любви вызывает недетскую тревогу?

Этот материал вышел в № 110 от 7 октября 2015
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 110 от 7 октября 2015

14:18, 5 октября 2015Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»

64498

14:18, 5 октября 2015Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»

64498

Фото: «Новая газета»

Почему премьера фильма «14+» о первой любви вызывает недетскую тревогу?


«14+». Кадр: «Кинопоиск»

Потому что время на дворе особенное. Новости из культурной жизни эмигрируют в газетные подвалы криминальной хроники, в петиции  «оскорбленных верующих», возмущенные  депутатские запросы, прокурорские проверки. Вместе с пожарными и милицией жалобщики ищут черных кошек в темных кино-, театральных, выставочных залах. Жертвами организованного наезда оказываются памятники архитектуры и скульптуры, спектакли, галереи, фильмы. Но в первую очередь — авторы.

Иной раз повод, вызвавший кипение разума радетелей благочестивого творчества, — совсем уж смехотворный. Что могло возмутить добровольных святош в незамысловатой, но симпатичной картине Андрея Зайцева о нынешних Ромео и Джульетте из спальных районов?

Не удалось отобразить 667

Хотя  столько фильмов снято о «нежном возрасте»,  сюжетные коллизии про влюбленность тинейджеров из враждующих школ затерты до дыр. Дебютант ухитряется снять налет пыли, раскрасив юношескую лавстори акварельной интонацией.

Первый кадр — отъезд от люльки монтажника-высотника на однообразные многоэтажные соты. Фильм балансирует между двумя реальностями: тусклого бытования блочно-многоэтажных сот и маскарадной импровизации соцсетей. Преображение «ВКонтакте»  безопасно и комфортно. Можно прикрыться статусом «в активном поиске», вообразить себя взрослым и крутым, и отважиться… компьютерной мышкой нежно погладить лицо самой красивой девочки района. И замучиться выбором: «Отправить сообщение»?  или «Добавить в друзья?»

В реальности без спасительной аватарки страшно. Приходится пользоваться шпаргалкой, репетицией перед зеркалом: «Привет, Вика, я Леша… ты давно мне  нравишься». Впрочем, прорываться к себе всегда страшно.

«14+» никакое не фестивальное — бойкое зрительское кино. Диалоги, «сорванные с языка»,  точные реакции-отыгрыши, упругий ритм, много смешных моментов. Уместна витальность юных исполнителей, их непрофессионализм (подростков играют подростки, обнаруженные режиссером с помощью того же «ВКонтакте») режиссер превращает в растерянность от обрушившегося сокрушительного первого чувства.

Не удалось отобразить 667


Кадр из фильма «14+»

За  прозрачной чертой — родители. Со своими комплексами, невезением, инфантилизмом, страхами. Один из главных кошмаров — внезапное взросление детей. Приметы «папиного кино»:  наглые гопники в трениках с оттянутыми коленками, обыденная жестокость спального района, застрявшие в межвременье школьные дискотеки под попсу, пыльные драки на пустырях  — здесь не кажутся инородными. С ними сжилось-стерпелось поколение «ВКонтакте». «Дети» здесь не бросают вызов «отцам». Просто в момент нравоучительной беседы с мамой на тему «мальчик взрослеет» уши затыкаются музыкой, под ресницы льется весеннее солнце… Кстати, о музыке. Она в картине не просто опознавательный знак времени или «портретные характеристики». Radiohead, The Business, Neil Sedaka, «Пропаганда», «Корабль», «Гастрит», «ГАЗОН» — пространство жизни, такое же (если не больше),  как дом и школа.

И вот этот скромный фильм начинают массово травить — еще до выхода на экраны. Фильм уже заклеймили как порнографический, хотя вся эротика целомудренного «14+» — в колышущейся от ветра занавеске.

Что это? Массовая паранойя? Осеннее обострение бдительности? Впрочем, у этих всплесков и приступов есть отличительная особенность. Они не сегодня изобретены: выдавливаются из тюбиков старых проверенных средств и снадобий. Можно сколь угодно  изумляться, но в нашем неугасаемом советском прошлом фильмам о первой любви доставалось «по-взрослому».

В позднесталинские времена девочки и мальчики учились в разных школах — разноязыких космических мирах, их дружба напоминала встречи пришельцев с разных планет. Лед тронулся в начале «оттепели». Нешуточный скандал разгорелся вокруг невинного фильма Райзмана «А если это любовь?». Картину искромсала цензура, но и в урезанном виде история о первом чувстве, не выдержавшем испытания пересудами, оказалась зеркалом моральных проблем, оставшихся в наследство от застегнутой на все пуговицы «суровой эпохи». Райзман отстаивал право на любовь 16—17-летних… «Не позволим!» — грозил ему педсовет из учителей и строгих критиков, будто сошедший с экрана его фильма. За депрессивный настрой советской школьницы досталось «Дикой собаке динго», фильму с подзаголовком «Повесть о первой любви». Более всего порицателей картины возмущала строптивая девочка (ее сыграла 22-летняя Галина Польских), неизлечимо заболевшая трепетной первой любовью.

Отчего со свирепой обстоятельностью запрещали воздушное атмосферное кино «Любить» Калика? А потом кромсали его, выказывая собственную глупость и  неусыпную осмотрительность. В итоге на «третий экран» вышла искалеченная версия. Речь в том фильме шла всего-то «о странностях любви». Когда через  много лет фильм в частично восстановленном виде увидели кинематографисты, режиссер Савва Кулиш сказал, что, если бы «Любить» вышел в свое время на экраны, «наше кино могло бы стать другим». 

Досталось и романтической поэме «Вам и не снилось» Ильи Фрэза. Сценарий «выносили на обсуждение», с помощью ножниц делали резекцию. Трагический финал, в котором герой погибал,  украсили розовыми цветочками оптимизма.

Громокипящая «Маленькая Вера» Пичула взорвала совковые представления о «дозволенном». Ханжи первыми стояли в километровых очередях в кассу… чтобы потом громко негодовать: «Вы это видели? «Обнаженка», распущенность, соитие в кадре!» А пока они требовали фильм запретить,  его спешным порядком посмотрели 55 млн человек. Тогда-то максима об отсутствии  секса в СССР получила убедительный пинок: а вдруг есть?  Заметьте, баталии  шли в относительно либеральные поздние 80-е. А недавно громокипящее варево страстей «Маленькой Веры» Василия Пичула оказалось в «списке 100» рекомендованных для школьников картин, став символом перестроечного кино. 

Но бдительным обывателям не до сна. Они и в нашем беззубом репертуаре отыщут крамолу. Вспомните, как в  70-е громили-запрещали нежно-тоскливую любовную драму «Осень» неблагонадежного Андрея Смирнова. Их крик о «помойках» в кадре и моральной убогости советских людей подразумевал непозволительность эротического томления на фоне деревенских пейзажей.

Отчего же в разные времена к позорному столбу пригвождали камерные картины, далекие от политики, диссидентства, рассказывающие о любви? Рискую предположить: радетелей нетленного порядка раздражали энергия непредсказуемого потока жизни, своеволие «неформатных» героев, готовых ради чувства безоглядно нарушать писаные и неписаные кодексы поведения советского человека.

Чем железобетонней система, тем непримиримей она по отношению к автору, обнаружившему искренность, свободу, бескомпромиссность. Показывающему человека не таким, каким он быть обязан, а каков есть — с его  отчаянием, сомнением, надеждой, с восприятием жизни без любви как смерть.


Кадр из фильма «14+»

Вот и скромной лирике «14+» с ее честными диалогами, настоящими подростками, их робким осознанием собственного «я» через первое чувство досталось, несмотря на то что у фильма уже шесть призов на российских и международных фестивалях.

Но моралистов не проведешь.

Не удалось отобразить 667

Тут же из кустов выдвинулся рояль национал-патриотов «Русский мир». Их пикет «Против развращения молодежи» призван заклеймить позором не только вредоносного Зайцева, но и Минкульт, в котором затаилась пятая колонна либералов, цель которых одна — «расшатать наше общество» путем финансирования подобного непотребства. И пока уличенный в либерализме Мединский приходит в себя, эстафетную палочку очередной кампании «гнать и не пущать» принял дежурный по обморожению всего живого депутат Милонов:  «Такой ужас ни в коем случае нельзя допускать ни в прокат, ни вообще показывать где бы то ни было… Режиссера надо просто посадить в тюрьму». Итог предпремьерной дискуссии подводит блогер-патриот Сергей Колясников: «Мое мнение — против таких фильмов не петиции подписывать надо. А в Министерство культуры идти и морды бить. Лучше ногами».

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#кино #обзор #патриотизм #провокация

важно

12 часов назад

Что произошло за день 4 мая. Коротко

Slide 1 of 6

выпуск

№ 47 от 30 апреля 2021

Slide 1 of 11
  • № 47 от 30 апреля 2021

Топ 6

1.
Репортажи

Интернат В закрытых психоневрологических заведениях сегодня живут 177 тысяч россиян. Большинство из них там и умрут. Елена Костюченко и Юрий Козырев провели несколько недель в ПНИ

400260

2.
Комментарий

Есть вещи пострашнее SWIFT Евросоюз угрожает отказаться от российской нефти и газа — и на этот раз вполне серьезно. Объясняет Максим Авербух

286018

3.
Репортажи

«Считаю вас всех предателями и оккупантами» Алексей Навальный проиграл суд по делу о клевете на ветерана и выступил с еще одним последним словом

195187

4.
Расследования

Чайки по именам ЛСДУЗ и ЙФЯУ9 Чем занимаются зашифрованные для Росреестра сыновья Юрия Чайки

154295

5.
Комментарий

Патриарх обличал не ту тиранию Как оппозиция на Пасху решила, что глава РПЦ вдруг перешел в ее стан

133412

6.
Колонка

Власть из трех букв Государство перешло в новое агрегатное состояние — террор ФСБ. Грабить и сажать будут всех

117158

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera