КолонкаПолитика

В тюрьму за битрубль

Как мы относимся ко всему альтернативному?

Этот материал вышел в номере № 109 от 5 октября 2015
Читать
Как мы относимся ко всему альтернативному?

15 сентября 2015-го нам сообщили, что компания Qiwi приступила к подготовке эмиссии виртуальных денег под названием «битрубли». Префикс «бит» призван напоминать нам о биткоинах — жутком непонятном криптомонстре виртуальной коммерции. Запуск эмиссии запланирован на январь 2016 года, причем общественности дали недвусмысленно понять: силовые ведомства в курсе, а ЦБ России собирается чуть ли не посодействовать.

Не совсем понятно, как ЦБ собирается «содействовать», если в январе 2014 года совместно с Генпрокуратурой главный банк России сделал заявление о том, что виртуальные деньги опасны, потому что используются для финансирования терроризма и отмывания доходов. Эту же мысль, кстати, выразила недавно и Эльвира Набиуллина.

Еще через полгода Минфин опубликовал законопроект, предусматривающий штрафы за использование и распространение криптовалют. Ответ битрублю от Qiwi не заставил себя ждать: в конце сентября Минфин, сочтя, что штрафа мало, предложил ввести уголовную ответственность в виде исправительных работ до двух лет за использование виртуальных денег, а также блокировать сайты, на которых проводятся операции с этой заразой.

Логику репрессалий обосновал финансовый контролер РФ Павел Медведев: «Если ЦБ откажется от рубля и начнет выпускать эти самые деньги — пожалуйста, пользуйтесь. Но до тех пор, пока это не произошло, вы, оперируя с такими валютами, вступаете в сговор с преступниками. А значит, сами становитесь немножко преступниками».

Логика эта очевидна, потому как в Конституции РФ есть статья 75, в первом пункте которой сказано: «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются».

Правда, есть одна маленькая нестыковочка (как и во всем остальном в российской жизни). Мы живем в окружении электронных денег (цифровой наличности, криптовалют, виртуальных денег — все это синонимы одного и того же явления) уже как 15 лет, и ничего с этим поделать государство не может. В Российской Федерации де-факто находятся в обороте (а значит, в терминологии Конституции, хоть и не «эмитированы», но «введены») WebMoney (WMR, WMZ, WME, WMU и проч.), «Яндекс.Деньги», Qiwi Wallet, PayPal, биткоины и еще пара дюжин мелкой экзотики.

Можно придираться к терминологии и говорить, что, мол, у WebMoney не деньги, а титульные знаки, а Qiwi Wallet — это кошелек для онлайн-расчетов, так же, как и «Яндекс.Деньги», но в таком случае и главный враг застрявшего в прошлом человечества — биткоин — тоже не криптовалюта, а пиринговая система платежей.

Ровным счетом ничего от терминологии не меняется, потому что все перечисленные и находящиеся давным-давно в свободном обращении по миру, в том числе и в РФ, инструменты выполняют одну и ту же функцию — выступают в роли альтернативных систем платежей. Альтернативных русскому рублю.

Если копнуть глубже, то окажется, что и кредитные карты транснациональных систем VISA / Mastercard / Maestro / AmEx тоже являются альтернативными родному рублю системами. Потому проблему можно решать только в принципе, а именно: «Как мы относимся ко всему альтернативному? Как к врагу или как к союзнику?»

Если как к врагу, тогда вопросов нет: 2 года исправительных работ где-нибудь на «Силе Сибири». Если же как к союзнику, то нужно воспринимать альтернативные цифровые системы расчета так, как их воспринимают в цивилизованном мире.

18 ноября 2013 года комитет Сената США по делам безопасности открыл слушания по вопросу потенциальных рисков, угроз и перспектив виртуальных валют. На слушания явилась туча грозных экспертов, которые стращали как могли: криптовалюту используют для торговли и наркотиками, и оружием, и даже, прости господи, похищенными детьми. Сенаторы, однако, рассудили, что кухонным ножом можно не только чистить картошку, но и отрезать голову заложникам. Потому что виноваты не инструменты, а люди, их использующие. Посему в американском парламенте не только полностью реабилитировали биткоин (вместе с остальными криптовалютами и системами электронных платежей), но и обещали внимательно изучать новые веяния прогресса для того, чтобы использовать их на благо народа и всеобщего процветания.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow