РасследованияПолитика

«Это позорная страница в нашей современной истории»

Так президент России сказал об убийстве Бориса Немцова. Но это — и об убийствах Анны Политковской, Пола Хлебникова и покушении на Олега Кашина. Главный позор всех этих резонансных дел — расследование ни одного из них так и не доведено до конца

Этот материал вышел в номере № 107 от 30 сентября 2015
Читать
Так президент России сказал об убийстве Бориса Немцова. Но это — и об убийствах Анны Политковской, Пола Хлебникова и покушении на Олега Кашина. Главный позор всех этих резонансных дел — расследование ни одного из них так и не доведено до конца

Обозревателя «Новой газеты» Анну Политковскую расстреляли в упор в лифте собственного дома 7 октября 2006 года. В день рождения президента России, и, казалось бы, подобный вызывающий цинизм должен был найти отклик в Кремле, точно так же, как потом расстрел Станислава Маркелова с Анастасией Бабуровой и Бориса Немцова. Но этого почему-то не произошло.

Соучастники

Ибрагим и Джабраил Махмудовы, бывший капитан РУБОПа Сергей Хаджикурбанов арестованы в 2007 году. В 2009 году суд присяжных оправдал подсудимых: жюри не убедили доводы следствия, поскольку к этому времени не были установлены основные исполнители преступления: не было ни заказчика, ни организатора, ни киллера. А два основных свидетеля — криминальный авторитет Лом-Али Гайтукаев и сотрудник секретного подразделения московской милиции Дмитрий Павлюченков — производили впечатление людей, причастных к преступлению.

Оправдательный приговор был отменен, дело отправлено на дополнительное расследование. Благодаря упорству адвокатов потерпевших (детей Анны Политковской) и журналистов «Новой газеты» найдены свидетели, позволившие изобличить организаторов и киллера.

Организаторы

Организаторы — те самые «свидетели обвинения»: бывший член лазанской ОПГ, нештатный агент ФСБ Гайтукаев и подполковник Павлюченков. Последний был осужден особым порядком на 11 лет лишения свободы, правда, теперь в основном отлеживается в тюремных больничках. Кроме того, оба эти персонажа подозреваются в организации убийства главного редактора российского журнала «Форбс» Пола Хлебникова.

Киллер

Рустам Махмудов смог спокойно уехать из Москвы уже после ареста своих братьев, сделать в Чечне паспорт на чужое имя, потом оформить загранпаспорт, вывезти семью в Бельгию, какое-то время пожить в Европе и Турции, по тем же липовым документам вернуться обратно в Россию и жить себе спокойно в родном доме в Чечне. И все это — несмотря на то что в итоге был объявлен в розыск.

Арестовали его в мае 2012 года в ходе спецоперации, проведенной силами сотрудников центральных аппаратов ФСБ и МВД.

В итоге: Гайтукаев, трое Махмудовых и Хаджикурбанов в 2014 году судом присяжных признаны виновными и осуждены на длительные сроки, вплоть до пожизненного. Приговор вступил в законную силу.

Особенности следствия

  • Слежку за Анной Политковской в рабочее время на служебных автомобилях осуществляли сотрудники оперативно-поискового управления ГУВД Москвы — подчиненные подполковника Павлюченкова. Цена вопроса — 100 долларов в день.
  • Расследование сопровождало огромное количество утечек информации, которые допускали даже высокопоставленные чины ФСБ. В прессу «сливалось» все — даже номера автомашин, объявленных в розыск, на которых передвигались убийцы. Именно этот дуршлаг в Следственном комитете и ФСБ, на наш взгляд, не позволил изобличить посредника, перевозившего в Москву деньги за «работу».
  • Организатора преступления — подполковника Павлюченкова — тщательно выводили из числа подозреваемых, лишь только усилия газеты и адвокатов потерпевших позволили его посадить за решетку. Причина, на наш взгляд, в том, что сотрудник ГУВД достаточно долго работал на рынке специфических услуг (слежка, прослушка), и были опасения: может заговорить о многом. Потому с ним и пошли на досудебное соглашение, которое он в итоге исполнил не полностью: заказчика так и не назвал.
  • В прессе была развязана пиар-кампания, цель которой — обелить подозреваемых и доказать, что заказчик убийства Анны Политковской не может иметь отношения к российской политической элите, а проживает за границей. Направление работы следствию было тут же дано руководством страны, спецслужб и Генеральной прокуратуры: Политковскую убили «враги России из числа живущих за границей олигархов».


Заказчик

Cледствие с первых дней было вынуждено отрабатывать в первую очередь «правильную» версию и сосредоточилось на фигуре Бориса Березовского. Было допрошено огромное количество странных свидетелей, типа фигурантов дела Литвиненко — Ковтуна и Лугового, украинского охранника капитана Мельниченко, также общавшегося с Березовским в рамках «кассетного скандала», — все они якобы где-то что-то слышали. Но доказать связь беглого олигарха с убийством не удалось. А потом он умер.

Иные версии, насколько известно «Новой», тщательно не отрабатывались.

Перспективы

После смерти Березовского и приговора исполнителям расследование убийства Анны Политковской как-то перестало интересовать руководство правоохранительных органов. Генерал Петрос Гарибян, который вел дело, последнее время работал один (у него не было следственной группы), затем он вышел на пенсию. Дело передали подполковнику Шараеву, о чьей активности ни журналистам «Новой», ни адвокатам потерпевших ничего не известно. Мало того: о смене следователя адвокаты узнали только после жалобы на имя руководства СК. Существует ли следственная группа, чем она занимается, — покрыто мраком неизвестности. К тому же следователь Шараев не входит во вновь созданное управление, куда собраны «важняки», назначаемые президентом и подчиняющиеся исключительно главе СК. То есть дело Анны Политковской, что называется, «спустили ниже».

Судя по всему, в ближайшее время оно будет приостановлено по любимой следствием причине: «за неустановлением лица, подлежащего ответственности». Хотя даже уже имеющейся информации вполне достаточно, чтобы отработать три-четыре версии, связанные с фамилией заказчика и посредника.

Но, увы, — «висяк». Как-то сейчас не вписываются в политический тренд расследование уголовного дела независимого журналиста, следы убийства которого ведут в Чечню.

Политик, депутат Ярославской областной думы, бывший вице-премьер и губернатор Борис Немцов был расстрелян в спину на Большом Москворецком мосту 27 февраля 2015 года, в 200 метрах от Кремля.

Соучастники

7 марта 2015 года стало известно о задержании в Ингушетии и на территории Московской области подозреваемых: Анзора и Шагида Губашевых, Рамзата Бахаева и Тамерлана Эскерханова. Им инкриминируют слежку за жертвой и другую помощь в подготовке убийства. Еще один подозреваемый — Беслан Шаванов — погиб в Грозном перед самым задержанием. Согласно официальной версии, он подорвал себя гранатой, согласно другой — был убит до того, как до него добрались сотрудники спецназа ФСБ. Практически все задержанные дали признательные показания под видеозапись и подтвердили их при выезде на место преступления. Затем, как часто это происходит при расследовании заказных убийств, отказались от ранее сказанного.

Из признательных показаний известно: за убийство им было заплачено, преступление было политически мотивировано: подозреваемые называли Бориса Немцова «врагом России», «предателем», обвиняли его в симпатиях к Украине и в том, что он «плохо говорил о нашем лидере».

Киллер

Предполагаемым исполнителем убийства следствие называет действующего на момент преступления офицера батальона «Север» (внутренние войска) Заура Дадаева, который также был арестован и дал признательные показания.

Организаторы

Известно, что в марте 2015 года в УФСБ по Чечне было направлено требование СК о розыске и доставлении на допрос замкомандира батальона «Север» Руслана Геремеева и некоего Руслана Мухутдинова. Требование не исполнено до сих пор. Местонахождение Мухутдинова неизвестно, а Руслан Геремеев, который вернулся из Москвы в Грозный одни рейсом с предполагаемым киллером, одно время отсиживался в родовом селе Джалка под охраной своих сослуживцев, а затем, согласно данным «Новой газеты», по поддельным документам выехал в Арабские Эмираты. До сих пор — действующий сотрудник батальона «Север».

Предполагалось, что, как предполагаемые организаторы, и Мухутдинов, и Геремеев будут арестованы заочно, после чего объявлены в федеральный и международный розыск. Суда не было. На сайте Интерпола эти фамилии в числе разыскиваемых не значатся. Насколько известно «Новой», нет этих персонажей и в федеральном розыске.

Особенности следствия

  • Убийство (в части исполнителей) было раскрыто в рекордные для российского следствия сроки — за несколько дней. После чего следователь генерал Краснов, пошедший на повышение, передал дело своему подчиненному генералу Тутевичу.
  • Руководитель Чечни Рамзан Кадыров, правда, оговорившись, что если Дадаев действительно совершил преступление, то должен за него ответить, неоднократно выражал слова поддержки обвиняемому. Кроме того, высказывался в том духе, что Руслан Геремеев правильно делает, скрываясь от следствия, — чтобы не повторить путь Дадаева.
  • В прессе с первых дней развернулась пиар-кампания, цель которой — максимальная компрометация следствия и собранных ими доказательств.
  • В публичное пространство вброшена версия о том, что убийство Бориса Немцова было выгодно исключительно «врагам России», намекали (в том числе Кадыров) и на «украинский след».
  • Адвокаты потерпевших ходатайствовали о переквалификации обвинения со ст. 105 (убийство) в ст. 277 — убийство общественного деятеля. Насколько известно «Новой газете», следствие не склоняется к его удовлетворению.
  • Во время своего визита в США президент Путин ответил на вопрос об убийстве Бориса Немцова: «Я сразу сказал об этом, что это позорная страница в нашей современной истории, и преступники должны быть найдены и изобличены, наказаны. Может быть, это не сразу делается, но у нас есть и другие примеры преступлений подобного рода».
  • Отставку руководства ГСУ СК РФ, случившуюся на этой неделе, некоторые наблюдатели, знакомые с ситуацией, связывают в том числе и с тем, что расследование целого ряда громких дел упирается в политические баррикады.

Заказчик

Не известен. В проработке существующих версий помог бы как раз допрос Геремеева, но высокопоставленный офицер чеченской полиции оказался недосягаем для следствия и ФСБ.

Перспективы

Скорее всего к концу этого года подозреваемым будут предъявлены обвинения в окончательной редакции, после чего дело будет направлено в суд присяжных.

Дело в отношении заказчика и иных «неустановленных лиц» будет выделено в отдельное производство. Если же политическая воля, как всегда заснувшая в тот момент, как следствие вышло на «чеченский след», не проявит себя и далее — и не будут допрошены Геремеев, Мухутдинов и ряд высокопоставленных чиновников и силовиков из Чечни, то расследование этого публичного расстрела в центре Москвы рискует повторить путь, проделанный делом об убийстве Анны Политковской, — рано или поздно оно будет приостановлено. То есть… станет «висяком».

Главный редактор российского «Форбса» был расстрелян 9 июля 2004 года при выходе из офиса журнала.


Соучастники

Не установлены.


Исполнители

Следствие обвиняло в подготовке и исполнении убийства уроженцев Чечни Казбека Дукузова (киллер) и Мусу Вахаева (был за рулем). 6 мая 2006 года оба были оправданы судом присяжных, и, хотя приговор затем отменили, расследование затормозилось, так как оба фигуранта скрылись. Одно время проживали в Белоруссии, куда были вывезены, по данным «Новой газеты», знакомыми сотрудниками милиции. Далее след Вахаева теряется, а Казбек Дукузов нашелся в Арабских Эмиратах, где попался на грабеже и загремел в местную тюрьму. Как и в делах по убийству Анны Политковской и Бориса Немцова, подозреваемый обзавелся загранпаспортом на чужое имя — Балаев — и спокойно пересекал границы.

В начале этого года, после того как Россия и ОАЭ подписали документы о сотрудничестве в правоохранительной сфере, Генпрокуратура направила в Эмираты запрос на розыск и экстрадицию Дукузова. Ответа пока нет.

Организатор

Эту роль следствие отводило уже осужденному за убийство Анны Политковской криминальному авторитету и нештатному агенту ФСБ Лом-Али Гайтукаеву. Допрашивался по убийству Хлебникова и его подельник — бывший начальник 4‑го отделения оперативно-поискового управления ГУВД Москвы подполковник Дмитрий Павлюченков. У «Новой газеты» есть основания полагать, что он был не просто осведомлен об обстоятельствах убийства, но и принимал участие в его подготовке. Если это так, то за Хлебниковым, как и за Политковской, могли следить его подчиненные. Однако следствие предпочитало держать Павлюченкова в статусе свидетеля, очевидно, в надежде на заключение досудебного соглашения и подробного рассказа об обстоятельствах совершения преступления.

Особенности следствия

  • Это дело оказалось очень тесно связано с рядом других преступлений: убийством Анны Политковской, убийством бывшего вице-премьера Чечни Яна Сергунина и другими — фигуранты совпадали. Однако оснований для объединения расследований СК не нашел. Кстати, и Сергунин, и Политковская, и Хлебников занимались расследованием бюджетных хищений в Чечне и деятельностью благотворительных фондов, близких к руководству республики.
  • Дела об убийстве Анны Политковской и Пола Хлебникова были в производстве у одного следователя — генерала юстиции Петроса Гарибяна.

Заказчик

Не установлен. Основная и, пожалуй, единственная версия следствия — опять-таки Борис Березовский, якобы передавший заказ через криминального авторитета Хож-Ахмед Нухаева, который также мог быть не доволен публикациями журналиста. Об остальных версиях ничего не известно, даже потерпевшим. Следствие, насколько известно «Новой», планировало допросить по этому поводу Павлюченкова и провести оперативно-следственные мероприятия в Тольятти, а затем направить дело в суд — без заказчика, но с тем же Гайтукавыем на скамье и Павлюченковым за трибуной свидетеля.

Перспективы

После смерти Бориса Березовского интерес к делу у руководства правоохранительных органов России резко ослаб. Следователь Гарибян вышел на пенсию. Судьба уголовного дела на данный момент не ясна — даже неизвестно, кому его поручили. Судя по всему, как и в случае с убийством Анны Политковской, расследование спустилось на уровень ниже и будет приостановлено в ближайшее время. Реанимация возможна, скорее всего, лишь в случае экстрадиции Дукузова. Все остальное — полный «висяк».

Покушение на убийство Олега Кашина

Два человека, вооруженных арматурой, напали на журналиста ночью 6 ноября 2010 года во дворе дома, где он снимал квартиру. Олег Кашин чудом остался жив.

Исполнители

Летом этого года были арестованы сотрудники охраны петербургского ОАО «Механический завод», входящего в оборонное АО «Заслон», — Данила Веселов и Михаил Кавтаскин. Третий фигурант — Вячеслав Борисов — объявлен в федеральный розыск. Задержанные дали признательные показания. Их, помимо покушения на жизнь Олега Кашина, обвиняют в незаконном хранении оружия и похищении своего начальника — Александра Горбунова, бывшего военнослужащего.

Изображение

Организатор

Согласно сведениям, опубликованным СМИ, Веселов и Кавтаскин называют организатором этого преступления как раз Горбунова, которого они похищали, якобы опасаясь за свою жизнь и жизнь близких. На днях, согласно сообщениям СМИ, на очной ставке с Горбуновым Веселов подтвердил свои показания, а его жена выступила с заявлением, в котором указала на наличие аудиозаписи разговора Веселова с Горбуновым. По ее словам, в беседе упоминалось имя губернатора Псковской области Андрея Турчака, членам семьи которого принадлежит 40% акций предприятия, на котором трудились задержанные.

В августе Горбунов был арестован, правда, всего лишь по обвинению в незаконном хранении оружия. В сентябре его выпустили на свободу под домашний арест — причем не решением суда, а постановлением следователя, что для российских реалий — случай из разряда исключительных.

Особенности следствия

  • Дело в течение 4 лет кочевало от одного следователя к другому, и потерпевший даже был вынужден подавать в суд на бездействие правоохранительных органов.
  • После того как был арестован Александр Горбунов, следователь центрального аппарата СК Александр Сердюков был отстранен от дела, расследование поручено Вадиму Соцкову (нижестоящее подразделение).
  • Несмотря на то, что по всем трем обвинениям (оружие, похищение и покушение) проходят одни и те же лица, уголовные дела не объединяются в единое целое, эпизоды рассматриваются пока отдельно. Напомним: Александр Горбунов проходит обвиняемым лишь в истории с оружием. Впрочем, его было столько, что можно было спокойно захватить какой-нибудь райцентр.
  • Адвокаты потерпевшего обратились с ходатайством о повторном допросе губернатора Турчака и потребовали передать дело для расследования в ФСБ. Пока реакции от следствия не последовало.
  • «Новая газета» обратилась к президенту России с просьбой обеспечить Олегу Кашину государственную защиту — после того как Александр Горбунов вышел из СИЗО. Из администрации президента мы получили ответ:«Ваше обращение <…> рассмотрено и направлено в Министерство внутренних дел, в Следственный комитет в целях объективного и всестороннего рассмотрения».
  • Из МВД РФ (Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите) оперативно сообщили:«… решение об осуществлении государственной защиты принимают суд, начальник отдела органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится <…> уголовное дело. <…> О принятом решении выносится мотивированное постановление. <…> При поступлении необходимых материалов УОГЗ МВД России готово незамедлительно обеспечить безопасность Кашина О. В.».
  • Следственный комитет на момент подписания этого номера в печать не ответило «Новой газете», несмотря на указание из администрации президента.

Заказчик

Официально не назван. В ходе следствия разрабатывалось несколько версий, среди которых, например, причастность к покушению представителей движения «Наши». Сам Кашин и его адвокаты подозревают губернатора Турчака (в 2010‑м между политиком и журналистом случился конфликт), о чем неоднократно заявляли публично и ходатайствовали о его дополнительном допросе. Турчак был допрошен лишь в самом начале расследования, по вновь открывшимся обстоятельствам у следствия к нему почему-то пока вопросов нет. Сам губернатор никак не комментирует ситуацию.

Перспективы

Если все эпизоды не будут объединены в одно уголовное дело, а их продолжат расследовать сепаратно; если следствие по-прежнему будет, как из-под палки, проверять Горбунова на причастность к покушению; если все отмахнутся о версии, согласно которой губернатор Турчак может быть причастен к преступлению, — то история с нападением на Олега Кашина станет «висяком». Да, исполнители получат свои сроки, но и только. А дальше — как всегда: дело в отношении «неустановленных лиц» выделяется в отдельное производство, чтобы либо быть приостановленным, либо допылиться до истечения срока давности.

Если подобный сценарий станет реальностью, то список «неприкасаемых» субъектов Федерации и их чиновников пополнит еще один.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow