СюжетыПолитика

Кто нарушает Минские соглашения

Итоги первого года мирного процесса

Этот материал вышел в номере № 106 от 28 сентября 2015
Читать
Итоги первого года мирного процесса
Наступивший 1 сентября «режим тишины» действует... Фото: Mstyslav CHERNOV / AP / TASS
Наступивший 1 сентября «режим тишины» действует...
Фото: Mstyslav CHERNOV / AP / TASS

После подписания комплекса мер по выполнению Минских соглашений (так называемый Минск II) в феврале нынешнего года «Новая» начала мониторинг действий и высказываний всех сторон конфликта на востоке Украины. С подписания же самих Минских соглашений (Минск I) 5 сентября 2014 года, положивших начало процессу урегулирования, тем временем прошло уже более года.

Наша позиция остается прежней: мы считаем, что любые не согласованные в рамках «нормандского формата» призывы внести в минский документ новые положения или связать выполнение согласованных пунктов с еще какими-то условиями, как и отказ от выполнения уже зафиксированных договоренностей в намеченные сроки, следует рассматривать как срыв мирного процесса.

Сейчас пришло время подвести итоги стартовавшего год назад процесса и посмотреть, как выполняются соглашения.

  1. Обеспечить проведение досрочных местных выборов <…> в отдельных районах Донецкой и Луганской областей

Именно этот пункт Минских соглашений сейчас позволяет Киеву и местным властям Донбасса закидывать друг друга ультиматумами. Хотя комплекс мер по выполнению Минских соглашений внес достаточную конкретику: в феврале стороны договорились, что Киев и Донбасс должны начать переговоры о модальности проведения местных выборов и будущем устройстве отдельных районов «ДНР» и «ЛНР» сразу же после отвода войск — то есть в марте, а сами выборы должны быть проведены до конца 2015 года.

7 августа на территории Украины вступил в силу закон «О местных выборах», назначивший датой начала избирательных кампаний 5 сентября, а датой самих выборов — 25 октября. Однако часть районов Донецкой и Луганской областей, по этому закону, не смогут проголосовать в этот день, поскольку не находятся под контролем Украины.

При этом руководители самопровозглашенных республик еще в июле назначили свои даты проведения выборов: в «ДНР» — 18 октября, в «ЛНР» — 1 ноября. Проголосовать на них сможет весь Донбасс. Сепаратисты не хотят считаться с мнением Киева после того, как, по их утверждению, руководство Украины не стало учитывать их позицию при принятии конституционных поправок и закона «О местных выборах».

«Комплексом мер по выполнению Минских соглашений четко и ясно прописана необходимость согласования закона о выборах и поправок в конституцию Украины с представителями «ДНР» и «ЛНР». Но ни эти, ни какие-либо другие нормативные акты украинская сторона с нами не согласовывала», — заявил в августе глава делегации «ДНР» Денис Пушилин.

В Киеве с этим обвинением не согласны и категорично заявляют: если «ДНР» и «ЛНР» решат проводить свои выборы, Украина не признает их результаты. «Фейковые выборы на оккупированных территориях Донбасса уничтожат мирный процесс», — заявил президент Украины Петр Порошенко.

Вне зависимости от воли Киева результаты этих «самостоятельных» выборов нельзя будет признать легитимными. Согласно тем же Минским соглашениям, голосование должно пройти обязательно при участии наблюдателей ОБСЕ, которые могут приехать только по официальному приглашению руководства государства. Разумеется, Украина пригласит наблюдателей только 25 октября. Поэтому и в ОБСЕ уже заявили, что не признают результаты выборов на территории «ДНР» и «ЛНР», если они пройдут 18 октября и 1 ноября соответственно.

Украинские власти требуют от Москвы, чтобы она повлияла на лидеров «ДНР» и «ЛНР» и убедила сепаратистов не устраивать отдельные выборы. Мотивировка: обеспечение нормальных выборов в этом регионе, по мнению Киева, в зоне ответственности России, которая так и не передала Украине контроль над границей. Но поскольку Москва официально не признает своего участия в конфликте в Донбассе, то и выполнить подобные требования она не может.

Потому украинские власти уже сейчас заявляют, что полноценные выборы в «ДНР» и «ЛНР» невозможны. «Полноценно они проведены, однако, не будут, сегодня это совершенно понятно, — считает министр иностранных дел Украины Павел Климкин. — Более того, даже не на всех освобожденных территориях они состоятся. Очевидно, Россия использует это, чтобы обвинить нас в саботаже Минских договоренностей».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В ответ Москва критикует Киев за негибкую позицию. «Эти власти делают все, чтобы местные выборы там (в Донбассе. — Ред.) не состоялись», — заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

На встрече министров иностранных дел стран «нормандской четверки» (Россия, Украина, Франция, Германия) вопрос выборов был поднят как основной. После переговоров МИД Украины заявил, что необходимо немедленно начать обсуждать модальность выборов в рамках контактной группы, а 21 сентября президент Порошенко сообщил: украинские власти не будут вносить какие-либо предложения по этому поводу, но готовы выслушать другие. В ответ руководство самопровозглашенных республик выступило с инициативой перенести выборы на 21 февраля 2016 года.

Таким образом, неконструктивной является позиция всех участников конфликта на востоке Украины, что серьезно тормозит выполнение Минских соглашений.

  1. Провести децентрализацию власти, в том числе путем принятия закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей»

Еще один камень преткновения в отношениях Киева и самопровозглашенных республик — вопрос «особого статуса» Донбасса, гарантированный ему Минскими соглашениями. Вопрос в том, как этот особый статус должен выглядеть.

Представители «ДНР» и «ЛНР» назвали провокацией 10‑ю статью закона «О порядке местного самоуправления», принятого в Киеве 17 марта этого года, согласно которому сам закон вступит в силу только после того, как на территории самопровозглашенных республик пройдут выборы в соответствии с украинским законодательством. Поскольку получается, что с учетом конфликтной ситуации вокруг выборов решение вопроса о статусе Донбасса откладывается на неопределенный срок.

Действительно, увязка вступления закона в силу с выборами — довольно вольная трактовка Минских соглашений, которые предполагают, что особый статус должен быть введен немедленно. Украинские же власти объясняют свою позицию так: они готовы предоставить некоторую автономию руководству Донбасса, но только легитимному, которое будет избрано в результате признаваемых Киевом выборов.

Правда, сейчас в этом отношении наметился прогресс: по завершении работы контактной группы 15—16 сентября представитель «ДНР» Денис Пушилин сообщил, что Киев выразил готовность пересмотреть пресловутую 10‑ю статью.

  1. Продолжить инклюзивный общенациональный диалог, принять программу экономического возрождения Донбасса

Согласно комплексу мер по выполнению соглашений, необходимо обеспечить восстановление социально-экономических связей, в частности, решить проблемы социальных выплат, системы налогообложения и функционирования банков. Увы, за прошедший год подвижек на этом направлении не произошло. Власти Донбасса заявляют об экономической блокаде со стороны Украины, при этом стремятся налаживать экономические отношения с Москвой, а не с Киевом.

Подобные заявления небезосновательны. За прошедший год несколько депутатов Верховной рады Украины выступали с предложением ввести экономическую и продовольственную блокаду Донбасса. Впрочем, официально эти предложения отклонялись, и президент Петр Порошенко заявлял, что готов к восстановлению экономических связей. При этом Украина в течение этого года временно отключала водоснабжение «ЛНР», прекращала автобусное сообщение с самопровозглашенными республиками. В ответ в сентябре в «ДНР» сообщили о прекращении поставок угля.

А в апреле премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявлял, что Украина займется восстановлением банковской системы Донбасса, но только после того, как контроль над границей перейдет Киеву и в регионе пройдут легитимные местные выборы. Самопровозглашенные республики, в свою очередь, принялись решать проблему своим способом, прямо противоречащим Минским соглашениям: в начале сентября утвердили в качестве официальной валюты российский рубль.

Таким образом, и по этому пункту все стороны конфликта не способствуют выполнению Минских договоренностей.

  1. Обеспечить незамедлительное двухстороннее прекращение применения оружия

На днях заместитель председателя специальной мониторинговой группы ОБСЕ, контролирующей соблюдение Минских соглашений на востоке Украины, Александр Хуг сообщил: наступивший 1 сентября режим тишины действует. Правда, в соответствии с соглашениями прекращение огня должно было произойти еще в сентябре прошлого года, а согласно Минску-II — в феврале этого года. Однако оба раза затишье было недолгим. Сегодня все стороны конфликта надеются, что военная фаза конфликта действительно себя исчерпала.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow