Одним из героев программы НТВ «Мастер-класс для провокаторов», показанной 11 сентября, стал литовский политтехнолог Миндаугас Лапинкас, представленный диктором как «иностранный гастролер» . Он тоже был в числе лекторов, приглашенных «Открытой Россией» на мастер-класс для будущих наблюдателей, и тоже попал на запись скрытой камеры. Правда, в отличие от Сергея Менделеева, который (действительно или благодаря монтажу сотрудников НТВ) рассказывает о личном опыте фальсификаций и осуществленных им вбросах, Лапинскас на записи рассуждает о том, как вызвать интерес к выборам у СМИ и как правильно распределить силы в день голосования. Свою версию событий происходившего на мастер-классе в гостинице «Измайлово» Лапинскас изложил для «Новой».
—Вспомните, пожалуйста, технические моменты — когда и кем был организован этот семинар?
— Я получил приглашение от «Открытой России» приехать в начале августа и поговорить о мотивационных аспектах организации процесса наблюдения. Имелись в виду такие вещи, как построение команды и ответ на вопрос, зачем люди это делают. Меня предупреждали, да я и сам отдавал себе в этом отчет, что это не политическое мероприятие. Там были люди из разных партий, не только «Парнаса», и даже коммунисты, например. Про власть и политику я ничего не говорил. Даже комментатор НТВ отметил, что консультант Лапинскас был очень осторожен — говорил только про наблюдение.
— С Сергеем Менделеевым вы познакомились на мастер-классе?
— Да, там я его и встретил. Само мероприятие было рассчитано на два дня. Я приехал в первый день, но выступал во второй. В первый день я сидел там в качестве зрителя. Если совсем честно, меня удивила бравада некоторых людей, которые там выступали. Можно так сделать, можно так, можно препятствовать проходу к урне, просто заслоняя ее, и говорить: «Я просто стою здесь» — такие вещи он рассказывал. Второй человек, правозащитник из Воронежа, говорил более взвешено.
— Это был Роман Хабаров?
— Да. Он рассказывал, что не надо провоцировать и прочие подобные вещи.
— Кроме Менделеева и Хабарова в первый день выступал кто-то еще?
— Не помню. Должен был выступать Олег Ефросинин, чью регистрационную карточку в гостинице показывали на НТВ, но я его вроде бы не видел. Я там не весь день сидел. Потом встречаться с Михаилом Шнейдером, рассказал, что участвую в таком мероприятии, он ответил: «Интересно, завтра тоже приеду послушать». В результате он пришел, его засняли, а потом еще и на улице нашли.
— То есть, Шнейдера не было на выступлении Менделеева?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Нет, его в тот день вообще не было — заняли его на второй день.
— Скажите, с вашей точки зрения, это был разговор о препятствовании методам фальсификаций или это был разговор в том числе о том, как фальсифицировать?
— Я думаю, главный посыл выступлений как Менделеева, так и Хабарова, был простой: описание самого процесса голосования и наблюдения. Они хотели донести мысль: нет ничего страшного в том, чтобы наблюдать, нет ничего страшного в том, чтобы сообщить о нарушении. Поскольку они не хотели описывать исключительно какие-то технические аспекты, то рассказывали много разных историй. Кстати, каждый участник получил так называемую краткую инструкцию наблюдателю — я посчитал, там было 96 страниц текста. Невозможно объяснить человеку в течение двух дней семинара все нюансы наблюдения и избирательного права. Думаю, Менделеев хотел показать, что даже конфликтов, которые возникают на участках, не надо бояться. Поэтому это было преподано так — через истории и образы, такие вот притчи.
— Менделеев в комментарии «Новой газеты» сказал, что его выступление на НТВ собирали чуть ли не по буквам. Я не вполне понимаю, как можно по буквам собрать рассказ, который он ведет от первого лица… И, кстати, притча обычно от третьего лица ведется. Я имею в виду те моменты, где он говорит о бандитах или о том, как они осуществляли вброс. Он рассказывал эти вещи или нет?
— Помню, что он все время шел через примеры. Раз он участвовал в нескольких выборах, наблюдал, может быть, и такое бывало. С моей точки зрения, это была бравада: а я такой бывалый, я вам сейчас расскажу, как это делается. Как это бывает: ты говоришь процентов 80 правды, а процентов 20 привираешь.
— Фрагменты из ваших выступлений, показанные НТВ, вы видели?
— Да, единственное, по сути, что они показали — где я говорю: если в выборах нет скандала, то это никому не интересно. Ну так это правда.
— О чем было конкретно ваше выступление?
— Я говорил о мотивации — о том, почему люди идут наблюдать и вообще участвуют в выборах: из чувства долга, из чувства компании, от нечего делать, из-за денег — и так далее. Вторая часть: разговор о ресурсах и целях наблюдения. Одна цель — когда ты хочешь, чтобы все было по-честному. Вторая — когда ты хочешь заставить членов комиссии бояться не соблюдать закон. Третья — когда ты участвуешь от какой-то политической силы.
По большей части, люди сами говорили, мы это все записывали и сформировали перечень мотиваций. Я был там скорее в роли модератора.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68