РасследованияПолитика

Олег Кашин: «Цена моей жизни — 3 миллиона 300 тысяч рублей»

Покушение на Олега Кашина (совершенное пять лет назад в Москве) раскрыто. Эту новость 7 сентября сообщил сам журналист

Этот материал вышел в номере № 98 от 9 сентября 2015
Читать
Покушение на Олега Кашина (совершенное пять лет назад в Москве) раскрыто. Эту новость 7 сентября сообщил сам журналист

Покушение на Олега Кашина ( совершенное пять лет назад в Москве ) раскрыто. Эту новость 7 сентября сообщил сам журналист. Следственный комитет пока ни подтвердил и ни опроверг эту информацию. По сведениям потерпевшего, обвинения предъявлены троим непосредственным исполнителям, возможным организаторам. А вот заказчику — еще нет. К удивлению Кашина, наиболее вероятной сегодня выглядит та версия, которую изначально он считал самой невероятной из всех…

Та заводская проходная…

Всех фигурантов дела Кашина объединяет бывшее место работы — петербургский «Механический завод». Он входит в оборонный холдинг АО «Заслон» (ранее — НТЦ «Ленинец»). Двое из обвиняемых в нападении на журналиста — Вячеслав Борисов и Михаил Кавтаскин — работали на заводе охранниками, третий — Данила Веселов — был начальником службы охраны. Веселова и Кавтаскина задержали еще в мае, Борисов — сейчас в федеральном розыске, обвинение ему предъявили заочно. Троице вменяют «покушение на убийство группой лиц по предварительному сговору из корыстных побуждений или по найму» (ст. 30 и ст. 105 УК РФ).

Организатором преступления сами арестованные называют управляющего АО «Заслон» Александра Горбунова. По версии следствия, не позднее 16 августа 2010 года у Горбунова возник преступный умысел на совершение убийства журналиста, он нашел исполнителей, заплатил им 3 млн 300 тыс. рублей. Впрочем, Горбунов до сих пор проходит по делу свидетелем, и вместо обвинения в организации нападения его могут отпустить на свободу. С 27 июня 2015 года управляющий АО «Заслон» сидит в «Крестах» по обвинению в незаконном хранении оружия (ст. 222 УК РФ). Однако сегодня суд намерен изменить ему меру пресечения. Именно это, — говорит Олег Кашин, — заставило его 7 сентября на своем сайте рассказать о результатах расследования.

— Все последние месяцы я ждал выступления представителя СК РФ Владимира Маркина, — в интервью «Новой» признался Кашин. — Я бы и еще подождал. Но 9 сентября Горбунова будут освобождать из-под ареста. Осталось мало времени, чтобы что-то изменить. Я понимаю, у Горбунова достаточно влиятельных друзей, готовых обеспечить ему неучастие в моем деле. Но верю, что пять лет труда силовиков — аргумент, сопоставимый с влиянием друзей Горбунова, и что тот же Александр Бастрыкин не позволит пустить насмарку пятилетний труд своих подчиненных.

«Простите, это угроза?»

Напомним, в ночь на 6 ноября 2010 года двое мужчин (по версии следствия, это были Борисов и Веселов, третий, Кавтаскин, сидел в машине — Н.П. ) едва не убили корреспондента «Коммерсанта» возле его дома (им помешал жилец первого этажа, выбежавший на крики). Отморозки со стальной арматурой нанесли Олегу 56 ударов по жизненно важным органам, проломили череп, перебили ноги, пальцы и обе челюсти. СК РФ сразу связал покушение с профессиональной деятельностью журналиста. Рассматривали три версии: месть за публикации о скандалах вокруг Химкинского леса, конфликты с прокремлевскими молодежными движениями, ссора с губернатором Псковской области Андреем Турчаком.

Незадолго до нападения в своем блоге в «Живом журнале» Олег Кашин обозвал чиновника «…… Турчаком». Реакция последовала незамедлительно. Спустя пять часов тут же, в «ЖЖ», псковский губернатор написал: «Молодой человек, у вас есть 24 часа, чтобы извиниться… Время пошло». Кашин переспросил: «Простите, это угроза?»

– Однако, — говорит журналист, — особо в нее не верил. Глупо сначала угрожать публично, а потом — мочить…

Расследование долго шло без особых успехов. Во всяком случае — никто о них не слышал, даже потерпевший. Сегодня он признается: «На протяжении этих лет оптимизм не раз отказывал мне, и не на всех этапах я верил, что преступление будет раскрыто». В ноябре 2011 года Олег отправил SMS следователю Сергею Голкину, тогда ведущему дело (следователи менялись неоднократноН.П. ): «Скоро год. Вы никого не поймали. Что мне делать?» Голкин ответил: «Напишите ругательную статью» и добавил смайл. Но повод для оптимизма возник гораздо позже.

Инъекция неизвестного вещества

1 апреля 2014 года в Петербурге был похищен Александр Горбунов, управляющий того самого холдинга «Заслон», которым владеют члены семьи Турчаков. Согласно полицейским сводкам, у бизнесмена отняли 5 тысяч долларов, 150 тысяч рублей, ноутбук, два мобильных телефона. Но, как стало известно «Новой» из источников в петербургском уголовном розыске, горевал Горбунов не о материальных ценностях.

По версии самой жертвы преступления, вечером 1 апреля он на Toyota Land Cruiser возвращался с завода домой. Неизвестные в масках, с оружием остановили его автомобиль и, выдавая себя за сотрудников ФСБ, выволокли Горбунова из салона. Пересадили в свой Volkswagen Multivan и увезли в неизвестном направлении.

Любопытные детали: спустя несколько минут после «похищения», «похищенный» позвонил с мобильного телефона своему заместителю по административно-правовым вопросам Александру Мешкову и попросил «не поднимать шум». Пообещал: «Скоро вернусь». Расположенные поблизости камеры видеонаблюдения инцидент не зафиксировали.

Следующие 30 часов руководителя АО «Заслон» якобы продержали в незнакомой квартире. Там, по словам Горбунова, на камеру и под пытками у него выбивали признание: кто заказал нападение на Кашина? Управляющий уверял: били по болевым точкам, пытали слесарными инструментами. Не помогло. «Тогда, — продолжает Горбунов, — ему сделали какую-то инъекцию. Под действием неизвестного вещества он якобы и произнес имя заказчика — Андрей Турчак, а себя назвал организатором преступления».

В полицию с заявлением Горбунов обратился 4 апреля, сам пришел, без переломов костей и серьезных увечий. Дело возбудили по двум статьям «похищение» (ст. 126 УК РФ) и «разбой» (ст. 162 УК РФ). А в мае 2015 года в городе Могилев (Белоруссия) петербургские сыщики нашли и задержали похитителей. Ими оказались те же охранники «Механического завода» — Данила Веселов и Михаил Кавтаскин. По данным правоохранительных органов, разыскиваемый до сих пор Вячеслав Борисов сейчас скрывается там же. Удивительным образом совпало, что именно в Могилеве в 1974 году родился и вырос Александр Горбунов.

Политическое решение

Веселов и Кавтаскин дали признательные показания. Спустя месяц после их ареста, оперативники явились за Горбуновым. 26 июня они провели обыски в его квартире и в рабочем кабинете. А 27 июня управляющий «Заслона» угодил туда же, куда его бывшие подчиненные, но за другое зло. В Лужском районе Ленинградской области, на территории загородного дома Горбунова, сыщики обнаружили целый склад оружия: десятки пистолетов, автоматов, пулеметов и несколько килограммов взрывчатки.

— Оружейный схрон Горбунова следователям показали арестованные охранники, — рассказывает Олег Кашин. — Один из них, Кавтаскин, хочет заключить сделку со следствием. Мой адвокат видел видеозапись с его признательными показаниями. Речь там, если совсем грубо, идет о том, что Горбунов — тоже исполнитель, только не рядовой. Другой обвиняемый, Веселов, настаивает, что он встречался с Горбуновым и Турчаком в Москве, в ресторане, где они якобы обсуждали избиение. Но есть ли это признание в материалах дела — я не знаю, — отмечает Кашин. — Последние месяцы Горбунов содержался под стражей. Однако 9 сентября Калининский суд Петербурга будет рассматривать ходатайство об изменении ему меры пресечения. Мне трудно делать выводы: кто и почему добивается его освобождения? Трудно понять эти шаги на стадии раскрытия преступления. Я понимаю только, что для дальнейшего расследования моего дела сейчас нужны политические решения, и принимать их будут не следователи и не суд.

Комментарий

Рамиль Ахметгалиев, адвокат Олега Кашина

— Мы не можем сейчас говорить о причастности Турчака и о том, что он — заказчик. Ровно так же кто-то мог совершить преступление, воспользовавшись этим конфликтом и этим именем. Мы можем опираться только на конкретные факты, которые есть у следствия. Они говорят сами за себя. Наша тактика — не забегать вперед и не сделать чего-то такого, что могло бы повредить следствию. Я думаю, и до заказчиков дело дойдет…

Оксана Ширан, пресс-секретарь губернатора Псковской области Андрея Турчака

— Губернатор Псковской области Андрей Турчак не комментирует сообщения о раскрытии дела о нападении на журналиста Олега Кашина. Администрация Псковской области не имеет отношения к публикациям Кашина.

Нина Петлянова Санкт-Петербург

Где простыли следы исполнителей

Третий участник нападения на Олега Кашина мог уже уехать из Белоруссии

Олег Кашин объявил о раскрытии покушения на него: двое исполнителей арестованы, обвинение третьему предъявлено заочно. Все трое — сотрудники охраны санкт-петербургского холдинга «Ленинец». Данила Веселов и Владимир Кавтаскин находятся под стражей, а Вячеслав Борисов — тот самый, который избивал журналиста железным прутом, — скрывается, по утверждению Олега Кашина, в Белоруссии, в Могилеве. Потому что промежуточное, по мнению Кашина, звено между исполнителями и заказчиком преступления — управляющий «Ленинца» Александр Горбунов, он родом именно из Могилева и, по мнению Кашина, помог Борисову уехать и обустроиться на родине.

Начальник пресс-службы МВД Белоруссии Константин Шалькевич подтвердил «Новой», что Борисов Вячеслав Станиславович, 1984 года рождения, находится в межгосударственном розыске СНГ по инициативе Российской Федерации. Это значит, что в любой стране СНГ он будет задержан и экстрадирован в Россию. Проблема в том, что у всех государств СНГ с Россией существует пограничный контроль. Кроме Белоруссии.

Вот, к примеру, третий месяц в брестском следственном изоляторе сидит активистка таджикской оппозиции Шабнам Худойдодова. Она давно уехала из Таджикистана, опасаясь ареста, и жила в России. А 12 июня Шабнам поехала в Польшу и была задержана в Беларуси, когда пыталась пересечь белорусско-польскую границу. Брестские пограничники обнаружили в базе данных, что гражданка Худойдодова находится в межгосударственном розыске СНГ. Шабнам немедленно попросила политического убежища в Белоруссии, и на время рассмотрения ее заявления процедура экстрадиции в Таджикистан приостановлена.

Почему Шабнам не задержали в России, несмотря на межгосударственный розыск? Тому могли быть две причины: или она не жила по месту регистрации, или российские правоохранительные органы отнеслись к ее розыску формально: вот еще, искать какую-то таджикскую тетку «за политику». А въехать из России в Белоруссию — да сколько угодно, с любым паспортом.

Российско-белорусская граница существует лишь на карте. Там отсутствует пограничный контроль, не заполняются миграционные карты, и гражданин России может спокойно, не привлекая внимания, находиться в Белоруссии сколько угодно. Ему не нужно регистрироваться, а снять квартиру можно напрямую, без участия агентства недвижимости и без предъявления документов в официальных инстанциях. А уж если нападавшего на Кашина отправил в белорусский Могилев человек местный, то и вовсе следы теряются — квартира для скрывающегося могла быть снята на имя белорусского гражданина: кума, свата, соседа или знакомого знакомых.

Сам управляющий «Ленинца» — Горбунов — в июне арестован в Санкт-Петербурге, но охранник Борисов, который, вероятно, избивал Олега Кашина арматурой, к тому времени уж наверняка в Могилеве приспособился жить самостоятельно. На странице жены Вячеслава Борисова «ВКонтакте» первый статус «в Могилеве» датирован июнем 2012 года. И в течение трех лет время от времени меняется с Санкт-Петербурга на Могилев. Это значит, что жена скорее всего живет дома в Питере, а к мужу просто ездит. А может быть и так, что сам Борисов тоже перемещается.

Маршрут Санкт-Петербург-Могилев очень удобен: после Ленобласти нужно проехать лишь Псковскую область — и въезжаешь в Белоруссию. А по Псковской области сотрудники холдинга «Ленинец», принадлежащего семье губернатора Турчака, как можно себе нафантазировать, могут передвигаться свободно и даже с сопровождением, будь они хоть в федеральном, хоть в международном розыске.

Неофициально белорусские силовики говорят, что Олег Кашин поторопился объявить о раскрытии преступления. Назвав фамилии нападавших, в том числе фамилию скрывающегося в Могилеве Борисова, он тем самым спровоцировал бегство разыскиваемого. И, вероятнее всего, из Могилева тот уже исчез. Залечь на дно в Белоруссии, тем более с российским паспортом и с такой неприметной фамилией (в межгосударственном розыске десятки Вячеславов Борисовых, кстати, а не в розыске — и вовсе многие тысячи) — несложно. Впрочем, двое его подельников тоже скрывались в Белоруссии, но все-таки арестованы. Надеюсь, вскоре к ним присоединится и третий товарищ, чтобы им всем на суде нескучно было.

Ирина Халип, Минск

Ну, вот такой «Заслон»

Есть ли связь между губернатором Псковской области Турчаком и теми структурами, в которых работали подозреваемые в нападении на журналиста Кашина.

По словам Олега Кашина, предполагаемым организатором покушения на него является бывший глава петербургского холдинга «Заслон» Александр Горбунов, а исполнителями преступления — сотрудники ОАО «Механический завод» Данила Веселов, Михаил Кавтаскин и Вячеслав Борисов. Кашин полагает, что оба предприятия тесно связаны с бизнесом семьи губернатора Псковской области Андрея Турчака.

Предположения журналиста о наличии коммерческих связей между работодателями преступников и семьей псковского губернатора небеспочвенны. Так АО «Заслон» (специализируется на разработке оборудования для нужд ВПК), по данным информационной базы СКРИН, по состоянию на 4-й квартал 2014 года принадлежало 60% ЗАО «Система», единственным собственником которого значится Александр Горбунов, и 40% — ООО «УК «Ленинец», принадлежащее через ООО «АК-Инвест» супруге псковского губернатора Кире Турчак.

Также жена главы Псковской области входит в совет директоров ОАО «Механический завод», в службе безопасности которого трудились обвиняемые в покушении на Олега Кашина.

Головным же холдингом бизнеса Турчаков является петербургский холдинг «Ленинец», формально принадлежащий отцу и брату губернатора Анатолию Турчаку и Андрею Турчаку соответственно (холдинг специализируется на «проведении единой научно-технической и финансовой политики для создания условий по выпуску продукции, научных разработок и услуг, конкурентоспособных на российском и мировом рынках, а также содействии кооперации предприятий-смежников и получении прибыли»).

Первый из родственников является президентом и генеральным конструктором предприятия, второй — генеральным директором. По данным СКРИН, по состоянию на 1-й квартал 2015 года напрямую они владеют 9% акций предприятия, еще 81% им принадлежит через ООО «ИнвестГрупп».

Кроме того, Анатолий Турчак — президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, глава местной федерации футбола и член исполкома Российского футбольного союза (РФС).

Андрей Сухотин

«В этом случае общепринятой практикой является отставка»

Павел Чиков, председатель межрегиональной ассоциации юристов «Агора»:

— Турчак по делу проходит как свидетель и больше никто. У следствия вопросов к нему пока не было, но в связи с новыми обстоятельствами они должны появиться. Процессуально он может стать как подозреваемым, так и обвиняемым. Губернаторы, в отличие от депутатов и членов Совета Федерации, коим раньше являлся Турчак, никакой особой защиты не имеют — не спецсубъекты. Утверждать сейчас, что он заказчик, я не берусь. Да и сам Кашин, у которого появились основания так предполагать, утверждать подобное не берется. Все теперь зависит от следствия, которое может допросить, подозревать, обвинить, избрать меру пресечения и обратиться с ходатайством об освобождении от занимаемой должности в случае, если Турчак станет обвиняемым. Все, что может делать Кашин, только ходатайствовать о проведении следственных действий. Хотя вообще-то в подобном случае общепринятой практикой также является самостоятельная отставка должностного лица.

Дмитрий Орешкин, политолог:

— В нашей российской реальности официальному лицу в ситуации, в которой оказался Турчак, надо бежать в администрацию президента с мешком аргументов и желательно в твердой валюте и объяснять, что враги клевещут, а он верен партии по гроб жизни, и его надо не карать, а миловать. В правовом государстве, ментально близком России, нужно собирать вещички и бежать подальше — туда, где не найдут. В еще более нормальном государстве с длительной историей демократии — складывать вещички и идти сдаваться в органы дознания. История знает много случаев, когда при предоставлении неопровержимых доказательств совершения преступления должностные лица уходили в отставку. Так недавно произошло в Прибалтике, в Латвии, где министр транспорта ушел в отставку, когда был замешан в коррупционной схеме — не в убийстве и не в попытке побить кого-то. Да и в России такое бывало. Классическая кремлевская двухходовка сработала в отношении бывшего губернатора Приморского края Евгения Наздратенко, когда сначала его повысили, вызвали в Москву, его команда, которая могла помочь, осталась далеко, а потом его отправили в отставку. Никто сейчас не знает, куда делся Наздратенко.

Я думаю, что в этой ситуации с Турчаком удастся договориться. Тут будет, как решит царь-батюшка: могут посадить или по-хорошему отправят лечь на дно. Серьезного скандала не будет, постараются спустить все на тормозах.

Записала Вера Юрченко

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow