СюжетыОбщество

Дать и плыть

На Керченской переправе водители рассказали о коррупции, плохих условиях и странном наплыве льготников

Этот материал вышел в номере № 92 от 26 августа 2015
Читать
На Керченской переправе водители рассказали о коррупции, плохих условиях и странном наплыве льготников
Керченский накопитель. Фото: Евгений Титов / «Новая газета»
Керченский накопитель. Фото: Евгений Титов / «Новая газета»

Керченская переправа сейчас заполнена до отказа: конец августа — пик отпусков. Но в последних числах месяца, когда из Крыма повезут домой школьников, количество пассажиров увеличивается. В прежние годы пробка тут возникала в основном при непогоде, когда движение паромов останавливалось. Год назад Россия объявила Крым своим, и ситуация изменилась: автомобили растянулись на десятки километров, заставляя водителей ждать переправы по нескольку дней. В этом году проблему попытались решить при помощи накопителей, которые построены на подъезде к порту. Ситуацию изучил корреспондент «Новой газеты».

— Надо этих хамов отсюда убрать! — возмущается Валерий Зайков, стоя у кассы. Валерия вместе с его машиной, на которой он едет в Крым, не пустили на паром: нужен посадочный талон. Талон дают за 12 километров отсюда, в накопителе. Накопитель по пути в порт обязательно проезжает каждый водитель, а о том, что нужно в накопитель заезжать, на дороге информируют большие табло. Но Валерий говорит, что при нем табло не горели, и поэтому он проскочил. А здесь, на переправе, ему якобы предложили «решить вопрос».

— Сейчас на переправе подошел к кассиру, та меня направила к парню в желтой майке, с бейджиком, он показал мне человека, которому надо дать 3 тысячи, — рассказывает Валерий. — То есть надо не только платить за провоз машины, но еще и взятку давать. Обойдутся!

К слову сказать, мимо накопителя проехал не он один, а еще десяток автомобилей. Теперь их разворачивают. Приезжаем с Валерием в накопитель. Это огромная забетонированная площадь, обнесенная проволочным забором. Десятки рядов машин. При въезде — зеленый строительный вагончик с табличкой «Временная приемная прокурора Краснодарского края». Валерий идет туда сообщить о вымогательстве, но вагончик закрыт. Судя по отсутствию следов, тут давно никого не было. Звоним дежурному прокурору Краснодарского края, он советует «разбираться на месте». В Морской транспортной дирекции, отвечающей за переправу, просят прислать запрос на электронную почту.

Валерий берет бесплатный посадочный талон и становится в очередь (вне очереди пускают только льготников). В салоне Валерия — мама, Зинаида Ивановна. Она льготник: у нее звание «Ребенок войны». Но, оказывается, для внеочередного проезда она должна представить какую-то карточку. «Вот же, 1938 год рождения. Какие еще нужны доказательства?» — Валерий листает мамин паспорт.

Льготников здесь и без мамы хватает. «Здесь почти 30 процентов от всех — льготники, — злится один из водителей. — Это уже какой-то беспредел, с этим надо разбираться».

Пробка выстроилась за километр до парома. Впрочем, вереницу машин то и дело объезжают по встречной полосе. «Люди лезут без очереди! — возмущается водитель Юрий Фролов. — Никто их не контролирует. Гаишники стоят и ничего не делают».

Инспектор у меня на глазах тормозит машину на встречке. Водитель ему что-то предъявляет и едет дальше. На мой вопрос, что происходит, полицейский бодро отвечает: «Это были льготники с маленькими детьми». Вопрос, почему в очереди стоят другие семьи с детьми, остается без ответа.

«Свободно сегодня, хорошо, — говорит Елизавета Высоцкая, продавщица местного ларька. — Вчера вон пробка километров на пять была». Чай у Елизаветы по 30 рублей, сухарики по 60. Водитель-дальнобойщик Тариэль долго стоит у витрины, жалуется, что цены кусаются. Впрочем, с чем сравнивать. В накопителе сосиска с кусочком хлеба стоит 70, «наперсток» кофе — 80 рублей.

Алексей Бадамшин из Удмуртии по местным ларькам не ходит, все свое возит с собой, в сумке-холодильнике. «Вода, хлеб, яйца, бутерброды. Походные условия, но на несколько дней еды хватает, — говорит Алексей, доставая сумку из багажника. — Если что-то и брать с собой, то прежде всего воду. Ее тут не хватает, а в ларьке она моментально заканчивается».

Вдоль трассы нет урн и мусорных баков. Зато салфетки, бутылки и прочий хлам валяется в избытке в придорожных кустах.

Единственную урну я обнаружил на местном автовокзале, она переполнена. Другая «достопримечательность» вокзала — туалет по 20 рублей, со всеми российскими «прелестями»: ужасное зловоние и отсутствие мыла.

Водители жалуются не только на бытовые условия, но и на нехватку информации. «Людей заранее не предупреждают, сколько надо ждать, где стоять, как проехать», — замечает турист из Ярославля Виктор Бабаев. Об этой проблеме говорят и те, кто едет в Крым на автобусе. Пенсионерку из Владикавказа Валентину Калинину автобус доставил прямо к переправе. «Куда теперь идти? Что делать?» — растерянно спрашивает меня туристка. На сайте «Морской дирекции» указан телефон «горячей линии», но нам дозвониться не удалось: или занято, или не берут трубку. Правда, у пассажиров автобуса есть преимущество: билеты на паром в кассе им дают вне очереди.

С прошлого года цены не менялись. Взрослый билет по-прежнему стоит 162 рубля, детский (до 12 лет) — 81 рубль. Дети до 6 лет едут бесплатно. За провоз автомобиля в зависимости от его габаритов придется выложить от 1190 до 2500 рублей. Паромы ходят раз в 40 минут, в этом году их количество увеличили до семи единиц.

…А Валерий Зайков в накопителе взятку «нужным людям» так и не дал — из принципа. Пришлось ему ждать своей очереди четыре с половиной часа. Его мама решение сына поддерживает. Сверху нещадно палит солнце, у паромных касс толпятся злые туристы. По телевизору Крым выглядел гостеприимнее.

Прямая речь

Александр Бородин, начальник отдела по взаимодействию с органами государственной власти, СМИ и обращениям граждан ООО «Морская дирекция»:

— В подобных случаях (речь о коррупции. — Е.Т.) мы проводим проверку, выявляем факты, после чего принимаем меры. Что касается изложенного вами факта, наша служба безопасности детально разберется в ситуации. Для начала побеседуем с заявителем. Если информация подтвердится, в отношении нашего сотрудника будут приняты предусмотренные законодательством меры.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow