КолонкаПолитика

Разделяй и царствуй

Зачем Кремль все-таки допустил оппозицию к выборам в отдельных регионах?

Этот материал вышел в номере № 88 от 17 августа 2015
Читать
Зачем Кремль все-таки допустил оппозицию к выборам в отдельных регионах?

В конце минувшей недели внимание демократов было приковано к небольшому городу на берегу Волги – Костроме, где за право бороться за места в областной легислатуре развернулась битва между Кремлем и Демократической коалицией. В четверг ЦИК рекомендовал пересмотреть местному избиркому результаты проверки подписей у «ПАРНАСа», а уже в пятницу послушные чиновники единогласно выполнили это поручение, в прямом смысле спущенное сверху.

Несмотря на весь артистизм команды Чурова, вряд ли кто-то способен поверить в новую главу популярной русской сказки о хорошем царе и плохих боярах. Уж слишком явно во всех регионах (Кострома, Калуга, Новосибирск, Магадан) власти, действуя по абсолютно идентичной схеме, применяя одни и те же черные технологии, снимали с выборов демкоалицию.

Как бы то ни было, Москва почему-то передумала (или снова всех «переиграла», хотя в эту сказку, кажется, уже не верят даже сами игроки). И передумала именно насчет Костромы. Объяснить этот факт можно с нескольких позиций. Во-первых, если и регистрировать «ПАРНАС», то Кострома – наиболее безопасный для власти вариант. Здесь, в отличие от Новосибирска давно не было массовых протестных акций, а работу команды губернатора костромичи оценивают достаточно высоко, особенно на контрасте с предыдущим – Игорем Слюняевым, отношение к которому было крайне негативное. Кстати, во многом именно из-за его ссоры с местным избиркомом на выборах в 2011 г., партия власти показала один из самых низких (честных) результатов. Надеяться на такую же честность в этом году пока что не приходится. Кроме того, проведенная здесь жеребьевка мест в избирательном бюллетене вытолкнула на первую позицию прошедшую фильтр партию «Против всех», что, видимо, позволит ей оттянуть немалую часть протестных голосов, которые потенциально могли бы достаться демкоалиции. Которая, к слову, занимает в бюллетене последнее место. По партспискам в Костромской облдуме разыгрывается всего 18 кресел, и, согласно электоральной формуле, для получения хотя бы 2-го мандата любой партии надо набрать больше 12% голосов, а в таких условиях и преодоление барьера в 5% для оппозиции будет большой победой.

Однако, есть и второе объяснение. Похоже, Кремль принял решение придерживаться старой-доброй стратегии «разделяй и властвуй». Допуск коалиции в Костроме – это, возможно, лишь первый шаг. Учитывая, что региональные выборы этого года – это для большинства новых партий пролог к выборам федеральным, главная их задача состоит в том, чтобы подготовить себе максимально комфортный плацдарм для кампаний в ГосДуму. По нынешнему законодательству, политические силы, которые представлены хотя бы в одном региональном парламенте, имеют право выдвигать кандидатов на федеральную кампанию без утомительного сбора подписей. Из всей демократической оппозиции увереннее всех в этом вопросе чувствует себя «Яблоко», обладающее значительными фракциями в трех легислатурах и набравшая на прошлых федеральных выборах более 3 % голосов. У «ПАРНАСа» также есть один мандат в Ярославле, добытый еще Борисом Немцовым, но, учитывая то, как быстро власть меняет правила игры, эти позиции нельзя назвать надежными.

В начале года в стане демократической оппозиции проходили масштабные переговоры по вопросу объединения усилий на ближайшие выборные циклы. Переговоры любых политических сил о коалиции складываются из двух основных факторов: идеологическая совместимость и взаимная выгода при обмене ресурсами. К сожалению, и с первым, и со вторым были серьезные проблемы. Наличие у «Яблока» 100% гарантии участия в думской кампании и отсутствия необходимости вообще собирать подписи для выдвижения на выборы в любом регионе России, позволило им занять более жесткую идеологическую позицию, в частности по вопросу Крыма. В результате мы имеем то, что имеем: демкоалиция сложилась из относительно равных небольших политических организаций, а «Яблоко» идет на выборы параллельно.

Для того, чтобы свести стимулы к объединению у оппозиции к минимуму, Кремль может допустить до выборов не только «ПАРНАС» в Костроме, но и держащуюся отдельно от демкоалиции «Гражданскую инициативу» Нечаева и близкую к петербургскому «Яблоку» “Партию профессионалов” Оксаны Дмитриевой. И даже если оппозиция в этих регионах не наберет нужного для 1 мандата процента голосов, она получит сигнал, что пройти фильтр возможно и без достижения длительного и сложного консенсуса с коллегами.

Вопрос в том, возможен ли этот консенсус в принципе. Даже опубликованные в “Новой газете” (№ 87 от 14 августа 2015 года) комментарии Леонида Волкова («ПАРНАС») и Бориса Вишневского («Яблоко») демонстрируют существенную разницу в их позициях и мышлении. Напористый, самоуверенный и слегка отдающий ранним лениннизмом подход первого, вряд ли уживется с наполненным отеческим нравоучением и петербургской педантичностью подходом второго.

С другой стороны, если демкоалиция по результатам этого года усилит свое представительство в регионах, этот диалог будет вестись на более-менее равных позициях. И даже если под одним флагом выступить не удастся, контролировать Кремлю придется не одного, а сразу нескольких игроков. Да и широкое представительство разного рода демократических сил в итоговом бюллетене способно заставить большее число избирателей прийти на участки в следующем сентябре, что снизит возможность фальсификаций.

Михаил КОМИН

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow