КолонкаПолитика

Про зеленых комаров

Не преувеличенный рассказ очевидца о нападении на «форум Кафки — Оруэлла»

Этот материал вышел в номере № 89 от 19 августа 2015
Читать
Тут можно было бы и посмеяться, если не вспоминать о том, что Кашина пять лет назад чудом не убили, а убийц так и не нашли. Если не помнить о нападении на рок-фестиваль «Торнадо» в Челябинской области, если не знать о том, что в тот же самый день «православные» активисты громили еще и выставку в московском Манеже...
Леонид Никитинский и Олег Кашин. Фото: Vk.com
Леонид Никитинский и Олег Кашин. Фото: Vk.com

На «форуме Кафки—Оруэлла» под Калининградом ждали Арама Габрелянова — создателя LifeNews и фактического хозяина нынешних «Известий». Его туда звал Олег Кашин, успевший и с ним тоже поработать и подружиться, а моя задача была не допустить их до рукоприкладства. Но в последний момент Габрелянов соскочил, так что дискутировать с Кашиным о журналистике посадили меня.

Я вспомнил старые «Известия», благо через мои руки только что прошел шедевр Владимира Надеина (см. № 87 от 14 августа) о краже в старых «Известиях» по ходу приватизации СМИ и журналистики сначала ковра, а потом и всего остального (и, главным образом, смысла). Дальше заговорили об отсутствии в «средствах массовой информации», собственно, информации, о том, чьи эти «средства»; и перешли к тому, для кого она, сегодняшняя журналистика: для умных — или?..

Я как раз собирался сказать, что в России появилось как бы два народа, друг друга они не слышат и не понимают, будто говорят не по-русски, но тут в нас с Кашиным полетели бутылки с водой.

Метавший их в нас уже метров с шести мужик не то для страху, не то для смеху выкрикивал: «Гранаты!..». Бутылки были пластиковые, по 0,33, для участников форума (на косе было жарко), которые повскакивали со скамеек и вытеснили агрессора на поляну рядом с открытой столовой летней турбазы (шесть фанерных домиков плюс палатки).

Затем примерно 40 слушателей ушли звонить в полицию и обсуждать инцидент с группой поддержки метателя гранат, но другие 40 вернулись, чтобы дослушать нашу с Кашиным дискуссию.

Уточняю для протокола: что раньше, выскочив из кустов, мужик орал: «Я патриот! Это моя родина! Вы чьи портреты тут повесили, суки?!» Портреты были сообразно названию форума — Кафки и Оруэлла, рядом были и цитаты: «Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен» (Джордж Оруэлл) и: «И это еще не значит, что ты ко всему привык — нельзя настолько отупеть, чтобы ко всему привыкнуть» (Франц Кафка).

Фото одного из нападавших / newkaliningrad.ru
Фото одного из нападавших / newkaliningrad.ru

Едва ли «патриот» знал, кто это такие, а орать он начал раньше, чем мог разглядеть портреты. Наверное, ему просто объяснили, что, мол, на Балтийской косе собрались нехорошие люди, иностранные агенты, и продают его родину Америке. А заодно и родину Канта — советский город имени дедушки Калинина, и все это происходит на бывшей базе фашистской авиации «Люфтваффе».

«Форум Кафки и Оруэлла» был придуман три года назад калининградцем Ильей Шумановым и его друзьями, он проводится на скромные пожертвования четверых спонсоров — предпринимателей из Калининграда (трое помогают анонимно) рядом с огромными, но полуразрушенными ангарами для гидропланов. От старого причала участники въезжают по широкой, но тоже уже полуразрушенной дороге из плит, где древний бетон пророс травой. Дорогу (рулежку) и километровую взлетную полосу чуть дальше немцы построили едва ли не в 20-х годах прошлого столетия, когда по условиям Версальского мира им было запрещено иметь бомбардировщики, и они их строили под видом гидропланов. В советское время, говорят, в ангарах тоже что-то стояло, но тогда в Балтийск даже муха без пропуска не могла пролететь.

Старая асфальтовая дорога уходит в лес между дюнами, там уж недалеко и Польша, мир маленьких уютных гостиниц и велосипедных дорожек, но по нашей дороге туда не доедешь, так как дальше она перегорожена воинской частью. Будто бы какие-то братки еще в 90-х прикупили до кучи развалины ангаров, но земля как таковая на косе в неопределенном статусе: ее надо разминировать (как лучше бы и акваторию залива), потому что с 45-го года, когда эта земля стала русской, тут много чего лежит.

На первый «форум Кафки—Оруэлла» три года назад на Балтийскую косу приезжали мэр и сенатор от Калининградской области, всех вместе было 30 человек. В прошлом году приехали уже 60, но власть их проигнорировала. В этом году по конкурсу и за регистрационный взнос 1000 рублей было отобрано 100 участников, в том числе из Москвы, Питера и Ярославля.

Из представителей администрации ранним утром под видом журналиста переправился на косу и попытался проникнуть на базу некто с оператором и с двумя камерами. Был опознан как местный политтехнолог, за забор их не пустили, пришлось им стоять на солнцепеке в двух метрах, зато писали уж они все подряд, а испарились минут за 15 до появления патриотов с «гранатами».

Кафка и Оруэлл все это, конечно, одобрили бы. Тут можно было бы и посмеяться, если не вспоминать о том, что Кашина пять лет назад чудом не убили, а убийц так и не нашли. Если не помнить о нападении на рок-фестиваль «Торнадо» в Челябинской области; о судьбе фестиваля «Пилорама» на базе бывшей колонии для политзэков «Пермь-36», запрету которого так же предшествовали вылазки провокаторов; если не знать о том, что в тот же самый день «православные» активисты громили еще и выставку в московском Манеже. Кстати, у группы поддержки за забором «Кафки и Оруэлла» в руках тоже была замечена арматура.

Свидетельствую (для протокола), что ни о какой политике в собственном и точном смысле слова (о партиях или о «патриотизме») на «Кафке и Оруэлле» речи вовсе не было. Юрий Сапрыкин говорил о «травме 90-х», о том скелете, который приходит по ночам из шкафа к каждому из нас, но особенно ясно это надо понимать, когда ты глядишь по социальной лестнице вверх. Александр Кынев рассказывал о выборах в регионах на протяжении последних 25 лет и говорил о том, что законодательство о них за последние 15 представляет собой лишь «устранение побочных последствий прежних побочных последствий». Все решается «в режиме летучки»: «А давайте-ка сделаем так!..», горизонта нет, губернаторы тучнеют, а вертикаль — это миф.

Сергей Смирнов, редактор сайта «Медиазона», рассказал, как политическая жизнь все больше перетекает в суды, откуда, однако, утекает собственно право. Наконец, философ Александр Рубцов выстроил представленную реальность в нестройную (по определению) архитектуру постмодерна. Эти игры «руинированных текстов» по определению же подразумевают иронию и самоиронию, без которых и постмодерн — не постмодерн. Может, кто-то где-то там высоко-высоко втихаря даже и хихикает, но ниже в реальной жизни проливаются только слезы.

Алексея Венедиктова, который выступал на форуме на следующий день, я уже не слышал — уехал в Литву.

Нашу с Кашиным дискуссию о журналистике, прерванную пока не самым жестоким образом, перескажу как-нибудь в следующий раз. Прав ли государственный политик Алексей Волин (замминистра связи и массовых коммуникаций), утверждая, будто «журналистика — это бизнес»?

Если это так просто — зачем насылать на нас гопоту?

А закончу я зелеными комарами, которые в изобилии живут на Балтийской косе. Они не кусаются, поскольку у них вообще нет органов пищеварения. Еще червяками они что-то там едят, а комарами только парят, занимаются любовью, откладывают яйца, падают и умирают. Ах, если бы и мы, люди и журналисты, были тоже устроены так. Тогда мы только порхали бы и пели, и… (православные не слышат?) и все так любили бы друг друга!.. Впрочем, с философской точки зрения остается еще вопрос: червяк, из которого потом выходит зеленый комар, — это то же самое существо или иное? (Кстати, о скелетах Сапрыкина.) Впрочем, это уже снова Кафка.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow