СюжетыКультура

Как шпионы спасли мир

На экранах один из ожидаемых фильмов лета «Агенты А.Н.К.Л.», связавший тесными узами русского и американца.

Этот материал вышел в номере № 87 от 14 августа 2015
Читать
На экранах один из ожидаемых фильмов лета «Агенты А.Н.К.Л.», связавший тесными узами русского и американца.
Изображение

Шпиономания набирает обороты в жизни и на экране. Зритель волен выбирать: комиксовый «Kingsman: Секретная служба», очередную главу долгоиграющей, но все еще щекочущей нервы саги «Миссия невыполнима…», разноречивых «Шпионов» или теленовости про реальные шпионские войны, охватившие территорию от США до Донецка.

Вот и Гай Ричи после продолжительного перерыва (его феерическая двухчастная вариация на тему «Шерлок Холмс» завершилась в 2011-м, собрав более миллиарда долларов) вошел в реку шпиономании.

Он возвращает миру «Агентов А.Н.К.Л.», исполнив в винтажном стиле некоторые из тем популярного в 1960-е телесериала. Общее с «Шерлоком» — игра со временем как с артефактом, а точнее, попадание в матричное представление зрителя о времени, замес реконструкции и выдумки. Вместо чопорной викторианской Англии, расколотая холодной войной Европа. Впрочем, время, как и место действия, для Ричи всегда весьма условные пейзажи с безусловными умопомрачительными обстоятельствами действия.

Говорят, режиссер прекрасно проводил время, снимая в Риме: работали весело, импровизировали, по ходу дела дописывая реплики и целые эпизоды, после шести вечера шли ужинать в какой-нибудь ресторанчик. А завершились съемки свадьбой Ричи и модели Джеки Эйнсли, с которой они уже пять лет вместе. И это воздушное, каникулярное настроение просочилось в фильм.

В 60-е «Агентам А.Н.К.Л.», созданным Норманом Фелтоном и Яном Флемингом, удалось легко завоевать аудиторию, несмотря на то, что к привычному образу брутального жуира победительного Наполеона Соло, сочиненному Флемингом (первоначально фильм назывался «Solo»), мало того что присоединился, но и быстро выдвинулся на первые позиции посланник КГБ Илья Курякин.

Авторы обновленных «агентов» решили рассказать, как же встретились два одиноких волка и что их сплотило. А сплотила их операция, проведенная на пике холодной войны. ЦРУ и КГБ вознамерились остановить зарвавшийся в урановую нежить преступный синдикат. И дабы проникнуть в секретное логово негодяев, возглавляемых утонченной злодейкой Викторией Винчигеррой (балетоманка из Австралии Элизабет Дебики с макияжем а-ля Кэрол Ломбард и натиском Пэрис Хилтон), следует выкрасть из ГДР дочь пропавшего немецкого ученого-ядерщика. В общем, парад штампов из боевитого шпионского кино: предотвращение мировой катастрофы бравыми сорвиголовами; наследники нацизма, нацелившиеся взорвать планету; фам фаталь; ну и, разумеется, секретный диск с чертежами бомбы. Есть даже Доктор-смерть, виртуоз в области пыток. Ричи не только не сторонится, но кажется, наслаждается клише, складывая из них ироничные картинки в духе уорхоловского коммерческого поп-арта. Сшитая по традиционным для шпионского боевика лекалам и, чего уж скрывать, незамысловатая история щедро украшена виньетками ретростиля. И персонажи в отутюженных тройках и карденовских геометрических платьях, круглых солнцезащитных очках и ярких клипсах — выглядят сошедшими с обложек модного журнала… шестидесятилетней выдержки. В такой стилистической гамме и холодная война обретает тональность комиксовых шаржей. Шефы советской и американской разведок, а также пытающийся переиграть их глава военно-морской разведки Британии (стопроцентный англичанин Хью Грант) выглядят не опасно, словно играют в шашки, передвигая «фишки» на карте современной истории. Политическая карта мира прилагается, та самая, из первых кадров сериала 60-х.

Все в «Агентах А.Н.К.Л.» транспортирует нас из мира реальности в мир кино. Свинцово-бетонный Восточный Берлин с ожерельем из проволоки на печально знаменитом КПП Чекпойнт Чарли пробуждает в памяти не столько фильмы братской студии DEFA вроде «Расколотого неба» или пропагандистских «Граница», «На вахте», сколько ироничную ленту Уайлдера «Один, два, три», в каскаде гэгов подчеркивающую абсурд берлинских зон. В роли западного антагониста столице ГДР выступает артистичный и вальяжный Рим. Испанская лестница, фонтан Треви, роскошные party салютуют «сладкой жизни» из феллиниевских картин.

Есть здесь и обязательная программа: погони (самая живописная — на трабантах по пустынному Восточному Берлину), драки, сюжетные ловушки… Но в лучшей сцене бодрящий экшн пузырится на заднем плане, а на переднем супермен Соло с аппетитом поедает сэндвич в кабине грузовика.

Начинал проект Стивен Содерберг, но строптивый режиссер и студийные боссы с Warner Bros. не сошлись в кастинге. Кого только не рассматривали на главные роли: Джордж Клуни и Том Круз, Джонни Депп и Ченнинг Татум, Бен Аффлек и Брэдли Купер. Ричи же выдвинул на авансцену молодых Генри Кавилла («Человек из стали») и Арми Хаммера («Одинокий рейнджер»). И, как мне кажется, не проиграл.

В его героях нет звериной серьезности, актеры в полной мере разделяют с режиссером ощущение игры в кино про шпионов.

Наполеон Соло Генри Кавилла — авантажный супермен и нарцисс, тонкий ценитель моды и живописи, как и Бонд, патологический сердцеед. Соло, поднаторевший в антиквариате, нелегально вывезенном с оккупированной территории, между тюрьмой и ЦРУ выбирает «меньшее зло». Илья Курякин — обаятельный увалень, отчасти триггер — то заторможенный, то включающий космическую скорость, обученный манерам, но не понимающий вкуса ризотто с трюфелями. Отец Курякина сослан в ГУЛАГ, понятно, что нервы у парня не железные, периодически он едва справляется с припадками бешенства. Зато русский может догнать машину бегом и оторвать крышку багажника. Его играет Арми Хаммер, правнук мультимиллионера, «красного капиталиста» Арманда Хаммера. Жаль, его отшлифованный русский акцент не услышать в дубляже. Кстати, когда Ричи спросили, консультировался ли он с российскими спецслужбами, он заметил, что такой необходимости не было: «Курякин скорее иконический советский шпион, как я себе его представляю по фильмам 1960-х годов».

Отношения между Solo и Kuryakin, Ковбоем и Большевиком, и есть центр фильма. А вовсе не операция «по спасению мира». Помимо общего дела, их связывают смертельные объятия дружбы-ненависти (если бы не откровенно легкая интонация фильма, Ричи можно было бы заподозрить в намеке на отношения России и Америки). Авторам даже приходится прикрыть броманс между кагэбэшником и цэрэушником соперничеством за сердце вывезенной из Берлина девушки (Алисия Викандер). Конечно, их деятельность еще и соревнование, в котором главное не победа, но участие. А подколы, которыми обмениваются агенты противостоящих держав, вновь звучат актуально.

Уверенно прописавшийся в Голливуде Гай Ричи претендует на создание бондианы-лайт. Он отказывается от гаджетов в духе «Агента 007», их заменят лайковые перчатки, ароматы Пако Рабана и Диора и советские часы — подарок арестованного отца. Декоративность в фильме играет чуть ли не первую скрипку. На атмосферу работает и стилизованная под 60-е музыка (Дэниэл Пембертон) с продуманной партией для перкуссии.

Сценарий Уигрэма и Ричи колесит по наезженным дорогам. Но это по-настоящему развлекательное, элегантное кино, которое — редкий случай — придется по нраву женщинам. Критики уже сравнили комедию Ричи с ледяным газированным напитком в жару.

Конечно, поверить в то, что холодную войну можно запросто преодолеть, можно было еще пару лет назад, когда съемки начинались. А сегодня уже трудно отмахнуться от простого вопроса: отчего после четырех сезонов популярный сериал завершился в 1968-м? Может быть, оттого, что соотечественники Курякина вошли в Чехословакию?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow