СюжетыПолитика

Горят машины, говорят пушки

Провокация против миссии ОБСЕ в Донецке стала прологом для неожиданного возобновления военных действий

Этот материал вышел в номере № 86 от 12 августа 2015
Читать
Провокация против миссии ОБСЕ в Донецке стала прологом для неожиданного возобновления военных действий

Под утро понедельника возле поселка Староигнатьевка Волновахского района Донецкой области снова начались боевые действия.

Накануне министерство обороны Украины предупредило мониторинговую миссию ОБСЕ и представителей Совместного центра по контролю и координации вопросов о прекращении огня и стабилизации линии разграничения сторон: по донесениям разведки, сепаратисты из «ДНР» стягивают к Староигнатьевке бронетехнику и живую силу — не менее батальонно-тактической группы. Об этом в эфире одного из национальных телеканалов сказал директор департамента МО полковник Валентин Федичев. И заключил: «Мы сказали: если группировка перейдет в наступление, то возникнет прямая угроза для наших военнослужащих. А если будет прямая угроза, то мы имеем право использовать в ответ все имеющиеся у нас средства». По словам Федичева, командование сил АТО, как и обещало, успело, в свою очередь, подвести на рубеж тяжелую артиллерию. Что-то подобное уже происходило в июне, близ Марьинки.

На сей раз масштаб столкновения оказался значительней. После артподготовки сепаратисты при поддержке танков пошли в атаку. Как сообщают в генштабе, завязался даже ближний бой — то есть на некоторых участках расстояние между противоборствующими силами сократилось до 100 метров. Но потом украинская армия начала теснить сепаратистов. «Они побежали. И были отброшены под Белокаменку, на два-три километра от позиций, которые занимали раньше», — объяснил руководитель пресс-службы генштаба Вячеслав Селезнев. По словам Селезнева, эти самые два-три километра раньше считались «серой зоной», но находились в зоне огневого поражения.

Теперь же, по мнению полковника минобороны Валентина Федичева, высоты дают возможность «контролировать вплоть до российской границы, наблюдать за боевиками». Федичев подчеркнул, что силы АТО, заняв высоты, «не нарушили Минские договоренности, поскольку в свое время в соответствии с Минскими договоренностями они были оговорены как территории Украины». В результате боя в районе Новоласпы—Белокаменки—Староигнатьевки погибло четверо украинских военнослужащих, несколько десятков получили ранения. Потери боевиков штаб АТО квалифицирует как «очень большие».

Тишина, впрочем, так и не наступила. По сводкам штаба АТО, на следующую ночь боевики продолжили массированные обстрелы населенных пунктов Чермалык и Староигнатьевка из 120-миллиметровых минометов и 152-миллиметровых самоходных артиллерийских установок. Украинская сторона традиционно уже проинформировала международных наблюдателей и Совместный центр о возможности ответного огня.

Представители ОБСЕ ответили: один из патрулей находится в районе Староигнатьевки, мониторит обстановку, запугать их не удастся. В ночь на воскресенье в Донецке возле офиса организации были сожжены четыре машины. К счастью, обошлось без человеческих жертв. «Ответственность за обеспечение защиты сотрудников миссии и ее имущества лежит на тех, кто имеет контроль над Донецком», — бросили дипломатический камушек международные наблюдатели.

Похоже, процесс реализации мирных Минских соглашений окончательно зашел в глухой угол. На Луганском направлении, в районе Стаханова и Ирмина, сообщает штаб АТО, противник развернул две батареи тяжелой артиллерии. Не утихает огонь на участке фронта от Горловки до Ясиноватой. Неизменно тяжелая обстановка на западных окраинах Донецка, эпицентр противостояния — поселок Пески.

Украинские политики признают: соглашения имели шанс привести к миру в краткосрочной перспективе. В долгосрочном плане решения, принятые в Минске, для страны невыгодны, они не имеют широкой поддержки гражданского общества. Но вместе с тем ни депутаты Рады, ни президент Порошенко не решаются даже заговорить об альтернативных вариантах.

Ольга МУСАФИРОВА, соб. корр. «Новой», Киев

«Ответственность лежит на тех, кто контролирует Донецк»

Сгоревшие на прошлой неделе автомобили миссии ОБСЕ уже становились мишенью провокаторов

Первый серьезный выпад в адрес иностранных миссий случился еще в апреле этого года. Двух работников Международного комитета спасения (базируется в США) тогда задержали представители «ДНР», обвинив в работе на американскую разведку. Вызволить граждан США из заключения удалось лишь при активном вмешательстве Госдепартамента, пригрозившего, по нашим данным, отменой визита Джона Кэрри в Москву в канун Дня Победы — первого визита после резкого охлаждения двусторонних отношений. Следующей целью сепаратистов стала миссия ОБСЕ. Несколько недель назад активисты «ДНР» провели митинг у отеля Park Inn, где проживают инспекторы ОБСЕ, и облили их служебные автомобили краской. Представители самопровозглашенных властей заявили тогда, что не видят в этом «проявлении свободной воли граждан республики» ничего преступного. Далее последовало еще несколько акций, в ходе которых активисты «ДНР» обвинили миссию в работе на украинскую сторону и потребовали покинуть «республику».

Крупнокалиберный расчет

Руководство «ДНР» полагает, что активизация конфликта поможет ему удержаться у власти

История с поджогом машин миссии ОБСЕ, очевидно, стала только первым этапом активизации агрессивных действий «ДНР». В ночь с 9 на 10 августа под деревней Старогнатьевка (расположена на линии разграничения в 30 километрах от Широкина) произошла попытка прорыва вооруженных формирований самопровозглашенной республики, которая была отбита украинской стороной. Кроме того, как сообщают источники «Новой», интенсивные обстрелы с применением минометов калибра 120-мм (должны быть отведены в рамках имплементации Минских соглашений) велись в районе поселка Дзержинский, расположенного между Мариуполем и Новоазовском. Тяжелое вооружение применялось вдоль всей линии разграничения на юг от Донецка. В самом Донецке тяжелое вооружение, которое ранее было демонстративно отведено под контролем ОБСЕ, было размещено на позициях в жилых кварталах. Очевидно, с расчетом на то, что ответный огонь украинских военных накроет как раз жилой сектор.

С этой точки зрения блокирование миссии ОБСЕ представляется вполне логичным — иначе наблюдатели могли бы зафиксировать тяжелое вооружение в зоне, где его не должно быть. При этом о широкомасштабном наступлении «ДНР» речи не идет — для этого недостаточно сил, в первую очередь личного состава. Зато артиллерии и боеприпасов в достатке.

Источники «Новой» называют неожиданную после нескольких месяцев относительного затишья активизацию боевых действий инициативой властей «ДНР» и лично Александра Захарченко. В последнее время его политическое будущее оказалось под большим вопросом. Для Украины он абсолютно неприемлемая фигура. Россия, в свою очередь, уже не столь активно требует от Киева прямого диалога именно с действующими руководителями самопровозглашенных республик. Кроме того, значительно уменьшился поток гуманитарных грузов, российских добровольцев и предметов, необходимых им «в отпуске». Прошла массовая зачистка излишне самостоятельных полевых командиров, и теперь замена того же Захарченко на менее раздражающую Киев фигуру с технической точки зрения представляется не очень сложной. Разумеется, в том случае, если не ведутся активные боевые действия.

Видимо, донецкое руководство понимает свою задачу так: обострить ситуацию, чтобы сделать невозможным дальнейшее политическое урегулирование, а по возможности еще и выбить «военный» бюджет. Однако такое поведение может окончательно разозлить не только Киев, но и Москву, которая стремится дистанцироваться от конфликта.

Отдел расследований

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow