СюжетыОбщество

«Вот Первый канал — другое дело»

В Краснодаре рассмотрят апелляцию по делу журналистки, попавшей в тюрьму за съемку митинга

Этот материал вышел в номере № 85 от 10 августа 2015
Читать
В Краснодаре рассмотрят апелляцию по делу журналистки, попавшей в тюрьму за съемку митинга
Изображение

Анна Грицевич / Facebook

Во вторник в Краснодарском краевом суде состоится рассмотрение апелляции по делу сочинского корреспондента издания «Кавказский узел» Анны Грицевич, которая была задержана полицией за съемку митинга и получила трое суток ареста.

Напомним: 29 июня журналист Анна Грицевич и эколог Владимир Кимаев и были задержаны в селе Черешня около Сочи. Жители Черешни протестовали против свалки отходов, которые были вывезены из Сочи после июньского наводнения. Возмущенные жители долго смотрели, как десятки грузовиков сваливают на окраине села мусор, а затем перегородили дорогу грузовикам. На место прибыла полиция во главе с и.о. начальника УВД Сочи Сергеем Огурцовым. Анна Грицевич и активист Общественного движения «Экологическая вахта» Владимир Кимаев снимали протест на видео, когда, как объясняет Анна, Огурцов лично отдал приказ задержать ее.

— Полицейские знали, что задерживают журналиста, у меня даже не спросили документы, — рассказала «Новой» Грицевич. — Когда начали разгонять местных жителей, полицейские построились в два ряда, взялись за руки и пошли на людей. Я снимала это с противоположной стороны дороги, и полковник Огурцов вдруг сказал: «Берите ее, она не уходит». И пальцем на меня показал. Я даже не видела, кто ко мне подбежал и заломил руки, говорила, что мое удостоверение журналиста лежит в машине, я готова его взять и показать, но им это было не нужно.

По словам Анны, в отделении полиции она спросила участкового ОВД «Блиново» Бориса Марчевского, сомневается ли тот, что она журналист. «Марчевский ответил: я совершенно не сомневаюсь, но ваш «Кавказский узел» плохо освещал дело Мардироса Демерчана (сочинский строитель, который пожаловался на пытки в отделении «Блиново» и был обвинен в ложном доносе на полицейских. —Е. Р.), поэтому я вас журналистами не считаю. Вот Первый канал — другое дело».

У журналистки сохранилась видеозапись задержания (полицейские не поняли, что видео сохранено в памяти камеры и, по словам Анны, долго обыскивали ее, пытаясь найти флешку). На записи видно, что шеренга полицейских оттесняет протестующих, затем Анне заламывают руки (медицинская экспертиза подтвердила растяжение правого плечевого сустава) и не отпускают, несмотря на крики: «Я журналист!»

Важная деталь: в суде один из свидетелей — участник протеста, староста соседнего села Ахштырь Илья Замесин — рассказал, что после того, как эколога и журналистку задержали, полиция окружила протестующих, отпустила женщин и детей и начала требовать оставшихся подписать объяснение, что незаконный митинг организовали именно Кимаев и Грицевич. Полицейские даже объяснили, что те оба — агенты Америки, работают за западные деньги и приехали специально, чтобы взбаламутить людей.

В полицейском отделении в Блинове на Грицевич и Кимаева составили одинаковые протоколы о том, что они оказывали неповиновение законным требованиям сотрудников полиции, «выразившееся в непрекращении действий по организации несанкционированного собрания».

Из этого обвинения Адлерский районный суд города Сочи оставил только «неповиновение полиции», приговор — трое суток тюрьмы.

— Суда фактически не было. Судья отказался вызвать наших свидетелей, посмотреть видео — и сделанное Грицевич, и то, которое снимала полиция, — просто заявил, что нет технической возможности его посмотреть, — говорит адвокат журналистки Александр Попков. — Один из жителей дал письменное объяснение, что полицейские сами писали объяснения от лица несуществующих участников собрания.

Эколог и журналист отсидели трое суток и подали заявление о злоупотреблении полицейскими служебными полномочиями и «применении необоснованного насилия к журналисту, осуществлявшему открытый и законный сбор информации». Возбудить уголовное дело потребовал и Союз журналистов России, и Совет по правам человека при Президенте РФ. Однако 7 августа следователь устно заявила Попкову, что вынесла постановление об отказе в возбуждении дела.

Чуть раньше, 28 июля, суд в Краснодаре не удовлетворил жалобу Кимаева на его арест. Эколог уже объявил, что собирается обращаться в Европейский суд по правам человека. Жалоба Анны Грицевич — следующая.

— Судя по тому, что происходило на суде по жалобе Кимаева, шансов у нас немного, но мы должны показать абсурдность этого обвинения, — говорит Александр Попков.

На суде, который отправил Анну Грицевич в тюрьму за выполнение ею собственных журналистских обязанностей, не было ни одного журналиста.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow