РасследованияПолитика

Бумеранг БОРН

Илья Горячев получил пожизненный срок

Этот материал вышел в номере № 79 от 27 июля 2015
Читать
Илья Горячев получил пожизненный срок
Илья Горячев перед оглашением приговора. Кадр: Youtube
Илья Горячев перед оглашением приговора. Кадр: Youtube

Ну вот и все. Судья Мелехин в Московском городском суде зачитал приговор — на основании вердикта присяжных, единогласно признавшего подсудимого виновным по всем пунктам обвинения, Илья Горячев приговорен к пожизненному заключению с отбыванием наказания в колонии особого режима. Удовлетворен и гражданский иск в размере 5 миллионов рублей в пользу потерпевшей Донары Джапаридзе, мамы убитого антифашиста. У сторон десять дней на апелляцию.

Во время оглашения подсудимому стало плохо — он зашатался и сполз по стене. Приставы подняли его прямо за футболку с надписью «Крым наш» и дали нашатыря. Окончание приговора Горячев слушал сидя. Никаких неожиданностей в нем не было. Единственная интрига — пожизненное или 25 лет колонии — разрешилась быстро.

Суд не усмотрел оснований не давать пж — пять эпизодов убийств караются именно так. Согласно международной конвенции ООН о выдаче, сторона, запрашивающая экстрадицию, обязана не применять к обвиняемому смертную казнь. Но она в любом случае Горячеву не грозила — в России на смертную казнь мораторий.

Все пункты обвинения — создание экстремистского сообщества и банды БОРН (Боевая организация русских националистов), незаконный оборот оружия (передачу оружия с Горячева сняли за недоказанностью, хранение осталось) и соучастие в пяти убийствах. Сам Горячев убийств не совершал, это делали другие люди из БОРН, почти все они уже осуждены на длительные сроки.

Наверное, когда-нибудь о них снимут кино. Показательное, с кровавыми подробными сценами убийств, погонями и перестрелками и усталым человеком с бородой в главной роли (и не потому, что у Никиты Тихонова борода, а потому что так колоритнее), с пафосным эпиграфом (что-то вроде: «про русских националистов, ступивших на темный путь смерти») и хроникой в конце. Впрочем, лихой сюжет у этой истории есть. Как и мораль.

Середина десятых годов. Субкультурные молодежные движения находятся на своем пике. «Антифа» и «Фа» встречаются на кулаках и кастетах в еженедельном режиме. Во власти назревает решение взять под свой контроль и использовать в своих целях молодежные группировки — появляется идея «управляемого национализма», растут молодежные организации типа «Идущих вместе», «Наших», «Молодой гвардии» и «Местных». Среди активистов этих движений множество уличных бойцов и футбольных хулиганов, самые ушлые из которых начинают делать политическую карьеру и преуспевают.

На этом историческом фоне происходит знакомство главных фигурантов нашей истории — Никиты Тихонова, националиста, футбольного хулигана (околофутбол практически весь «правый»), и Ильи Горячева, тоже студента-историка и националиста, но скорее теоретика насилия. Знакомство перерастает в дружбу и совместную работу — над журналом «Русский образ».

В апреле 2006 года происходит убийство Саши Рюхина, молодого парня, шедшего с другом на антифашистский концерт. На него напали шестеро, среди них — Никита Тихонов. Впоследствии двое участников отсидят за хулиганство, непосредственный убийца Александр Паринов по кличке Румын сбежит на Украину (один из не пойманных пока членов БОРН, дело в отношении него выделено в отдельное производство), за ним и Тихонов перейдет на нелегальное положение. Адвокат Станислав Маркелов, представлявший интересы семьи погибшего Рюхина, добьется возбуждения уголовного дела против Паринова и Тихонова. И, вероятно, это станет одним из мотивов его убийства.

Илья Горячев работает помощником депутата, занимается мелким околополитическим пиаром, грезит большими делами и создает организацию «Русский образ». Члены ее придерживаются националистических взглядов, ходят на «русские марши», занимаются физподготовкой и ножевым боем под присмотром экс-сотрудника ФСБ, устраивают летние лагеря (в усадьбе православного бизнесмена Германа Стерлигова — после того, как его имя зазвучало в деле БОРН, предпочел переехать в Нагорный Карабах).

Никита Тихонов возвращается в Москву и встречается с Горячевым. Неизвестно, кто точно предложил — тут герои кивают друг на друга, — но решили, что пора переходить на вооруженный путь борьбы. Мне кажется, это главный момент — оба они соглашаются, что убийство — это метод, и что они имеют право решать, кому жить, а кому нет. Эта история — о самомнении. И расстройстве личности.

Так появилась БОРН. Горячев добывал адреса будущих жертв, Тихонов — искал исполнителей. Помимо него в БОРН вошли его приятели (Паринов, Коршунов, Волков) по ОБ-88 (околофутбольная наци-группировка конца 90-х) и их знакомые (Баклагин, Исаев, Тихомиров). Вошли — это, конечно, формально. Просто им предложили совершать убийства, и те согласились. После убийств в сети появлялось заявление, в котором ответственность за преступления брала на себя БОРН.

Первой жертвой выбрали адвоката Маркелова. Во-первых, это личные счеты — он же добился преследования Тихонова, во-вторых — появилась и вторая сюжетная линия: Горячев уверяет, что у него якобы есть связи в администрации президента и «они заинтересованы в ликвидации» (из показаний Тихонова в суде). Тихонов начинает следить за адвокатом, но сначала ничего не получилось. С этим убийством решили подождать удачного момента и заняться другим — отомстить антифашистам. Искусственно раздутый в соцсетях скандал с дракой возле клуба «Культ» вполне сошел за мотив. Тихонов «пригласил» на убийство приятеля Волкова — тот только вышел из тюрьмы по делу о погроме на Царицынском рынке. Антифашист Федор Филатов был убит 10 октября 2008 года у подъезда своего дома — Тихонов бил кастетом, Волков нанес ножом около 30 ударов.

В конце сентября в Москве была убита школьница Аня Бешнова. Убийство случайного мигранта могло стать, по мнению наци, «симметричным» ответом диаспоре и властям. Убийца Бешновой был найден и задержан — им оказался узбек Фарход Турсунов. Однако информационный повод был слишком хорош. Можно собрать митинг (150 человек), сделать запрос (депутат Мищенко, якобы 4 тысячи долларов — из переписки Горячева по скайпу). А в ночь на 6 декабря Коршунов и Паринов напали на двух гастарбайтеров в подмосковном лесу у деревни Жабкино. Один убежал, второму — Салохиддину Азизову — нанесли десяток ножевых ранений и отрезали голову. Потом эта голова хранилась на балконе у Тихонова, пока он не подбросил ее к управе Можайского района Москвы.

Убийство адвоката Маркелова тоже состоялось — Горячев прислал Тихонову точное время пресс-конференции в Независимом пресс-центре. В конце декабря это пытался сделать Коршунов — его засекли и сфотографировали. Тихонов приобщил к убийству свою девушку Евгению Хасис — она передавала по рации, когда адвокат появится на Пречистенке 19 января 2009 года. Два выстрела в затылок сзади, еще один выстрел — в Настю Бабурову (эксцесс исполнителя), еще один контрольный в голову. Рассылка по СМИ, что это сделала БОРН, придет через две недели.

Тихонова и Хасис арестуют в ноябре 2009 года. Тогда же выяснится, что на счету БОРН еще и другие убийства. Илью Горячева допросят через несколько дней — он расскажет под запись все, что знал о причастности своих друзей к убийству. Эта история — о дружбе. И о выборе друзей.

До ареста Тихонова БОРН исполнит еще два убийства. В июне в сети пойдет гулять история о нападении на сестру осужденного нациста Скачевского. Информационный шум — снова запрос депутата Мищенко, блоги, возмущение. Виновными в нападении называют двух антифашистов — Авалившили и Джапаридзе. На самом деле нападения не было, антифашисты непричастны, но нужен был мотив. Члены БОРН Исаев, Баклагин и Тихомиров (оправдан присяжными как член банды, но осужден за причинение тяжких телесных повреждений) три месяца выслеживают Илью Джапаридзе у дома. 27 июня 2009 года его убили четырьмя выстрелами из травмата в голову плюс 26 ударов ножом.

В сентябре Волков расстрелял в спину Расула Халилова, члена банды «Черные ястребы». Группа кавказцев якобы била пассажиров метро (в суде доказан один эпизод). Как раз в суд собирался Халилов, находившийся под подпиской о невыезде. Информационный шум получился что надо.

Тихонов звонит Горячеву из СИЗО. Говорит, что понимает его поступок — в смысле подробные показания, но дружбе их конец. И что просьба только одна — отказаться от сказанного на следствии и прийти в суд. Горячев пишет отказ. Потом отказ от отказа. На суд не приходит — сбегает в Сербию. Эта история — о предательстве.

Правые соратники называют Горячева не иначе как Илюдушка. На суд к Горячеву ходили лишь его бабушка и несколько знакомых. Взрослые коллеги «по национализму», в отличие от истории с «правозащитницей и журналистом» (так называла Тихонова и Хасис многочисленная группа поддержки), просто промолчали вплоть до конца процесса. «Эх, парень», — написал после вердикта Лимонов (Тихонов говорил, что ему предлагали избить нацболов, но он отказался).

Осужденный на пожизненное Тихонов совершает явку с повинной — и дает все расклады. После его показаний следователи находят прятавшихся в Александрове Исаева и Баклагина, экстрадируют с Украины Волкова и из Сербии — Горячева. Тихонов, а за ним и давшая подробные показания Хасис, называют Горячева вдохновителем и лидером БОРН, человеком циничным и рассудительным, который путем шантажа властей террором хотел прийти к власти.

Эта история — о мести. «Илюдушка, бумерангом» — появится запись в твиттере Хасис, который ведут от ее имени друзья.

Сюжетная линия с администрацией президента к концу суда сойдет на нет. Хасис в суде скажет, что все рассказы Горячева о своих связях и возможностях — обман и преувеличение. Из озвученных им фамилий никто не пришел в суд — ни депутат Мищенко, ни курировавший тогда в АП молодежные движения Никита Иванов, ни даже коллега по составлению докладов про «Антифа» Митрюшин. Пришел лишь Симунин, бывший глава люберецкого отделения «Местных», которого Горячев сам назвал в показаниях, да и тот сказал, что это Горячев ему предлагал купить пистолет, а не наоборот.

В этой истории есть и любовная линия. Одна из них — это Евгения Хасис, пошедшая вслепую за любимым мужчиной (так она заявила в суде) и получившая за это 18 лет, добавим мы. В суде была озвучена переписка Горячева с его любимой — некоей Еленой Сергеевной. Горячев конкурировал за ее сердце с националистом из Новороссийска.

В разговорах по icq он представал героем: «Дорогая, твой будущий муж станет лидером националистической партии и построит четвертый рейх», «я покажу тебе настоящее подполье». Эта история — о любви. И о том, что надо чистить логи, когда пытаешься быть в других глазах одновременно фюрером, боевиком подполья и интеллектуальным центром правого движения.

Или не выпендриваться.

В целом это было бы кино о ложных идеалах правого движения, о том, что человек, решивший, что он-то имеет право ради своих целей пренебречь чужой жизнью, закончит свою за полярным кругом — в лагере «Харп». Эта история — о справедливости.

Впрочем, хотелось бы, чтобы у этого кино был сиквел. Дело в отношении других неустановленных членов выделено в отдельное производство — хотелось бы тоже увидеть их на скамье подсудимых. Хотелось бы задать вопросы и спецкору «Комсомольской правды» Дмитрию Стешину, который был близком другом Тихонова и, согласно материалам дела, познакомил его с людьми, продававшими оружие. Хотелось бы услышать мнение бывших и действующих чиновников АП, берущих на работу в курируемые ими молодежные организации людей с правоэкстремистским прошлым (зачастую и настоящим). Хотелось бы узнать судьбу Сергея Сергеевича Никулкина, лидера ОБ-88, таинственно исчезнувшего сразу после ареста Тихонова. Остается верить в то, что и эти темные пятна когда-нибудь получат юридическую оценку. А потом — титры.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow