СюжетыСпорт

«Матч» для Тины Канделаки. …И чего к девушке прикопались

Новый федеральный общедоступный спортивный телеканал будет формировать телеведущая и продюсер Тина Канделаки.

Этот материал вышел в номере № 78 от 24 июля 2015
Читать
Новый федеральный общедоступный спортивный телеканал будет формировать телеведущая и продюсер Тина Канделаки.
Изображение

Именно ее в качестве генерального продюсера и заместителя генерального директора спортивной редакции нового спортивного холдинга выбрал медиахолдинг «Газпрома» для реализации отнюдь не нового, но амбициозного проекта, который на сегодня получил название «Матч ТВ». В соавторы Канделаки прочат создателя и генерального директора телеканала «Домашний» Наталью Билан.

Ну что ж, у нас и не такое бывало — правда, не в телеспортивной области, где все-таки до поры до времени доверяли профессионалам, в том числе и женского пола — достаточно назвать имя великолепной Анны Дмитриевой, без которой трудно представить спортивную команду «НТВ Плюс». Но, как видно, пришли иные времена, нужны другие имена. Еще не приступив к работе, Тина Гивиевна заявила, что «телевидение и спорт — две моих стихии», сознает меру ответственности, не боится нового вызова, будет «строить с нуля спортивную редакцию» и сделает «все возможное, чтобы зрители полюбили «Матч ТВ», а значит, и спорт».

Может, я чего-то не понимаю, но телеканалу «России 2» вместе с его предшественником «Спортом» — больше десяти лет, а его поглощает новый газпромовский холдинг, создаваемый на базе спортивной редакции «НТВ Плюс», которой вовсе почти 20 лет.

Можно сколько угодно ругать спортивные проекты ВГТРК, равно как и НТВ, но говорить про новый канал, что он создается «с нуля», и не очень тактично, и совсем недальновидно.

Впрочем, может, Канделаки действительно считает, что все у нее (или у них с Билан) будет по-новому. И мы в представлении двух больших телеспециалисток увидим спорт таким, каким мы его никогда и нигде не видели.

Кстати, не исключено. Помните, у Марка Твена в рассказе «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»: «…первый раз слышу, что человек должен что-то знать для того, чтобы редактировать газету». Тезис и спустя полтора века не теряет своей актуальности, в век новых технологий она даже усиливается, но должны же быть некие пределы?

Получается, что пределов нет.

…Спору нет — после того как у «России 2» отняли футбол, а лучшее из глобальных спортивных событий стали полюбовно делить Первый канал и «Россия», замышлявшийся спортивно-молодежно-просветительским «второй» потихоньку превратился в нечто неудобоваримое. В разгар того или иного важного турнира драгоценное эфирное время мог заполнить очередной сериальный боевик, в разряд топовых попали боевые единоборства с бесконечными прямыми трансляциями и военно-патриотическое шоу «Танковый биатлон», сопровождаемые неуклюжими взаимными комплиментами и подначками новостные программы стали напоминать пародию на самих себя, а «познавательная» часть сетки на фоне всего этого вовсе выглядела нелепо.

Это совсем не означает, что на «втором» перевелись профессионалы — просто аудитория из-за отсутствия стратегии перестала понимать, «про что кино», а финансовые возможности канала, очевидно, сузились до предела. А нет денег — нет и топовых трансляций, да и развитие под вопросом. Не в силах конкурировать со спортивными телемонстрами, руководство ВГТРК, по существу, отказалось от борьбы за новый формат канала, а «Газпром-Медиа» только того и надо было.

У газпромовского подшефного «НТВ Плюс» с его впечатляющей линейкой спортивных каналов и очень профессиональной (в основном) командой все больше стала проявляться иная, чем у «России 2» и производных от него, беда — перестала расти аудитория подписчиков. Около миллиона абонентов — совсем не те показатели, которые могут обеспечить финансовое благополучие, ну никак не хотят россияне платить за качественный и разнообразный спортивный телепоказ. Периодически по просьбам трудящихся и окрику с самого верха «НТВ Плюс» вынужден отдавать не самую худшую часть своего продукта в бесплатное пользование, что тоже не улучшает финансовую ситуацию и ограничивает самостоятельность. Что до претензий к ведущим и комментаторам (особенно футбольным), справедливым и не очень, — то это вечная история, и не самая главная причина того, что у несколько элитарного «плюса» теперь появится официальный, народный, бесплатный и универсальный поглотитель их платного контента. Как бы то ни было, делиться придется — и правами на телетрансляции, и кадрами, хотя с кадрами как раз будут проблемы.

…Заказ «на бесплатный спорт» был спущен из Кремля, а дело государственной важности не предполагает откладывания вопроса в долгий ящик.

Дмитрий Чернышенко как новый руководитель «Газпром-Медиа» и экс-руководитель оргкомитета «Сочи-2014» не мог не ответить «Есть!». Кстати, подобный заказ Владимир Путин делал еще много лет назад, в начале своей президентской деятельности, — тогда пожелание воплотилось в появление канала «Спорт», а вот почему он уже в качестве «России 2» дошел до жизни такой — вопрос к руководству ВГТРК.

На это раз «подрядчиком» выступила народная компания «Газпром», а стартовый миллиард рублей должен достаться от доходной части сочинской Олимпиады, выделенной в качестве бонуса Международным олимпийским комитетом. Ну и «Газпрому», конечно, тоже нужно раскошелиться, только замах на рубль совсем не означает, что таким же будет и удар, — выбор главного лица спортивного канала пока выглядит слишком экстравагантным. В перечне проблем спортивного вещания его гламуризация отнюдь не на первом месте, а уж без нее креативному дуэту точно не обойтись — не могла же экс-ведущая «Деталей», «Идеального мужчины», «Двух звезд» и «Железных леди» Тина Канделаки кардинально поменяться за последнее время. Правда, она еще руководила и продолжает руководить центром стратегических коммуникаций «Апостол», который дал ей «опыт управления компанией, ведущей крупные российские и международные проекты».

И все же на вопрос одного из пользователей интернета («Они точно собрались спортивный канал создавать?») у меня тоже ответа нет.

…И чего к девушке прикопались — только из-за того, что трудно воспринимать ломку стереотипа и не признавать того факта, что кандидатура для перетряски выбрана вполне удачная? В самом деле: хватка железная, знает, с кем дружить, связи на самом верху, при всей лояльности к властям порой произносит вещи для них нелицеприятные, по мнению многих в принятой системе координат — крепкий профессионал, обладающая если не харизмой, то обаянием, и вообще, разве может помешать новому каналу стильное медийное лицо?

Но ведь Тину позвали не на формальную должность, ей придется не лицом торговать и не обликом демонстрировать пользу фитнеса, а формировать команду, разрабатывать программное наполнение и сетку вещания а также, прости господи, заниматься «созданием аудиторного облика канала, привлекательного для рекламодателей». Что такое «аудиторный облик», я не очень понимаю — пока это, как и первые попытки выделить основные стратегические задачи, выглядит слишком расплывчато. Что означает «привлечь молодежную и семейную аудиторию»? Что такое «не просто показывать спорт в виде соревнований, но и спорт как часть жизни человека»? Красивых слов уже сказано много, но пока за ними ничего не стоит. Тина, однако, излучает уверенность: «Я очень люблю спорт и уверена, что именно спорт и спортивный образ жизни необходимы россиянам для повышения конкурентоспособности нашей страны во всех сферах». Это в тренде,

только я не думаю, что сдача норм ГТО депутатами Госдумы, спартакиада «Газпрома», равно как «Фитнес для всех» или ток-шоу «Чьи жены футболистов круче», привлекут внимание широкой аудитории и подвигнут к чему-то сильно здоровому.

Аудитории в первую очередь нужны топ-трансляции, на что оптимисты и надеются, но получить телевизионные права на самые рейтинговые турниры и матчи — это не интервью с Алексеем Миллером провести. А без воплощения девиза «Лучшие матчи — на «Матч ТВ» никакой креатив новому федерально-бесплатному, освященному именем президента, заранее распиаренному каналу — не поможет, какими бы организационными и телевизионными талантами ни обладала без пяти минут топ-менеджер Тина Канделаки.

Любимых народом комментаторов генеральный продюсер телеканала «Матч ТВ» обещала сохранить. Осталось понять, кто входит в их число

Комментарий

«Новый канал должны делать люди, а не государство»

Дмитрий НАВОША, совладелец и руководитель спортивного портала Sports.ru:

— Государству тяжело создавать бизнес даже в более привлекательных сферах, чем спорт. Нынешний кризис это весьма наглядно демонстрирует. Медиа здесь не исключение. Топ-3 телеканалов по итогам 2014 года стали убыточными. Поэтому глупо считать «Матч ТВ» бизнес-проектом. Это возврат к государственной идее начала 2000-х годов о построении федерального спортивного канала. А к этому у меня всегда скептическое отношение.

Для создания действительно хорошего продукта необходимо участие людей, работающих на свободном рынке, а не государства. Рынок предполагает естественные механизмы конкуренции, заинтересованность в своем продукте, его продвижении на рынке и так далее. Но никак не построение сетки вещания исходя из предложенных высшим руководством вариантов, ориентируясь на государственные интересы. С другой стороны, у нас по-другому и нельзя — крупных независимых телеканалов в России не существует. Согласно такой логике, действительно, пусть лучше будет государственный спортивный канал, чем его не будет вовсе. Но это плохая логика.

Безусловно, «Матч ТВ» будет востребован спортивной аудиторией, которая уже есть в стране. У нее, после монополизации спорта структурами «Газпрома», по сути, не осталось выбора, кроме пиратских трансляций в интернете. Но я боюсь, что новый телеканал не сумеет расширить упомянутую аудиторию.

Мало в каких европейских странах ежедневный интерес к спорту настолько низок, как в России. У нас он поднимается только в дни Олимпиад или чемпионатов мира по футболу, но ровно до того момента, как отечественная сборная вылетает. Ежедневный спрос должны создавать творческие люди, горящие своей идеей, профессионалы телевидения и других типов медиа. А это не то, что умеют делать госструктуры, и не то, чем они должны заниматься. Хотя есть оптимизм в том, что канал соберет звезд, конкурировавших ранее компаний ВГТРК и НТВ+. Кто-то, в силу своего таланта, сделает что-то хорошее и интересное. Ну и еще Тина Канделаки…

Мне тяжело разделить оптимизм болельщиков, которые рассчитывают получить качественный контент или его большое количество. Скорее всего, не будет ни того, ни другого. В идеале на спортивном канале должна присутствовать конкуренция медийных продюсеров, которые должны находить оптимальное сочетание разного контента. На сегодня это утопия. На мой взгляд, новый канал не будет целиком спортивным — это видно уже по первым кадровым решениям и вскользь брошенным комментариям. Он будет напоминать «Россию 2», сочетая спорт и неспорт.

Проблема в том, что российскому спорту до превращения соревнований в качественный контент еще очень далеко. У нас нигде, кроме футбола и хоккея, даже задачи такой никогда не стояло. Здоровым было бы соотношение российского спорта с нероссийским. Последний, несомненно, имеет большую аудиторию в стране. Но поскольку канал государственный, ему придется пользоваться изоляционистской политикой, жить в русле государственной идеи импортозамещения. Будет значительное количество домашних турниров, будут квоты для видов спорта, поддерживаемых влиятельными чиновниками. Вот, к примеру, Сергей Иванов любит баскетбол. Я — тоже, и в данном случае наши интересы совпадают. Что будет, когда в правительстве найдется человек, любящий бадминтон, который большинству неинтересен?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow