РасследованияПолитика

«Расскажи, что БОРН — это ты»

В суде по делу лидера нацистской банды допросили Евгению Хасис и огласили ее переписку с подсудимым Горячевым

Этот материал вышел в номере № 69 от 3 июля 2015
Читать
В суде по делу лидера нацистской банды допросили Евгению Хасис и огласили ее переписку с подсудимым Горячевым

В Московском городском суде продолжаются слушания по делу предполагаемого лидера «Боевой организации русских националистов» Ильи Горячева. В среду, 1 июля, завершился допрос ключевого свидетеля — осужденной на 18 лет за соучастие в убийстве Станислава Маркелова Евгении Хасис.

Допрашивали Хасис всего лишь три дня — меньше, чем Никиту Тихонова, осужденного на пожизненное за убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой и организацию банды БОРН. Тихонов и Хасис — главные участники этого процесса, на их показаниях, данных уже после приговора, во многом строится позиция обвинения. Они утверждают, что именно Горячев был лидером БОРН, он определял, кого надо убить, и передавал установочные данные. После чего члены БОРН выслеживали жертву и убивали.

Горячеву вменяют пять эпизодов: убийства антифашистов Федора Филатова и Ильи Джапаридзе, адвоката Станислава Маркелова (убийство Насти Бабуровой — эксцесс исполнителя Тихонова), убийство гастарбайтера Азизова и члена банды «Черные ястребы» Расула Халилова.

По версии Тихонова и Хасис, мотивацией преступной деятельности Горячева были его политические амбиции: тот хотел стать лидером националистической партии. Горячев убедил Тихонова в своих связях с администрацией президента и своем влиянии на принятие решений — политический террор мог быть способом шантажа властей. Все убийства совершались не просто так, а в информационном контексте, но создавал этот контекст зачастую сам Горячев. БОРН собиралась заявить о том, что складывает оружие, когда возглавляемый Горячевым «Русский образ» зарегистрировали бы в качестве партии. Но этого не произошло. «А Горячев всем лгал и всех вводил в заблуждение», — заявила Хасис на прошлой неделе.

Сам Горячев вину не признает и полагает, что Тихонов и Хасис таким образом мстят ему за то, что он дал против них показания в 2010 году.

Во вторник допрос Хасис защита решила разбавить еще одним свидетелем — националистом Александром Поткиным. Сейчас он находится под арестом по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах — в СИЗО отрастил бороду и усы. Политический деятель, лидер запрещенного ныне ДПНИ, в 2003 году познакомился с Горячевым и Тихоновым, но «без подробностей» — просто работали вместе на выборах. И Горячев всегда был за легальный национализм. Ничего ценного свидетель Поткин не рассказал: об убийствах ему известно только из СМИ, правда, отметил, что многие правые радикалы в то время недолюбливали Горячева как раз за его лояльность к властям и готовность с ними сотрудничать и угрожали ему. «А БОРН вообще вредил всему националистическому движению, мы думали, что это — провокация ФСБ», — рассказал Поткин.

Следующие полтора дня были целиком посвящены Евгении Хасис. На заседании во вторник она была в черной кофточке, на шее — деревянный крестик, через плечо — коса. Хасис держалась уверенно — это, очевидно, был самый ценный свидетель обвинения, хоть и вызвала его защита. На нее заинтересованно смотрели присяжные, особенно мужчины. В суде у Хасис была своя актерская роль — где-то между Кармен и Бонни (хотя такое сравнение от адвоката Полозова Хасис назвала оскорблением). Защита же продолжала пытать свидетеля, повторяя одни и те же вопросы в попытке найти противоречия — по мнению адвокатов, нашли. Потом в суде зачитали материалы очной ставки между Хасис и Горячевым, потом посмотрели видео этого следственного действия, потом зачитали материалы прослушек, что, как показалось журналистам, лишь усугубило положение подсудимого.

— Кто писал тексты от имени БОРН? — спрашивал подсудимый.

— Технически набивал их Никита, но идеи и основные мысли диктовал ты, Илья, — отвечала свидетель. И далее — в том же ключе. «Кто составлял рассылки для СМИ?» — «Ты, Илья». — «Вы помогали выбирать оружие для БОРН?» — «Нет, Илья, это ты помогал».

Защиту интересовало, почему в показаниях от 2012 года Хасис, находившаяся в мордовской колонии, говорила, что телефон, с которого делались рассылки БОРН, был закопан в Битцевском парке, а в суде говорила, что его передал Тихонов ей в руки. Хасис отвечала, что это не важно — в 2012 году она давала общие показания, потому что телефон на самом деле был какое-то время закопан, а потом хранился в квартире.

По третьему разу уточняли, как Горячев передавал данные о будущих жертвах («присылал по интернету, Никита переписывал в блокнот»); слышала ли Хасис, как обсуждали убийства («не слышала»); что конкретно говорилось об убийстве Маркелова («что руководство будет довольно»); кого убил Горячев лично («он убивал чужими руками»). «Убийство Маркелова было крайне невыгодно всем членам БОРН, это означало, что все уйдут на нелегальное положение. Лично они не хотели его смерти, ни одно убийство не было таким фатальным», — поясняла Хасис.

И вновь были зачитаны фрагменты из прослушек — их сделали в течение нескольких дней, вплоть до ареста Тихонова и Хасис в 2009 году. Например, был такой разговор: «По одному из планов… один человек валит двоих борзых зверей, либо это будут спортсмены, которые туда на «хаммере» приезжают. Так что может быть все что угодно. Вторые громким стволом подстрахуют. Я думаю, может быть, это ты будешь, тот, кто валит из нагана». — «Кайф», — отвечает Хасис. — «Потому что тебя не заподозрят… Во-вторых, мы же не хотим, чтобы ты кого-нибудь завалила. И лучше рисковать за понтовых зверей, чем из-за какого-то сраного дворника. Лучшими страховщиками могут быть я и Вася…» — говорит Тихонов. — «Я уничтожу… Я с радостью вальну кого-нибудь», — отвечает Хасис. (В декабре 2009 Баклагин и Исаев от имени БОРН совершат убийство чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева и покушение на спортсмена Руслана Нуричуева.)

— Да, я плохой человек, я совершала плохие поступки, и я несу за это ответственность, — обратилась к присяжным Хасис после прочтения прослушек. — Но то, что я плохой человек, не оправдывает того, что делал Илья.

Затем свидетеля передали в руки обвинения. Прокурор Семененко уделила основное внимание занятиям ОБЖ — семинарам по технике безопасности, которые организовывал Горячев, а проводил Егор Горшков — специалист по ножевому бою и боевым искусствам (сейчас трудится в свите Кургиняна). Присяжным зачитали выдержки из конспекта по ОБЖ, там есть такие главы: как правильно замаскироваться, как не привлекать внимания при слежке, как уйти от наблюдения, как выяснить код от подъезда, как вести себя при ранениях или как совершить самоубийство подручными средствами. «Это из блокнота Тихонова», — кричал из клетки Горячев. — «Но организовал все это ты», — отвечала Хасис.

Зачитали и памятку члена движения «Русский образ», строго конфиденциальную и запрещенную к распространению. В частности, там говорится: «член «РО» не нарушает законов страны, просто пользуется их несовершенством», «несет ответственность за облик «РО», поэтому не фотографируется на фоне символов Третьего рейха и не ведет споры на тему «Мог ли Гитлер завоевать Русь», но помогает организации деньгами и собирает информацию про диаспоры и экстремистское движение антифа». Эта памятка была изъята с компьютера Горячева в Сербии.

Десертом стало представление разговоров Хасис и Горячева по ICQ в 2009 году — тоже изъяты из компьютера Горячева.

«Опа, — отреагировала Хасис. — Надо было Илье Витальевичу научиться историю удалять». — «А вы что, удаляли?» — «Да, всегда».

В нескольких разговорах Хасис спрашивает у Горячева, когда состоится ОБЖ — Горячев сообщает время и место, «что говорит о том, что он организовывал эти занятия и именно так проходил отбор и отсев будущих членов БОРН», — комментировала Хасис свои же разговоры.

Хасис в ноябре 2014, съемка на территории суда. С сайта НТВ
Хасис в ноябре 2014, съемка на территории суда. С сайта НТВ

14 октября 2009 состоялась другая интересная беседа: Горячев спрашивает, нет ли у Хасис двух знакомых женщин для съемок ролика «для Германа». Та отвечает, что женщин нет, но можно предложить кому-то заработать, в крайнем случае она снимется сама. Хасис пояснила, что речь идет о постановочном ролике для Германа Стерлигова: он готов был платить Горячеву за то, чтобы его люди избивали представителей секс-меньшинств. «Это был еще один способ заработка для Ильи. А мне сниматься Никита запретил». Чуть раньше разговор о другом бизнесе Горячева: «Тут дело предложили, долги повыбивать, но случай очень сложный, даже не знаю», — жалуется Горячев Хасис.

Через два дня после убийства антифашиста Ильи Джапаридзе они тоже списываются: «Я слышала, кое-что неприятное произошло». — «Да, я искал информацию на Автономе (анархистский информационный портал.Ред.), а там нет еще ничего. Буду ждать, когда позвонят». («Это говорит о том, что он знал, что случилось убийство до появления новостей об этом» — комментировала Хасис).

После убийства Халилова: «Ночью пришлось срочно перезабиваться. И менять место встречи — не ехать же к суду со стволами». Еще один разговор: «И все-таки я за ИРА. Я, сцуко, прагматичен, а они самодостаточны. Я восхищаюсь Доку Умаровым, например, у них есть хозяева саудиты, а у тех — англичане. Сидит такой англичанин в твидовом пиджаке, курит сигару и двигает фигурки на шахматной доске. И такими делами ворочает! Хочу быть таким англичанином!» — пишет подсудимый.

Горячев утверждает, что они обсуждали фильм «Ветер, который колышет вереск», Хасис же говорит, что не смотрела этот фильм.

Июль 2009 года. У Горячева были проблемы с девушкой — Еленой Сергеевной. По словам Хасис, девушка не считала того достойным кавалером. «Ну ты расскажи ей все, расскажи про БОРН — это же крутецкая акция».

«Расскажи, что БОРН — это ты, — пояснила Хасис, — что способен на поступки и «подвиги».

У присяжных возник вопрос: кто такой Сергей Сергеевич Никулкин, имя которого часто упоминалось в прослушках. «Это знакомый, — слегка запнувшись ответила Хасис. — Никита познакомил его с Горячевым, он был авторитетом среди правых».

Фигура Никулкина и впрямь занимательная. В начале 2000-х он был одним из лидеров ОБ-88 — самой влиятельной и радикальной на тот момент нацгруппировки. После Царицынского погрома делал карьеру в политике — тоже терся среди «Местных» и, по некоторой информации, в какой-то момент его кандидатуру даже рассматривали в качестве лидера движения. Судя по прослушкам, он пользовался непререкаемым авторитетом у Тихонова и товарищей, с ним советовались и согласовывали свои действия. В частности, он был активным участником обсуждения концерта группы «Коловрат» на Болотной площади в 2009 году и арбитром конфликта между Горячевым, который концерт организовывал, и Сергеем Голубевым по кличке Опер, лидером Blood and Honor, который был против бесплатного концерта. Вопросы о роли Никулкина в деле БОРН и что он на самом деле знает — а знает он немало, — задать не удалось. После ареста Тихонова и Хасис он растворился — ни следов, ни упоминаний. И он единственный, о ком они не рассказали в своей явке с повинной ничего.

На будущей неделе допросят еще троих свидетелей и самого Горячева. Затем — прения и вердикт.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow