СюжетыОбщество

Елена КЛИМОВА: Государственные «мужи» и «жены» нас не очень жалуют

Интернет-проект «Дети-404» не позволяет обществу забыть о проблеме ЛГБТ-подростков

Этот материал вышел в номере № 68 от 1 июля 2015
Читать
Интернет-проект «Дети-404» не позволяет обществу забыть о проблеме ЛГБТ-подростков

«Дети-404» — российский общественный просветительский интернет-проект, созданный для ЛГБТ-ориентированных подростков. Назван по подобию «Ошибки 404» — это когда в интернете не находится нужная страница ( page not found). О гомосексуальных подростках в России не принято говорить, но они есть, несмотря на подписанный президентом в июне 2013 года «антигейский» закон, вводящий в Кодекс об административных правонарушениях статью «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».

Автор проекта «Дети-404» — бывший журналист, а ныне литературный редактор из Нижнего Тагила Елена КЛИМОВА. На вопросы редакции она решила ответить письменно, и вы поймете почему, дочитав текст до конца.

— Связано ли создание проекта «Дети-404» с вашей личной ориентацией?

— Проект появился, потому что совпало несколько обстоятельств. Во-первых, я бисексуальна. И мне давно хотелось делать что-то для ЛГБТ-сообщества. Около года молча наблюдала за другими активистами и организациями. Примкнуть ни к кому не захотелось.

Во-вторых, девушка 15 лет написала мне и рассказала, что мой материал «Государство-извращенец», опубликованный в «Росбалте», спас ее от суицида и помог поверить, что все у нее будет хорошо.

В-третьих, назревавший федеральный закон о запрете пропаганды сами-знаете-чего, формально направленный на защиту детей. И озарение, что о ЛГБТ-подростках почти никто и ничего не говорит, хотя этот закон в первую очередь ущемит их права — право на информацию, право не считаться больными и ненормальными.

«Эта группа должна быть закрыта, уничтожена, стерта…»

— Инициатором административного преследования вас по статье «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений» был, как известно, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. «Эта группа должна быть закрыта, уничтожена, стерта навсегда из всех социальных сетей России», — заявил Милонов. Сейчас он предпринимает какие-то шаги против вас?

— Милонов — нет. Ему некогда. Сейчас он с голыми торсами борется… Но полтора года назад, 31 января 2014 года, по его заявлению против меня возбудили дело об административном правонарушении по статье 6.21 КоАП РФ. Милонов требовал закрыть проект. Он требовал назвать меня «иностранным агентом», хотя мы не организация даже и не получаем никакого финансирования. 21 февраля 2014 года в Нижнем Тагиле прошел суд, который прекратил дело из-за отсутствия состава правонарушения.

Этим наши трудности не исчерпываются. «Высокоморальные» граждане постоянно жалуются на проект «Дети-404» в правоохранительные органы и Роскомнадзор. Они требуют закрыть наши группы в соцсетях и заблокировать наш сайт, а меня наказать. Меня пять или шесть раз вызывали в полицию для дачи письменных объяснений. Один раз за объяснениями полицейские поздно вечером пришли ко мне домой.

После Милонова вторую попытку сделал Роскомнадзор. 18 ноября 2014 года в Москве заместитель начальника отдела надзора в сфере массовых коммуникаций управления Роскомнадзора по ЦФО А.Н. Баринов при участии и содействии Ильи Подсеваткина, тогдашнего руководителя «Медиагвардии» «Молодой гвардии Единой России», составил на меня протокол. В протоколе было написано, что «материалы [группы] в целом способны вызвать у детей представление о том, что быть геем — это значит быть человеком мужественным, сильным, уверенным, упорным, с чувством собственного достоинства и самоуважения», что «в данном сообществе практически отсутствует информация о том, что данные отношения являются нетрадиционными в понимании норм, обычаев и устоев РФ».

Протокол направили в мировой судебный участок № 2 Нижнего Тагила. Мои «противники» заказали экспертизу) у доктора психологических наук Лидии Матвеевой из МГУ. В тексте она несколько раз упомянула в отношении гомосексуальности слово «грех», один раз — «смертный грех», гомосексуальность назвала «патологической формой половых отношений». Наша группа — «попытка выдать нетрадиционную ориентацию за норму и тем самым узаконить грех», писала Матвеева.

В списке использованной для экспертизы ( текст документа доступен по этой ссылке ) литературы я нашла Большую советскую энциклопедию 40-летней давности и «Новый Завет. Послание к Римлянам святого апостола Павла». Мы представили в свою защиту две экспертизы, авторы которых пришли к противоположному выводу: «гей-пропаганды» в группе нет.

Состоялось два заседания. На втором (23 января 2015 года) судья Людмила Педан признала меня виновной в нарушении статьи 6.21 КоАП РФ, наказание — штраф 50 тысяч рублей.

Мы с адвокатом оспорили это решение. 25 марта в Дзержинском районном суде Нижнего Тагила рассмотрели нашу апелляционную жалобу. Судья Монахова приняла во внимание нарушения процессуальных требований к рассмотрению дела, установленных КоАП РФ, и вернула дело в мировой суд на рассмотрение другому судье. На решение Монаховой в Свердловский областной суд подал жалобу начальник Роскомнадзора по ЦФО Сокоушин, но получил отказ. Так что — жду очередного суда, надеюсь на лучшее, но готовлюсь ко всему, в частности, к тому, что «эта музыка будет вечной».

Государственные «мужи» и «жены» нас также не очень жалуют. Элла Памфилова, Уполномоченная по правам человека РФ, считает наш проект «пропагандой» и «неявной рекламой». Она говорила о нем: «Там [в проекте] все на грани фола. Это все тоже своеобразная форма привлечения внимания и пропаганды среди подростков с неустоявшейся психикой». Или: «Я не эксперт по этим вопросам, но вот, например, была реклама борьбы против наркотиков, а в результате наркоманов становилось все больше. Это все очень тонкие темы. Прежде чем мы примем решение о создании чего-то подобного, надо посмотреть: это действительно поможет детям или это послужит неявной рекламой».

Павел Астахов, Уполномоченный по правам детей РФ, проблемами ЛГБТ-подростков также не заинтересован. Он высказывался о нашем проекте так: «На мой взгляд, эта тема сильно раздута. Просто ресурс усиленно поддерживается европейскими организациями, которые считают, что это чуть ли не проблема номер один сейчас, что в этом и состоит суть демократии. У нас принят закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди детей, мы должны его соблюдать. Если какой-то сайт не соответствует закону, его закрывают, это уже отлаженная технология».

Анна Левченко, которая называет себя общественным помощником Павла Астахова, жаловалась на проект «Дети-404» в Генпрокуратуру. Осенью 2014 года в эфире радио «Вести FM» Левченко сказала, что мы заставляем подростков заниматься ЛГБТ-активизмом и сбегать из дома, что нас финансируют западные организации и госдеп США. Она говорила: «Хочется возвращения смертной казни для тех людей, которые занимаются растлением подростков. А то, что это растление, — это бесспорно». В интернете она писала, что содомитов нужно жечь (имеется скрин).

Как видите, мы не получаем поддержки от государства. А получаем голословные обвинения и попытки закрыть глаза на существование ЛГБТ-подростков. «Дети-404» — очень точно название.

Вот, например, несколько раз случалось, что с нами связывался подросток, которого родители выгнали из дома, ему было некуда пойти. Мы искали ему временное жилье среди своих знакомых. Мы создали с их помощью по всей России нечто вроде сети безопасного жилья, куда можно в экстренном случае отправить подростка, который оказался без крыши над головой.

— Кто все же финансирует проект «Дети-404»?

— Никто. Проект существует без денежных вливаний. Они нам не нужны. Команда проекта, а также наши психологи, юристы и переводчики — волонтеры, они не получают денег за работу. Ядро, основная команда (шесть человек, включая меня), сформировалось давно, около двух лет назад. Психологи, переводчики, юристы обычно пишут кому-то из нас и предлагают помощь. Я людей не ищу, не приглашаю и не вдохновляю. У каждого были свои причины прийти, и есть свои причины остаться.

— Сколько на сегодняшний день подписчиков у группы?

— Проект в цифрах: на середину июня в группе в соцсети «ВКонтакте» — 56 800 участников, в фейсбуке — 7312 участников, писем пришло — 3179.

«Закон принят, чтобы показать, как наше общество не любит этих гомосеков»

— С принятием «антигейского» закона усилилось ли в России давление на ЛГБТ-подростков?

— Первое. Доступ к информации — затруднился. ЛГБТ-подростки не могут попасть на ЛГБТ-мероприятия — все они теперь помечены знаком «18+». То же самое можно сказать о литературе.

Второе. Председатель Конституционного суда РФ Зорькин по поводу принятия «антигейского» закона сказал так (на 3-м Международном конгрессе по конституционному правосудию в Сеуле. — Е. М .): «Правовой смысл этого запрета не столько в том, чтобы решить проблему пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних — прямо скажем, эта проблема в России пока остро не стоит, — а в том, чтобы обозначить понимание отклоняющегося характера подобного типа поведения. И, соответственно, заявить позицию законодателя по вопросу о границах толерантности со стороны государства к социальным отклонениям в данной сфере». То есть: проблемы пропаганды не существует, а закон принят, чтобы показать, как наше общество не любит этих гомосеков. Ну что ж — можно поздравить господина Зорькина, потому что цель достигнута. Сигнал принят. Как это отразилось на подростках? Они ж не дураки и прекрасно чувствуют, что в этой стране им не рады.

— Как вы считаете, чем вызван нынешний виток борьбы с ЛГБТ?

— Общим направлением государственной политики. Смешно было бы надеяться на толерантность и защиту — при одновременном существовании «закона Димы Яковлева» и многих других свинцовых мерзостей современной российской жизни. Всё в комплексе.

— Возникают ли проблемы у подростков после обращения в группу «Дети-404»?

— Нет. Пару раз — в самом начале — некоторых узнавали одноклассники, но это, к счастью, не заканчивалось плохо. Сейчас мы не публикуем фотографии, несовершеннолетних с открытыми лицами — из соображений безопасности. Бывает, кто-то обижается, считает это трусостью, говорит: «Я не хочу бояться, хочу показать лицо». Но я думаю, тут лучше перебдеть.

— Привлекли ли кого-то из подростков, пишущих на сайт «Дети–404», по статье «о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений»?

— По статье 6.21 КоАП РФ несовершеннолетних к ответственности не привлекали. Но это не значит, что они прямо или косвенно не страдают по ее причине. Вот пара примеров.

Случай 1. В январе 2014 года в Калужской области 16-летнюю отличницу педагоги заставляли перейти в другую школу. Она написала мне, что ее публично унизили по причине того, что она «пропагандирует своим существованием нетрадиционную сексуальную ориентацию». Мотивировали учителя и директор это тем, что ее голос стал похож на мужской. В итоге девушке запретили устно отвечать на уроках. Все работы теперь она сдает в письменном виде.

Случай 2. В Брянской области в конце 2013-го на контроль в комиссии по делам несовершеннолетних поставили ученицу М., не скрывающую, что она лесбиянка. Комиссия провела проверку, вызывала школьников, чтобы поговорить, не растлила ли их М. В бумаге о том, что девушку поставили на контроль, названа такая причина: «В ходе профилактической работы было выявлено, что ученица девятого класса пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних». Каким образом? Она «открыто признает себя лицом нетрадиционной ориентации»… М. показала мне эту бумагу в 2014 году. Я предала ее огласке. Поднялся шум в СМИ, дело дошло до областной прокуратуры, и девочку с контроля все-таки сняли.

— Есть ли сравнительная статистика суицидов ЛГБТ-подростков и гетеросексуальных подростков?

Никто не ведет сравнительную статистику. Никто вообще не ведет речи об ЛГБТ-подростках, куда уж выделять их в отдельную категорию…

По данным анкетирования 378 ЛГБТ-подростков России и ближнего зарубежья, которое я проводила в ноябре 2014-го для своей книги («Дети-404. ЛГБТ-подростки в стенах молчания».Е. М .), выяснилось следующее.

На вопрос «Задумывались ли вы когда-нибудь о суициде?» 62 человека (16,4%) ответили «нет», 316 (83,6%) — «да». Из них 41 — по причине, связанной с СОГИ (сексуальная ориентация и гендерная идентичность); 60 — по причине, связанной с СОГИ, и по другим причинам; 215 — по другим причинам.

Не стоит относиться к словам подростка о возможном суициде легкомысленно. Каждый третий подросток из тех, кто задумывался о самоубийстве (по любой причине), совершал попытку суицида (110 из 316 — 34,8%; по причине СОГИ: 33 из 101 — 32,6%).

На одном из судов, когда я и мой адвокат объясняли, что наш проект спасает подростков от суицида, представитель Роскомнадзора Баринов спросил: «А где они? Покажите мне, где эти самоубийства?» Он хотел сказать, что такой проблемы вообще не существует. После этого, с декабря 2014 г., наш волонтер Хана стала заниматься условным «мемориалом» ЛГБТ-подростков-самоубийц. На сегодняшний день нам достоверно известно о более чем десяти случаях таких самоубийств (со слов друзей и знакомых подростков).

— Много ли ЛГБТ-подростков планируют уехать из России по причине неприятия геев в стране?

— Об эмиграции так или иначе задумывается большинство. По данным уже упоминавшегося анкетирования 378 ЛГБТ-подростков, на вопрос «Хотели бы вы уехать в другую страну и постоянно жить там, почему?», если не считать ответивших «Не знаю» (29) и «Уже уехал» (1), результаты получились следующие: «Нет» — 79 человек (22,7%), «Да» — 269 человек (77,3%). Из этих 269 подростков 204 человека (75,8%) назвали причины, связанные именно с СОГИ.

«Угрозы и оскорбления — как дождь…»

В прессе были сообщения, что вам неоднократно угрожали. Когда в Каменск-Уральске активно действовала группа «Оккупай-педофеляй», «охотившаяся за заподозренными в педофилии», Максим Марцинкевич за вашу поимку назначил награду в десять тысяч рублей. Каким образом «Оккупай-педофиляй» пыталась вас поймать?

— Мы, волонтеры проекта, и я лично — постоянно подвергаемся нападкам за свою работу.

Летом 2013 года Максим Марцинкевич (Тесак) — неонацист, организатор движения «Оккупай-педофиляй», сейчас он отбывает уголовное наказание (по ч. 2 ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», уголовное наказание Марцинкевича не связано с движением «Оккупай-педофиляй». — Е. М. ) — назначил денежное вознаграждение за «интервью» с нами, создателями проекта.

«Интервью» Тесака — это когда тебя ловят, держат насильно, снимают на камеру (на видео они поливали своих жертв мочой и заставляли целовать резиновый фаллос). Я думаю, его задело то, что я взяла интервью у двоих его подельников, а те почти прямым текстом сказали, что им все равно, кого ловить и мучить: педофилов или геев, разницы они не видят. Было много угроз от неонацистов. Но, к счастью, обошлось.

— В одном из интервью вы сказали, что после того, как стало известно, что против вас заведено административное дело, вам стали «приходить угрозы от каких-то идиотов, которые обещают чуть ли не кишки на голову натянуть. Пишут анонимно, но подписываются именами вроде «Богатырь Русский» или «Путин». Сейчас вам по-прежнему угрожают? Обращались ли вы по поводу угроз в полицию?

— Угрожают постоянно. Я уже привыкла. В полицию обращалась — просто из интереса; без толку, дело завели и закрыли, а потом мне стало все равно. Угрозы и оскорбления — как дождь. Он будет идти, нравится мне это или нет.

В апреле я собрала угрозы и оскорбления, которые получила за два года работы, нашла фото их авторов и сделала альбом «Красивые люди и то, что они говорят мне». На удивление, — сейчас скажу банальность — случилось так: «И она проснулась знаменитой». Альбом, созданный для меня и моих друзей, разбежался по СМИ, в том числе зарубежным; мне написали слова поддержки тысячи людей. Это было так странно. Но притом и радостно, что кто-то задумался.

С чем связана ваша закрытость? Вы боитесь провокаций?

— Не поняла вопроса, если честно. Если вы имели в виду, почему я не стала говорить по телефону, — у меня его просто нет…

P. S. В середине июня в Новосибирской области рядом с детским международным военно-историческим фестивалем «Сибирский огонь-2015» (посвящен 70-летию Великой Победы) на столбе была вывешена тряпичная кукла размером в человеческий рост с табличкой «содомит». Чучело с веревкой на шее повесили участники — реконструкторы фестиваля из Барнаула. «Исторический смысл данной реконструкции» объяснил куратор секции позднего Средневековья фестиваля Илья Есик: «В средневековой Европе, да и на Руси было очень недоброжелательное отношение к содомитам. И вопросы с ними решались довольно быстро…» Правоохранители молчат, нет даже намека, что «реконструкторам» может грозить уголовная или хотя бы административная статья. Повешенный содомит — это ведь не распятый на кресте Гагарин…

От редакции

Мы публикуем этот текст с необходимыми сокращениями в соответствии требованиями закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних , потому что считаем: проблему ЛГБТ-подростков не замечать, замалчивать — нельзя, взрослым не гнобить их надо, не исключать из жизни, а помогать адаптироваться в обществе, создавать, если нужно, центры реабилитации, психологической помощи. Чем, собственно, и пытается заниматься проект «Дети-404».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow