21 мая в Южной Корее был зафиксирован первый случай заболевания новым коронавирусом (nCoV), получившим название «ближневосточный респираторный коронавирусный синдром» (Middle East Respiratory Syndrome Coronavirus — MERS-CoV). Вирус «привозной»: первым заболел житель Кореи, который вернулся из поездки в Саудовскую Аравию. За месяц MERS-CoV лабораторно подтвердился в 181 случае, 31 из которых закончился летальным исходом (данные на утро 26 июня).
За три года знакомства медиков с новым вирусом зафиксированы 1334 случая заражения, скончался 471 человек. Смертность от MERS на Ближнем Востоке составила около 40%, в Южной Корее — около 17%. Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), доктор Маргарет Чен озабочена тем, что пока очень мало информации о новом штамме коронавируса, при этом распространяется он быстрее, чем понимание методов его лечения.
Ни профилактики, ни средств лечения вируса пока нет, поэтому главная мера борьбы с ним — карантины. В Южной Корее уже закрыты 2000 школ и 20 вузов. В Сеуле пустуют кинотеатры и магазины. Больниц люди тоже боятся, потому что большинство заболевших подхватили вирус именно в больничных стенах.
В сеульской подземке ежедневно дезинфицируют вагоны. Пострадал туристический бизнес: 7000 иностранцев с начала месяца отказались от поездок в Южную Корею. 25 июня в стране принят закон об уголовной ответственности для тех, кто скрывает заражение.
Что прогнозируют ученые? За ответом «Новая» обратилась к директору ПИПВЭ им. М.П. Чумакова РАМН Айдару ИШМУХАМЕТОВУ, доктору медицинских наук, профессору, эксперту ВАК, члену специализированного ученого совета Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
— Откуда берутся новые вирусные заболевания?
— Известно, что респираторный коронавирусный синдром впервые диагностирован у человека в 2012 году в Саудовской Аравии. Затем были вспышки в Иордании, Катаре, ОАЭ, Тунисе, и даже случаи в Великобритании, Германии, Франции. В общей сложности за три года в 23 странах официально зарегистрировано более 1,1 тысячи случаев заражения людей.
В настоящее время на планете существует около миллиарда вирусов. Однако далеко не все из них опасны для человека. Большинство новых вирусов, вызывающих болезни, — это старые вирусы, которые поражали только животных, но потом мутировали из-за неизвестных нам факторов и стали опасны для людей. В мире ведется большое число научных работ по секвенированию генов, то есть определению, какой именно участок вируса губителен для человека. Но, к сожалению, ответа на этот вопрос пока нет.
— ВирусMERS мало изучен. Что все-таки о нем известно? Как он передается, как проявляется? Каковы первые признаки, на что надо обращать внимание?
— Данный вирус описан и в определенной степени изучен, но
паника началась только недавно, когда в медицинских учреждениях Южной Кореи начали умирать сначала пациенты, а потом и медперсонал, который с ними контактировал.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Новый южнокорейский вирус относится к семейству коронавирусов. Он так называется из-за того, что его оболочка похожа на корону. MERS вызывает тяжелые респираторные заболевания со смертельными исходами. Передается воздушно-капельным путем, при чихании может распространяться на 3—5 метров. Его коварство в том, что на ранних стадиях нет особых отличительных симптомов — болезнь похожа на другие разновидности гриппа. Но позже присоединяется воспаление легких. Наибольшему риску подвержены люди с ослабленным иммунитетом, хронической болезнью легких, диабетом и почечной недостаточностью.
— ВОЗ сообщила, что не считает MERS глобальной опасностью. Какие меры предосторожности должны тем не менее предприниматься?
— Пока нет адекватных мер профилактики. У нас есть только препараты, которые повышают врожденный иммунитет.
Для россиян главная опасность связана с авиатранспортом. К примеру, в Cеуле носитель вируса сел в самолет, через несколько часов он в Москве.
Существует система санитарной охраны границ, работающая вне зависимости от того, какой вирус актуален.
Что касается личной безопасности, то в путешествии стоит ограничить количество контактов, не следует покидать автобус во время экскурсий, посещать места массового скопления людей, не стоит кататься на верблюдах: MERS ранее поражал этих животных, но мутировал и стал опасным для человека.
— О вспышке в Корее много шумят СМИ. Может быть, кому-то выгодно нагнетать страх? Олег Куликов, заместитель председателя Комитета по охране здоровья Госдумы, высказал подозрение, что это очередная страшилка, которую распространяют фармкомпании. Что вы об этом думаете?
— Я не сторонник теории заговора фармкомпаний. Тут вопрос в другом: поможет ли такая паника быстрому созданию вакцины и ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе? К любой вирусной инфекции может быть разработана вакцина. Однако для того чтобы государство поставило такую задачу, заболевание должно быть угрожающим. При этом, как только оно перестает быть масштабным, задача перестает быть актуальной, а вирус, как мы уже говорили выше, может мутировать. Так, например, в советское время полиомиелит стал угрозой безопасности страны, и за короткий промежуток времени была изобретена отечественная вакцина. Ее создал ученый, именем которого назван наш институт, — М. Чумаков. Тогда в СССР одномоментно привили 15 миллионов человек. В итоге болезнь победили, а исследования свернули. Однако через несколько лет полиомиелит стал возрождаться, и ученым пришлось вернуться к этому вопросу. Инфекцию, как правило, невозможно победить раз и навсегда.
— Свиной грипп, птичий грипп, атипичная пневмония, которыми тоже пугали в предыдущие годы, к счастью, до России не добрались. Можно ли надеяться, что коронавирусный синдром нас тоже минует?
— Опасность всегда существует, а поскольку коронавирус MERS еще до конца не изучен учеными, неизвестно, может ли он широко распространиться. На данный момент заболевших у нас нет, но прилет людей из Кореи, особенно на Дальнем Востоке, надо взять под особый контроль.
— На разработку вакцины от птичьего гриппа мир потратил 20 млрд евро. Планируют ли фармкомпании разрабатывать средства от коронавирусного синдрома?
— Думаю, в разных странах уже ведутся разработки вакцины против коронавируса, ведь ВОЗ предупредила об опасности. Такая же ситуация была с вирусом Эбола. С другой стороны, вспышка может закончиться сама собой — еще до того, как вакцина будет разработана или пройдет клинические испытания.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68