СюжетыОбщество

«Чтобы в России были крутые рок-фестивали, не нужно залезать в танки»

Организатор фестиваля «Кубана», недавно отмененного в Калиниградской области, — о новой реальности, запретах и патриотизме

Этот материал вышел в номере № 64 от 22 июня 2015
Читать
Организатор фестиваля «Кубана», недавно отмененного в Калиниградской области, — о новой реальности, запретах и патриотизме
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

Совет депутатов городского округа Янтарный в Калининградской области, где должен был пройти рок-фестиваль «Кубана», отменил его, а глава администрации решение депутатов подписал. Главный аргумент местных властей — утверждение областного МВД, что полиции не хватит сил обеспечить безопасность на таком большом мероприятии. Против фестиваля в Калининграде стояли в одиночных пикетах с плакатом «Губернатор и администрация Янтарного растлевают наших детей», а глава области Николай Цуканов выгнал с заседания губернаторского Совета по культуре представителя РПЦ, когда тот начал ругать фестиваль.

«Кубана» должна была пройти в Калининградской области впервые. До этого фестиваль 6 лет проходил на Черном море недалеко от Анапы, в течение всего это времени собирая в Краснодарском крае рок-звезд мировой величины: System of a Down, The Prodigy, The Offspring, SKA-P и многих других.

Организатор фестиваля «Кубана» Илья ОСТРОВСКИЙ комментирует ситуацию.

Илья Островский. Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
Илья Островский. Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

— Из Краснодарского края мы ушли из-за Украины. 20 из 40 зарубежных артистов отказались в последний момент — не из-за политики, из-за вопросов безопасности. Случилась трагедия с «Боингом», они смотрят на карту, а на ней от Донбасса до «Кубаны» два сантиметра. Это спекуляции, что нас изгнали оттуда. И то, что прошлую «Кубану» мы назвали последней — это было абсолютно искренне. Я считал, что «Кубана» не может существовать без моря. А море — это Крым, куда иностранцы не поедут, и Краснодарский край — под боком Украина, те же грабли, вид сбоку. И только в октябре меня осенило: есть же Балтика!

— Как это возможно, что судьба огромного фестиваля решается поселковым советом депутатов?

— Юридически это возможно. Мы работали на основании распоряжения муниципалитета. Вот его и отменили. Полиция с самого начала высказывала обеспокоенность, но так было и в Краснодарском крае. Это дополнительная нагрузка, этому никто не радуется. Вдруг что случится, а виновата полиция. Депутаты тоже понимают, что муниципалитет останется крайним, если что-то произойдет. А если полиция тем более открыто предупреждает, что не может обеспечить безопасность, ответственность ляжет на них.

В сегодняшней политической ситуации фестиваль, на котором выступает 25 процентов зарубежных участников, и на который могут приехать жители соседних стран ЕС, вызывает больше вопросов и беспокойства, чем радости. Пять лет назад считалось, что большой фестиваль с привлечением зарубежных участников — это нам очень нужно. А теперь вроде тоже нужно, но все десять раз перестраховываются. Тем более рок-музыка, исторически у нее протестный настрой.

В таком контексте политическая подоплека существует, но не более того. Я не верю, что кому-то на реально серьезном уровне может быть интересно отменить фестиваль.

У нас политически девственно-чистый фестиваль, особенно в этом году. Кому тут можно предъявить политические претензии? Группе HIM? Земфире? Льву Лещенко?

— А про обвинение в разврате что скажете?

— Церковь занимает позицию, что, например, средства контрацепции — от лукавого. Но при этом мы вроде как боремся со СПИДом, и если все говорят, что музыкальный фестиваль — дополнительная площадка для беспорядочных половых связей, логично продавать там презервативы. Но тут же включается другая логика: у вас аморальный фестиваль, там продаются презервативы. В аптеке они тоже продаются, и что?

Это абсурдность нынешнего времени: у всего есть обратная сторона медали. Отстанут от нецензурной лексики — найдут где-нибудь людей нетрадиционной сексуальной ориентации.

— А если бы у вас была возможность привезти Placebo, у которых гитара радужная, а Стефан Олсдал — гей, вы бы привезли?

— Привез бы, наверное. Они рассматривались как участники «Кубаны» несколько раз. Тема геев сейчас как-то подтухла. Они концерт играют в Москве на днях, посмотрим, какая у них гитара будет.

Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

— Любой области фестиваль выгоден, разве нет?

— Еще как. Но локальная выгода предпринимателей тут отступает на второй план. Еще проблема в том, что мы фестиваль региональный, несмотря на зрителей со всей страны. Любой инцидент на «Кубане», даже самый мелкий, получит намного больший резонанс, потому что мы в Калининградской области — или в Краснодарском крае — такие одни. Если Placebo в Москве на сольном концерте выйдут с радужной гитарой и еще что-то ляпнут, это растворится в огромном количестве медийных событий в Москве. А если они на фестивале в Калининградской области так выйдут, эта новость будет выглядеть по-другому. Калининградская область впервые увидела радужный флаг! И где? На нашем фестивале! Когда группа NOFX в Москве пару лет назад вывесила радужный флаг на сцене, меня прямо ужас охватил: а если бы это на «Кубане» случилось? Хотя они его в юмористическом контексте вешают, Фэт Майк — человек с фантастическим чувством юмора.

Мне кажется, у нас юмор восприниматься перестал. Россия стала местом, где шуток не понимают. Нельзя повесить гей-флаг и похихикать — это уже получается пропаганда. Мэрилин Мэнсон отменен! А, по-моему, он цирковой персонаж клоунады, которого нарядили пострашнее. Мы же ходим в кино на ужастики, там тоже демонов ада иногда показывают.

— На днях в Facebook Михаил Козырев спорил с организаторами «Нашествия», нормально ли это — танки на поле рок-фестиваля. И тут приходит новость: отменяют «Кубану». Это выглядит так: не привез танки — не будет твоего фестиваля.

— Нам никто не предлагал. У меня, в контексте конкретно фестиваля «Нашествие», танки не вызывают отторжения. «Наше радио» пропагандирует наши, исконные музыкальные ценности. Сейчас к ним добавились еще кое-какие ценности в виде военной техники.

Я изучил их сайт после этой истории — там есть целый раздел «Армия России». Перегибы есть. Но я не думаю, что среди аудитории «Нашествия» много потенциальных контрактников — это люди, которые любят лежать дома, попивать пивко или ходить на концерты «Алисы» и Бутусова.

Танки на «Кубане» мы не могли бы поставить, наша аудитория не приняла бы. В этом году Макаревич отказался на «Нашествии» выступать. А кто еще? Все это принимают. А с чего тогда молодежь должна по-другому считать? Это ее кумиры.

— Многие музыканты в прошлом году со сцены говорили, что танки — плохо.

— И все же они вписываются, играют. Они продолжают рассматривать это как бизнес. И организаторы «Нашествия» рассматривают фестиваль как бизнес. Мы с «Кубаной» два года подряд «попадаем» серьезно, и в этом году тоже явно «попадем». Так что мы можем что угодно себе позволить, у нас бизнеса никакого не осталось. Я пытаюсь зарабатывать другими проектами, а «Кубана» — это уже для души.

Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

— Так танки на рок-фестивале — это плохо или нормально?

Последний раз я был на «Нашествии» в 2012-м, танков еще не было. Так что судить не могу, а то получится, что мне кто-то рассказал, что на «Нашествии» кошмар и танки, а Всеволоду Чаплину кто-то рассказал, что в «Кубане» кошмар и разврат.

Но в целом я, конечно, против войны. Я был бы счастлив, если бы в мире исчезли все танки, ядерные боеголовки и армии. Я много езжу по миру — все хотят дружить! И есть единичные фанатики, которые просто любят разрушать. В том числе противники фестиваля. Меня спрашивают: «Почему бы вам с ними не наладить диалог?» Мне говорить с ними не о чем. Меня отец учил, что все беды — от безделья. Если люди что-то делают сами, они вызывают уважение. А те, кто ничего не создают, только в интернете строчат — не вызывают.

— Почему область идет на поводу у этих жалующихся православных активистов и не слушает тех, кто за фестиваль?

— Вот! Это главный вопрос. Да, правоохранительные органы, возможно, не могут с этим справиться. Да, 55 жителей Янтарного действительно против фестиваля, я им верю. Но на 55 жителей Янтарного у меня группа Вконтакте на 105 тысяч человек, которые или были, или планируют поехать на «Кубану». И 10 тысяч человек проголосовали рублем, купили билеты. Почему услышали активистов и не услышали другую сторону? Сейчас пишут всякие петиции в поддержку фестиваля, завтра будет какой-то флешмоб.

Но эти ребята действуют методами человеческими, они искренне верят, что если соберут 5 тысяч подписей под петицией, это что-то изменит. А для результата нужно писать кляузные письма президенту и РПЦ со звучными словами «разврат», «наркотики», «антироссийские ценности», «майдановские настроения»…

На «Кубане» у меня выступал Александр Ф. Скляр с донским казачьим хором и все свое выступление посвятил Новороссии. И я считаю, что он имеет на это право. Если мы кричим, что надо дать возможность высказывать мнение, отличное от мнения государства, то мы должны давать право высказывания людям с прогосударственной позицией. А потом вышел кто-то другой и сказал, что он против войны — это его мнение. А еще есть мое мнение как организатора — что использовать трибуну фестиваля для политических заявлений нечестно. Тут не ваша аудитория, а общая, и мы вас позвали песни петь.

Я вообще патриот. Я хочу, чтобы у нас в России были крутые фестивали, как за границей. Чтобы к нам приезжали со всего мира, как на Rock Am Ring. Я хочу, чтобы курорты Калининграда или Краснодарского края были круче Анталии — там есть потенциал. Но я не считаю, что для этого нужно залезать в танки.

До нас крупные фестивали в регионах боялись делать. Мы были первые, и после этого они появляются одни за другим. Многие западные артисты после «Кубаны» едут с концертами по России — у нас презентовали себя публике, интерес на местах появился. Отменен один из крупнейших и известнейших фестивалей в России. Если бы отменили какую-нибудь хрень, новость об этом не висела бы в топе «Яндекса», а люди не собирали бы петиции.

Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

— Где теперь «Кубану» проводить?

— У меня сейчас около 25 — 30 предложений из разных регионов и стран. «Кубана» в Сибири и «Кубана» в Одессе, например, по разным причинам невозможны. Но некоторые вполне работоспособны.

— Сколько есть времени?

— Времени не было уже позавчера. Но фестиваль, по сути, готов — есть артисты, есть люди, все ждут нашего решения. Недельку еще можем подождать.

Комментарий с места

Алексей Заливатский, глава администрации Янтарного городского округа:

— Приходили многократные обращения граждан с требованием не проводить это мероприятие здесь. Там довольно четкие формулировки о том, что есть много информации, что данное мероприятие неприемлемо с точки зрения нравственности, пропагандирует алкоголь и наркоманию. Совет депутатов рассмотрел этот вопрос, принял такое решение, и я его выполнил.

С точки зрения загрузки предпринимателей «Кубана» могла быть выгодна. Но у меня есть письма из УМВД, что они не могут обеспечить безопасность на мероприятии. Такие вещи, поверьте, с кондачка не решаются, и было продуманное решение Совета депутатов на основании документов, которые им были предоставлены со стороны УМВД, в первую очередь, и со стороны граждан, которые требовали отменить это все.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow