СюжетыСпорт

В Старом Свете

Поддержали первые Европейские игры прежде всего «режимные» государства, имеющие вполне определенные сложности с Евросоюзом

Этот материал вышел в номере № 63 от 19 июня 2015
Читать
Поддержали первые Европейские игры прежде всего «режимные» государства, имеющие вполне определенные сложности с Евросоюзом
Изображение

Масштаб предстоящего в Баку события был обозначен не кем иным, как президентом России Владимиром Путиным. Если бы не публичная выволочка, устроенная телевизионным начальникам за десять дней до открытия первых Европейских игр, то страна бы и не сообразила, что это событие мирового уровня. Разбирательство по поводу отсутствия интереса к Играм, случившееся на заседании президентского Совета по развитию физкультуры и спорта, включало и вопрос об оплате лицензии на трансляции и носило вполне детективный характер. Разъяснения и объяснения уже не имели значения, а результатом стало то, что каналы холдинга ВГТРК транслируют Игры в беспрецедентном по сравнению с остальной Европой объеме.

Ясность с масштабом проявилась и на церемонии открытия, по некоторым данным стоившей Азербайджану более 100 миллионов долларов, и в первые же дни мини-олимпийских соревнований. В неофициальном медальном зачете лидерство сразу захватили страны, президенты которых оказались в первых рядах: Азербайджан, Россия, Турция и Белоруссия. Присоединившаяся к ним Венгрия выглядела в этой необычной еврокомпании несколько чужеродно, но тенденция была обозначена четко: поддержали первые Европейские, помимо хозяев, прежде всего «режимные» государства, имеющие вполне определенные сложности с Евросоюзом. Россия к четвертому дню уверенно возглавила медальный зачет, что тоже вполне укладывалось в тенденцию побеждать всегда и везде.

Если бы 11 включенных в программу видов не получили право олимпийского лицензирования, Игры в Баку вообще бы имели статус странных и обреченных на забвение соревнований. Именно это обстоятельство и обеспечило какой-никакой, но достаточно серьезный статус бакинской мини-Олимпиаде. Но и его не хватило, чтобы ведущие европейские спортивные державы отнеслись к Играм с должным пиететом — в отличие от вышеназванных лидеров и хозяев, грезивших о форуме мирового уровня. Азербайджан ведь после неудач с олимпийской заявкой не просто так напросился на проведение европейского форума в качестве единственного кандидата — он сразу гарантировал участникам бесплатный проезд, проживание и питание под девизом «все обеспечим, только приезжайте!». Вняли не все, но это «их проблемы».

Что касается Европейского олимпийского комитета, то он пошел по пути, проложенному и МОК, и ФИФА: доверить проведение того или иного крупномасштабного мероприятия легче стране, где государство берет на себя все основные риски. Авторитарность того или иного режима, связанные с этим внутренние и внешние трудности являются некоторой проблемой, но отнюдь не решающей: главное, что есть гарантии, предоставленные на самом высоком уровне. Какие бы трудности ни испытывала страна, за инфраструктуру, организацию и проведение можно не беспокоиться.

Разговоры, в том числе на международном уровне, о нарушении прав человека, политзаключенных, свободе печати и прочих гуманитарных излишествах, имевшие место и в преддверии Баку-2015, реальной силы не имеют. На это всегда найдется возражение номер один — «спорт вне политики» (что давно уже не смешно, но на официальном уровне еще работает), номер два — «нехай клевещут», и номер три — «а где лучше?». Президент МОК Томас Бах как-то высказался в том смысле, что если бы в качестве очередного места проведения Олимпиады выбирать идеальную страну, то соревнования пришлось бы проводить на другой планете. Предложения о выработке критериев отбора, включающих гуманитарные вопросы, еще не дошли даже до стадии обсуждения.

В общем, «проводили, проводим и будем проводить» — назло недругам, демонстрируя свои достижения в различных областях, гостеприимство и открытость миру, и непременно превосходство непосредственно в спорте, если предоставляется такая возможность. Азербайджан, несомненно, получил какие-то преференции при разработке регламента и программы Игр — иначе бы те же коронные для страны борцовские дисциплины вряд ли были представлены столь широко, да еще в самом начале. Впрочем, и во многих других видах спорта хозяева готовились дать бой, для усиления состава натурализовав за последнее время несколько десятков перспективных иностранных спортсменов. Дорога известная, протоптанная еще сочинской Олимпиадой.

Россия за пять дней намолотила три десятка медалей, из них 16 золотых — это, конечно, не безумный победный стандарт Универсиады, но где-то близко к нему. Львиную долю наград принесли борьба, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание, ощутимо меньше золота оказалось в стрельбе и гребле, но совсем без них самая внушительная делегация и здесь не осталась. Спортсменам не до политики и не до рассуждений о силе или слабости соперников, особенно если на кону путевки на летнюю Олимпиаду.

И борьба в отдельных дисциплинах была отчаянной, и радость искренней, и слезы настоящими, а если в победных для россиян финалах у «вольников» счет в нашу пользу оказался нереально крупным, то это претензии не к чемпионам, а к ситуации с Играми в целом. Где-то густо, где-то совсем пусто, но уже понятно, что на качественный состав участников и конкуренцию политика повлияла тоже.

Так что воспринимать первые Европейские игры просто как праздник, не омраченный ничем, — увы, не получается. Слишком много подтекстов, подводных камней и хитроумных раскладов, слишком явное стремление не совсем европейских (а в чем-то совсем не европейских) стран любой ценой доказать свою «самость», а с другой стороны — граничащее с брезгливостью нежелание «классической Европы» полноценно участвовать в этом «параде достижений». Спорт, конечно, жалко — он все больше становится заложником непомерных политических амбиций, и не в последнюю очередь — заложником реакции на них.

Кстати, Россия, в новейшие времена сделавшая ставку на спорт как на способ преодоления недоверия и даже изоляции, вряд ли первой предложит свою кандидатуру в качестве страны-хозяйки следующих Европейских игр. Этот мотив явственно прозвучал в одном из предварявших Баку-2015 интервью министра спорта Виталия Мутко. Успешных спортивных мероприятий мирового масштаба Россия уже провела немало, впереди еще больше, а толку в плане улучшения имиджа — чуть, больше нас любить не стали.

Но тут, конечно, не в спорте дело.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow