КолонкаПолитика

Россия без толмачей

Кому мешает изучение национальных языков в российской школе?

Этот материал вышел в номере № 61 от 15 июня 2015
Читать
Кому мешает изучение национальных языков в российской школе?

В мае руководители нескольких региональных общественных организаций Татарстана, Башкортостана и других национальных республик при поддержке Михаила Делягина и националиста Константина Крылова направили в адрес президента России, законодателей и вообще «государственных мужей и политиков России» Обращение с просьбой «спасти русский язык и межнациональное согласие в национальных республиках России».

В Обращении, в частности, сказано: «До сих пор в России русский язык не имеет законодательного статуса «родной язык». В то же время в ряде республик, как, например, в Республике Татарстан, родным для всех принудительно «назначен» татарский язык… Принудительное обучение татарскому языку введено сейчас и в детских садах Республики Татарстан — для малышей всех национальностей и без согласия их родителей».

Вопрос о притеснении русского языка в ряде национальных республик РФ обсуждается не первый год, и проблема действительно существует в сознании части граждан России. Однако в данном случае перед нами поистине странная идея: будто бы учить другие языки — значит вредить русскому.

В документе говорится: «Учащихся национальных республик, вопреки их желаниям и потребностям, независимо от наличия или отсутствия языковой среды, законодательно принуждают изучать государственный язык республики. Учащихся других регионов не принуждают изучать национальный язык, который ими не востребован». Отсюда следует, что предлагают сделать язык национальной республики РФ предметом по свободному выбору учащихся и/или их родителей.

Интересно, но почему же, согласно той же логике, учащихся нерусских национальностей можно «принуждать изучать» русский язык?

У авторов Обращения готов на это ответ: «Мы — за единство нашей страны, одним из столпов которого является родной для нас русский язык — язык межнационального общения всех народов России. Мы — за безопасность нашей страны, одна из основ и скреп которой — русский язык». При этом они апеллируют к Основному закону РФ: «Ведь по Конституции и по Правде — все мы равны».

Что же, посмотрим, что устанавливает на этот счет Конституция России. В ст. 5 сказано: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». И в ст. 68: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки…»

Таким образом, на территории республики в составе РФ могут действовать и другие государственные языки помимо русского. А раз это государственные языки, значит, вполне правомерно, что их изучение является столь же обязательным для всех учащихся республики независимо от национальности, как и изучение русского языка на всей территории РФ.

Впрочем, мы уже более 25 лет регулярно наблюдаем эту ситуацию: нежелание (уверен, что лишь какой-то малой) части русских знать языки тех народов, в среде которых они живут, выставляется как неотъемлемое право русского этноса, а для его обоснования используются аргументы о «русском языке как скрепе государства».

По сути, упомянутое обращение — плохо прикрытый призыв к властям России отменить конституционное понятие государственных языков национальных республик РФ под тем предлогом, что-де они (национальные языки) разрушают единство России.

В последние годы в разных вариантах заявлений все чаще подразумевается: «заставлять русского учить другой язык — значит покушаться на русскую национальную идентичность». Схожие аргументы до сих пор выставляются и в бывших союзных республиках, давно уже ставших независимыми государствами.

Что же это получается: русская национальная идентичность держится только на незнании любого другого языка, кроме русского? Тогда правы те, кто утверждает, что это в значительной мере искусственная идентичность.

Медвежью услугу оказывают русскому народу те «общественники», которые от его имени требуют оградить русских детей от изучения других языков. Ведь они не только сужают культурный кругозор будущих поколений русских, но и представляют нас как народ, якобы чуждый уважения к остальным народам.

Ярослав БУТАКОВ, кандидат политических наук, независимый политолог

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow