СюжетыПолитика

Митинг утекающих мозгов

Ученые вышли на улицу в защиту фонда «Династия», образования, науки и чувства собственного достоинства

Этот материал вышел в номере № 59 от 8 июня 2015
Читать
Ученые вышли на улицу в защиту фонда «Династия», образования, науки и чувства собственного достоинства

На парапете клумбы возле входа на митинг сидит Александр Поддубный, молодой научный сотрудник из петербургского Физико-технического института имени Иоффе. Он приехал в Москву на один день, специально на акцию — и сразу обратно. Стипендии от «Династии» Александр получал, еще будучи студентом, затем как аспирант и уже как кандидат наук.

«Я теоретик, мне не нужны деньги на оборудование, — объясняет он, — но на работе я получаю зарплату 20 тысяч, а со стипендией это уже 40. Чтобы заниматься наукой, нужно что-то кушать, даже если вы теоретик».

Александр решился на поездку в Москву в последний момент. Эффекта от митинга, говорит, не ждет, приехал просто «снять стресс». «Без грантов «Династии» будет не то чтобы тяжело, — говорит он, — но все это очень противно. Наукой же занимаются не ради денег, есть более эффективные способы их заработать. Ею занимаются те, кому интересно. «Династия» делала так, чтобы при этом еще и не помереть с голоду. Они не просто платили деньги, а пытались создавать среду, в которой наукой заниматься модно. Этого не делал больше никто». Саша не ждал, что народу соберется много: он уверен, что наука и ее проблемы беспокоят лишь узкий круг людей. Однако ко времени начала митинга у рамок металлоискателей скопилась очередь, а маленькая Суворовская площадь плотно заполнилась народом. По данным «Белого счетчика», пришли 3400 человек.

И все же круг собрался узкий. В толпе то и дело здороваются и обнимаются, кажется, все друг друга знают. «А вы что хотите изучать? Биоинформатику?» — светски спрашивает стриженую девушку парень с плакатом «Да потому что не будет ее, этой вашей науки!». Девушка пускается в научный диспут: в руках у нее книга Карла Циммера «Эволюция: триумф идеи». Тихонько стоят в толпе гражданские активисты и политики — Алексей Навальный, Дмитрий Гудков. Очень много пришло молодежи. Стайка бывших школьниц объясняет — пошли учиться на научных журналистов после летней школы «Династии» в Пущине. В майке «Science rocks» пришел студент-волонтер проекта по популяризации науки. Кандидаты на «утечку мозгов» пока еще не утекли.

«Если и существуют агенты иностранного влияния — а они, может, и есть, мир-то жестокая штука, то «Династия» в их число точно не входит, — говорит молодой биолог Артем. — Без грантов работать в России — все равно что сосать лапу. Буду думать об отъезде».

Игорь, кандидат наук, заведующий отделом в Объединенном институте высоких температур, стоит с плакатом «Требую признать Минюст агентом невежества». «Это очень плохой сигнал: что образованные люди не нужны, они лишние в нашем обществе, — говорит он. — Я читаю лекции, и если раньше я бы рекомендовал студентам подавать на гранты «Династии», то теперь как удержать их от отъезда за границу или ухода в бизнес? Даже если бы фонд продолжил существование, ущерб был бы катастрофический. Я же не могу сказать студенту: иди получи грант у иностранного агента».

«Война — это мир, свобода — это рабство, «Династия» — это иностранный агент», — принесла плакат биолог Тамара: осенью она уезжает учиться нейробиологии в Германию. «Мы живем в оруэлловском мире. Министерство юстиции — это министерство произвола. Конституционный суд — на самом деле антиконституционный, он же не отвергает антиконституционные законы. Гражданам — единственному источнику власти — и их мирным объединениям, оказывается, не надлежит влиять на политику. А если хотят влиять, пусть признают себя иностранными агентами», — продолжает ее мысль правозащитник Сергей Ковалев.

Со сцены выступали в основном ученые — будто извиняясь, повторяли, что выступать на митингах и толкать политические речи никогда не рвались, но ситуация вынуждает. «Когда говорим о российской политике, используем уклончивые выражения типа «особый путь». В науке нет никаких особых путей, это мировой путь», — подчеркивал член совета фонда «Либеральная миссия» Александр Архангельский.

«Власть всегда относилась к науке и просвещению с недоверием. Неудивительно: свободно мыслящие люди начинают задавать власти неудобные вопросы, — подчеркивал биомеханик, доктор физико-математических наук Андрей Цатурян. — Тем не менее власть 300 лет поддерживала науку. Несмотря на все разногласия с мыслящей частью общества, им была важна сильная страна, а без науки это невозможно. Сейчас на науку и образование напустили опричников, отдали их на разграбление. Впервые в нашей истории желание оставаться у власти соединилось с циничным безразличием к будущему страны».

«Впервые присутствую на митинге, где большинство выступающих не ругают власть, а думают, что делать нам самим», — заметил со сцены кандидат физико-математических наук Григорий Колюцкий. Часть ораторов действительно пытались сформировать план действий. «Есть великая книга: "451 по Фаренгейту" Брэдбери. Помните, там в конце все книги сожгли, но люди выучили их наизусть. У нас тоже так: есть человек-астрофизика, есть человек-космология. Это огромное богатство. У меня есть предложение: объединиться и организовать сообщество, которое возьмет на себя просветительские функции «Династии», — говорит Борис Штерн, астрофизик, доктор наук.

Самое конкретное предложение высказал сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин. Он научно обосновал способ лоббизма законов, полезных ученым: «Безумный принтер безумен во все стороны, так что, возможно, некоторые полезные проекты пройдут. Предположим, мы хотим закон о расстреле всех «зайцев» в трамвае. Предложи такой закон, думцы тут же вспомнят о гуманности. Но сначала мы проталкиваем закон, что в черте города могут находиться лишь люди, собаки и кошки. Потом уравниваем всех зайцев в правах. Затем — закон о приравнивании зайца лесного с «зайцем» трамвайным. Так три безобидных закона приводят к фантастическому выводу, что людей можно расстреливать за безбилетный проезд.

Есть два способа: вы находите не очень хороших депутатов и проедаете им мозг обращениями. Второй вариант — если вы знаете адекватных депутатов, то дружите с ними, помогаете им формулировать нужные научному сообществу законопроекты. Пишите письма, рассказывайте о проектах в соцсетях, и мы еще посмотрим, как они будут голосовать».

Продолжение — в специальном репортаже Алексея Поликовского с митинга в защиту науки

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow