КолонкаПолитика

Остров свободы от китайских кораблей

Куба теперь предпочитает дружить с американцами

Этот материал вышел в номере № 58 от 5 июня 2015
Читать
Вашингтон сумел разрушить весьма неприятную для него договоренность Гаваны с Пекином о создании на Кубе пункта базирования кораблей ВМС Китая. Об этом сообщают многочисленные источники в Японии, где очень обеспокоены расширением экономического, политического и даже военного влияния КНР.
Изображение

Вашингтон сумел разрушить весьма неприятную для него договоренность Гаваны с Пекином о создании на Кубе пункта базирования кораблей ВМС Китая. Об этом сообщают многочисленные источники в Японии, где очень обеспокоены расширением экономического, политического и даже военного влияния КНР.

Еще в 2012 году, уверяет токийская печать, Гавана сама предложила Пекину наладить широкие контакты по военно-морской линии. Она считала это средством обеспечения безопасности Кубы, которая тогда находилась в жесткой конфронтации с США. Гавана рассчитывала и на некоторые финансовые вливания от богатых китайских товарищей, союзников по делу социализма. Конкретно речь шла о регулярных заходах кораблей ВМС КНР, о проведении в Карибском море совместных учений. Пекин идею горячо поддержал — ему, как и Советскому Союзу времен Никиты Хрущева, очень понравилась перспектива получить военные объекты прямо под носом у ошеломленных американцев.

Проект стал приобретать вполне конкретные очертания в июле прошлого года, когда изнемогавший от бедности Остров свободы посетил председатель КНР Си Цзиньпин. Были подтверждены договоренности о заходах на Кубу китайских кораблей. Как утверждается, началась проработка вопроса о постоянном базировании там ракетного эсминца ВМС КНР.

Резко стало нарастать и экономическое присутствие Пекина на Кубе — китайские компании, например, строят там контейнерный порт, пытаются расширять другие инвестиции. Однако с военными связями произошел афронт: во второй половине прошлого года Гавана установила вначале тайные, а потом и явные контакты с США по нормализации отношений, что сулит Кубе огромные экономические выгоды. Судя по всему, именно тогда американцы в доходчивой форме объяснили кубинцам, что не желают видеть китайские корабли у своих берегов. Гавана послушалась и без особых предисловий проинформировала Пекин о том, что все договоренности о контактах по военно-морской линии аннулируются.

Японские источники уверяют, что такое непостоянство вызвало взрыв бешенства у руководства Китая, которое тем не менее не оставляет массированные попытки укрепиться в Латинской Америке. Судя по всему, это и давление на Вашингтон с целью ограничить свободу действий американцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В прошлом году помимо Кубы председатель Си Цзиньпин побывал в Бразилии и Аргентине. В нынешнем году активная дипломатия больших визитов продолжилась — отвечающий за экономику премьер Госсовета КНР Ли Кэцян только в мае посетил ту же Бразилию, а также Колумбию, Перу и Чили. Эти четыре страны Пекин считает опорными точками проникновения в Латинскую Америку, на них приходится 60% его торговли с регионом, объем которой уже составляет внушительную сумму — более 260 миллиардов долларов в год.

Результаты премьерского вояжа впечатляют: по данным китайских источников, товарищ Ли согласовал в четырех странах различные проекты с инвестициями на 100 миллиардов долларов. Но самым захватывающим пунктом договоренностей стало решение начать проработку головокружительного проекта сооружения первой в истории Трансамериканской железной дороги от атлантического побережья Бразилии до тихоокеанского побережья Перу.

Эта трасса длиной около 5300 километров должна пройти через джунгли Амазонии и высоченные Анды, а общие расходы на строительство магистрали превысят 10 миллиардов долларов. Помимо колоссального экономического значения проект имеет отчетливую стратегическую направленность — он лишает США транспортной монополии на соединение зоны Атлантического океана с бурно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом. Пока их связывает в основном только Панамский канал, находящийся под контролем американцев. Строительство железной дороги из Бразилии в Перу по китайскому проекту и на китайские деньги станет мощной транспортной альтернативой и, по замыслу Пекина, приведет к уменьшению глобального влияния США.

Схожую цель преследует и еще одно начинание — начавшееся в декабре прошлого года строительство судоходного канала из Тихого океана в Атлантический, который по инициативе китайского миллиардера Ван Цзиня должен пройти по территории полуголодной Никарагуа, где у власти находится бывший красный партизан Даниэль Ортега, большой друг Советского Союза. Если проект будет реализован, то у проходящего южнее Панамского канала появится серьезный конкурент. В связи с этим японские эксперты уверяют, что неожиданное решение президента Обамы начать процесс нормализации отношений с Гаваной было связано именно с этим первым стратегическим прорывом Пекина в Центральную Америку. Вашингтону, как утверждается, не улыбалась перспектива распространения китайского контроля не только на левый режим в Никарагуа, но и на коммунистическую Кубу братьев Кастро.

Большой никарагуанский канал будет протяженностью 276 километров, заметно длиннее Панамского (80 километров). Однако трасса Ван Цзиня станет шире и, главное, намного глубже. Панамский канал может пока пропускать суда водоизмещением до 150 тысяч тонн. По Никарагуанскому, если верить проекту, смогут ходить самые крупные в мире корабли водоизмещением до 400 тысяч тонн. Пропускная способность — более 5 тысяч судов в год.

В смету этого строительства, рассчитанного на пять лет, поначалу закладывалось 10 миллиардов долларов, но теперь ее увеличили до 50 миллиардов. Инвестировать в строительство канала уже согласились крупнейшие китайские корпорации, тесно связанные с государством и, в частности, с вооруженными силами. А координирует проект еще недавно никому не известная компания, зарегистрированная в Гонконге. Контракт века, кстати, был заключен втихаря, без конкурса. Сама Никарагуа не потратит на строительство ни цента (впрочем, у нее и денег нет), но зато отдаст готовый канал в управление китайцам на 50 лет с правом продления еще на полвека.

В Японии полагают, что создание Трансамериканской железной дороги и Большого никарагуанского канала — часть глобальной стратегии Пекина, который стремится в нынешнем столетии взять под контроль многие важнейшие транспортные трассы планеты. Что будет иметь, конечно, не только экономический, но и военно-политический эффект. Уже строятся скоростные железные дороги на северо-западе КНР, которые предполагается протянуть через бывшую советскую Центральную Азию к Каспию и Ирану, а это открывает путь в Турцию и далее в Европу. Это будет дополнено системой автомобильных магистралей, сопутствующими инвестиционными проектами, разработкой полезных ископаемых.

Одновременно Пекин официально выдвинул концепцию Морского шелкового пути для активизации перевозок с Востока Азии в Европу и Африку через Индийский океан. Для этого на китайские деньги будут модернизированы порты в Бангладеш, Пакистане, Шри-Ланке… Большой никарагуанский канал и порты в Перу в месте соединения с Трансамериканской железной дорогой дают невиданную ранее возможность создать опорные пункты Морского шелкового пути и в Америке, в непосредственной близости от США.

Впрочем, еще не факт, что грандиозные планы Пекина сбудутся без проблем. В Бразилии считают проект железной дороги через Анды неосуществимым и непомерным по затратам. Уже начались протесты в связи с угрозой разрушения уникальной экологической системы Амазонии, снабжающей кислородом весь земной шар. К тому же и американцы едва ли будут безучастно смотреть на проникновение Пекина в их «внутренний дворик». Изгнание китайских ВМС с Острова свободы показало, что Вашингтон готов к отпору.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow