Сюжеты · Общество

Учитель Михаил Эпштейн: «Слабое оправдание — не мы их учили…»

Директор школы просит прощения у друзей и коллег за действия своего ученика — уникальное явление в современном обществе. Но винит прежде всего себя

Этот материал вышел в № 57 от 3 июня 2015
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 57 от 3 июня 2015

23:05, 2 июня 2015Наталья Шкуренок

4896

23:05, 2 июня 2015Наталья Шкуренок

4896

Директор школы просит прощения у друзей и коллег за действия своего ученика — уникальное явление в современном обществе. Но винит прежде всего себя

«Дело в том, что тот самый сотрудник прокуратуры, который пришел в Центр развития некоммерческих организаций и способствовал присвоению ему статуса «иностранного агента», — выпускник моей школы Куницкий Макар Петрович, — пишет в своем открытом письме в Facebook Михаил Эпштейн, директор частного учебного заведения «Эпишкола». — Многие говорят, что конкретный исполнитель не виноват. Мол, понятно, что это заказ системы, а он только исполнил то, что его попросило сделать начальство. Но. Я не считаю правильным все списывать на систему. Всегда находятся конкретные исполнители. Помните, как у Е. Шварца в пьесе «Дракон»: «Меня так учили»… Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?»

Вечная тема: кто несет ответственность за поступки — только сам человек или доля ответственности лежит на его родителях, учителях? Об этом корреспондент «Новой» говорит с Михаилом Эпштейном.

— Ваша реплика в фейсбуке о выпускнике вашей школы, попавшем в нравственно сложную ситуацию в связи с необходимостью исполнять закон об «иностранных агентах», — не сиюминутная реакция, это результат жизненного опыта. Но ведь нечто подобное творится уже не первый год, почему сейчас вы так остро отреагировали?

— Достало. Хотя, конечно, поводом был шок от того, что моих любимых друзей закрывает мой выпускник. Но это и результат размышлений о том, что происходит в стране, что с этим делать, как помочь нашим детям пережить наступающие трудные времена, сохранив самоуважение и человеческое достоинство.

— Но ваш выпускник не совершил ничего незаконного!

— Конечно, в этом-то и дело! Но принимаемые в последнее время в стране законы приводят к противостоянию хороших людей… И тут вдруг оказывается, что в это противостояние втянуты близкие вам люди…

— Почему вы считаете, что ответственны за гражданскую позицию учеников?

— Для педагога это, наверное, естественная реакция. Да, учителя — не боги, но, на мой взгляд, доля нашей вины есть — мало уделяли внимания гражданскому воспитанию, нравственным коллизиям, возникающим в сложных социально-политических ситуациях. Мы, взрослые, не смогли предугадать, что в стране все так обернется. Что проблемы выбора между совестью и карьерой, которые стояли крайне остро в 30-е годы и позже перед нашими родителями и дедами, встанут и перед нашими детьми. Об этом их надо было как-то предупредить!

Не снимаю ответственность с нашего выпускника — он взрослый человек. Но мы десять лет участвовали в его гражданском становлении и мы тоже за его поступки отвечаем! Видимо, недоработали. Другой вопрос — что делать теперь? Как нам менять жизнь школы, понимая, что с проблемами такого выбора наши ребята будут сталкиваться все чаще? Мой текст в соцсетях был в первую очередь обращен к коллегам, часть которых считает, что нам надо обсуждать случившееся с разных позиций, с ребятами в том числе. Это продолжение нашего давнего педагогического спора — школа учит только физике и математике или школа учит гражданственности? У нашего выпускника положение непростое, выбор небольшой — либо соблюдать закон, либо — если он понимал, что соблюдая этот закон, он приносит несчастье другим, — уходить из системы. Это неслабая развилка, в которой человек оказывается из-за того, что творят наши власти.

— Вы со своим учеником разговаривали?

— Я написал ему письмо, он не ответил. Знаю, что еще несколько человек с ним пытаются связаться по телефону, по почте — пока безответно. Написал примерно то же, что и в фейсбуке: признал, что мы недоработали как педагоги. И высказал мнение, что, на мой взгляд, он должен сделать какой-то выбор, потому что все, похоже, катится к тому, что это будет не последнее его дело, и в конце концов он с коллегами-прокурорами может скоро прийти в школу, где работает его мама, в ту, где он сам учился…

— Никогда не слышала, чтобы педагогическая общественность брала на себя ответственность за то, что Чикатило такой вырос, что Ежов или Берия такое творили, — а ведь у них у всех учителя были…

— Слабое оправдание — не мы их учили… А этого парня воспитывали мы, и нам за него отвечать, простите! И думать, что делать дальше… Для большинства в обществе и для многих моих коллег эти законы еще мало что значат, многие педагоги и не знают, что такое некоммерческая организация. А для меня и нашей школы — это понятно и больно, потому что я живу этим делом уже почти 25 лет.

— Даже самого порядочного человека обстоятельства жизни, работы иногда ставят в такое положение, что он — вольно или невольно — переходит черту…

— Понятно, никто из нас не кремень, никого не хочу осуждать. Говорю о себе в первую очередь — я знаю, я чувствую, что с выпуском, где учился этот молодой человек, с его поколением мы не договорили про это. Не акцентировали специально внимание школьников на истории 30-х годов, на тех личностных коллизиях, которые у людей тогда возникали. Чтобы ребята прочувствовали проблемы и противоречия того времени, а не просто прочитали параграф и получили оценку. Не догадывался я 10 лет назад, что эти времена так быстро начнут возвращаться… Близорук, значит, был.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

11 часов назад

Что произошло за день 8 мая. Коротко

важно

2 дня назад

Amnesty International повторно признала Алексея Навального узником совести

выпуск

№ 48-49 от 7 мая 2021

Slide 1 of 11
  • № 48-49 от 7 мая 2021

Топ 6

1.
Репортажи

Интернат В закрытых психоневрологических заведениях сегодня живут 177 тысяч россиян. Большинство из них там и умрут. Елена Костюченко и Юрий Козырев провели несколько недель в ПНИ

518492

2.
Комментарий

Есть вещи пострашнее SWIFT Евросоюз угрожает отказаться от российской нефти и газа — и на этот раз вполне серьезно. Объясняет Максим Авербух

382308

3.
Интервью

Девочка, которая потеряла Конституцию 11 мая студентке МГУ Ольге Мисик выносят приговор за «осквернение будки» Генпрокуратуры

261334

4.
Комментарий

Патриарх обличал не ту тиранию Как оппозиция на Пасху решила, что глава РПЦ вдруг перешел в ее стан

151972

5.
Колонка

Новые лишенцы Депутаты всех фракций Госдумы задумали отнять у россиян избирательные права

139767

6.
Сюжеты

Казни, изнасилования, грабежи Во Франции вышло расследование о «бесчинствах российских наемников» в ЦАР. Вот самое главное

110195

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera