РасследованияПолитика

Дело заочников. Что происходит с расследованием убийства Бориса Немцова

Этот материал вышел в номере № 57 от 3 июня 2015
Читать
Попробуем ответить на несколько вопросов, которые будоражат общественное мнение
Фото: Евгений Фельдман / «Новая»
Фото: Евгений Фельдман / «Новая»

«Новая газета» с помощью своих источников информации в Чечне, правоохранительных органах и специальных службах России продолжает пристально следить за тем, что происходит с «делом Немцова». За прошедший месяц случилось многое — правда, больше на медийном поле, которое активно используют адвокаты арестованных и, судя по всему, заказчики убийства для противодействия следствию. Попробуем ответить на несколько вопросов, которые будоражат общественное мнение.

Почему сняли следователя?

Действительно, генерал-майор юстиции Игорь Краснов более не возглавляет следственную группу по расследованию убийства Бориса Немцова. Однако говорить о том, что он был отстранен от дела по каким-либо причинам, не очень точно. В структуре Следственного комитета создано новое управление, в котором собраны теперь все старшие следователи по особо важным делам при председателе СК — то есть те, которых назначает президент своим указом. Исполняющим обязанности начальника этого нового подразделения, фактически выведенного из структуры СК, с прямым подчинением руководителю ведомства и стал следователь Краснов. Он осуществляет непосредственный контроль за делами, находящимися в производстве у «важняков», в том числе и за «делом Немцова», расследование которого поручено генерал-майору Николаю Тутевичу.

Тутевич известен по расследованию убийства Руслана Ямадаева, терактов в московском метро, сейчас завершает следствие по делу бывшего заместителя начальника управления по расследованию особо важных дел СК по Москве Рашида Анкоси, обвиняемого во взяточничестве.

Почему допрашивают политиков?

Недоумение, на первый взгляд, вызывают вызовы на допрос в качестве свидетелей оппозиционных политиков, близко знавших Бориса Немцова. Конечно, вряд ли Рыжков, Гудков или Касьянов знают какие-либо существенные обстоятельства убийства. Но при расследовании любого подобного преступления следствие обязано собрать все данные, характеризующие и погибшего, и его деятельность, — для того, чтобы доказать мотив, которым руководствовались преступники. Безусловно, все знают, что Борис Немцов был политиком и общественным деятелем, критиковавшим действующую власть, но в уголовном деле об этом должны быть показания. Если таковые есть, то и мотив убийства, о котором рассказывают арестованные: «был предателем России», «критиковал нашего лидера» и т.д. — доказан и будет понятен присяжным.

Кто новый подозреваемый?

Ряд СМИ не так давно вышел с «сенсацией»: в деле появился новый подозреваемый — Руслан Мухудинов, якобы именно он значится в показаниях арестованных под именем Русик, и он как раз и есть тот человек, который снабдил подозреваемых оружием и оплатил «заказ». Подтекст публикаций читался между строк: вот он — настоящий организатор, а Руслан Геремеев совершенно ни при чем. Как справедливо заметил адвокат семьи Бориса Немцова Вадим Прохоров — это попытка увести следствие и общественное мнение от фамилии высокопоставленного военнослужащего и родственника еще более высокопоставленных граждан.

На самом деле о Мухудинове, который шоферил на Геремеева, было известно с самого начала (о чем «Новая газета» писала неоднократно). По его поводу, как и по поводу его начальника, еще в середине марта ушли в УФСБ по Чечне следственные поручения: задержать и доставить в Москву на допрос. Которые до сих пор не исполнены. И если о том, где сейчас находится Геремеев, выдвигаются самые разнообразные версии, то Мухудинов исчез бесследно. Скорее всего, он действительно выполнял курьерские обязанности и передавал «ствол» и деньги, но вот по поводу того, чьи они были, достоверные на 100% показания мог бы дать только Мухудинов.

Где пистолет?

Подозреваемые в своих показаниях активно пытались запутать следствие по этому вопросу. Потому водолазам и пришлось обследовать дно Москвы-реки около Кремля. Нашли даже два пистолета — оказалось, не те. Обыскали и близлежащие помойки.

Судя по всему, орудие убийства вывез в Чечню тот же Мухудинов уже после того, как подозреваемые покинули столицу.

Пистолет, который нашли в Ингушетии в доме родственников предполагаемого киллера Дадаева, сейчас проходит баллистическую экспертизу; вполне вероятно, что это — тот самый.

Как они уехали из Москвы?

28 февраля — на следующий день после убийства Немцова — камеры видеонаблюдения зафиксировали ныне арестованного Анзора Губашева и убитого при задержании в Грозном Беслана Шаванова в московском аэропорту. На следующий день, 1 марта, улетели Руслан Геремеев и Заур Дадаев — их привез на черном «мерседесе» Руслан Мухудинов.

Это подтверждает рассказ родственников Дадаева, с которыми разговаривали корреспонденты «Новой газеты»: они уверяли, что Дадаев и улетал в Москву, и вернулся оттуда «вместе со своим командиром» — замкомбата батальона «Север» ВВ России Русланом Геремеевым.

Когда был уволен Дадаев?

Официальная версия, которую выдвинуло командование внутренних войск на Северном Кавказе, такова: Дадаев вернулся из отпуска 28 февраля, в субботу, и тем же днем был уволен по собственному желанию. Ну во-первых, в субботу никого не увольняют, во-вторых, Дадаев не мог быть 28 февраля в расположении своей части, так как вылетел из Москвы лишь 1 марта, и, в-третьих, в последующие дни — 2, 3 и так далее марта — его видели на службе. Остается предположить, что уволен он был задним числом, как только стало известно о его задержании.

То есть — на момент убийства Дадаев был действующим офицером внутренних войск.

Где Геремеев и что с ним будет?

Все время, пока чеченские чекисты судорожно искали Руслана Геремеева по всей необъятной Чечне, он спокойно проживал в родовом селе Джалка. Затем ему выправили подложный загранпаспорт, и Геремеев спокойно вылетел в Дубай. Между тем дела семьи Геремеевых заметно пошли в гору — многие родственники подозреваемого продвинулись по карьерной лестнице или получили хорошую работу.

В данный момент следствие продолжает выяснять, какова была роль Геремеева в убийстве, и, судя по всему, после того, как определенные доказательства будут собраны, СК выйдет в суд с ходатайством о заочном аресте (Мухудинова — тоже).

Далее можно подавать в международный розыск и требовать экстрадиции. Но если из Чечни у нас, как известно, выдачи нет, то в Дубай, видимо, нет запроса.

Иначе как объяснить, что там до сих пор (пусть и в тюрьме за грабеж) находится предполагаемый убийца журналиста Пола Хлебникова — Дукузов (под фамилией Балаев)?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow