СюжетыПолитика

Спекуляции о досрочных выборах в Думу: под ударом Конституция и Дмитрий Медведев

Для реализации этой идеи, судя по всему, придется уговорить Госдуму пойти на самороспуск

Этот материал вышел в номере № 55 от 29 мая 2015
Читать
Для реализации этой идеи, судя по всему, придется уговорить Госдуму пойти на самороспуск
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Предложение о переносе думских выборов 2016 года с декабря на сентябрь так стремительно обрастает поддержкой ВИП-персон, что можно не сомневаться: идея одобрена с самого «верха». Правда, для реализации этой «плодотворной дебютной идеи», судя по всему, придется уговорить Госдуму пойти на самороспуск. И совершенно не факт, что она легко на это согласится.

Официальные аргументы, выдвигаемые сторонниками переноса, совершенно беспомощны. Мол, как уверяет спикер Госдумы Сергей Нарышкин, «осенью Государственная дума принимает один из самых важных законов года — закон о бюджете на следующий год и на предстоящую трехлетку», и нести отвественность за него должны будут уже депутаты нового созыва.

Ну и что? Двадцать лет бюджет принимала «уходящая» Дума — и это никак не влияло на его качество. Более того, перенос выборов означает, что принятие одного из сложнейших вопросов, входящих в компетенцию депутатов, станет практически началом их парламентской работы. Пройти без сложностей этот процесс может только в двух случаях: либо состав парламента останется прежним, либо сохранится полная подконтрольность парламента президенту и правительству, когда депутаты послушно голосуют за то, за что спущено сверху, не особо вчитываясь в содержание.

Впрочем, перенос выборов на сентябрь как раз и направлен на выполнение этих условий. И подлинные (а не декларируемые) его цели просты:

во-первых, снизить явку на выборы и тем самым увеличить влияние фальсификаций, а во-вторых, затруднить для оппозиции проведение избирательной кампании, перенеся ее на время летних отпусков, когда резко снижается эффект от предвыборной агитации.

Юридическая сторона вопроса такова. Согласно закону об основных гарантиях избирательных прав, в год думских выборов «единый день голосования» — второе воскресенье сентября, когда проводятся региональные и местные выборы, — совмещается с днем выборов Госдумы в декабре.

Но для того, чтобы все эти выборы, начиная с думских, сдвинуть на сентябрь, недостаточно изменить федеральный закон (что при нынешнем составе Госдумы не представляет сложностей). Надо менять еще и 96-ю статью Конституции, в которой срок полномочий Госдумы установлен в пять лет. Сократить его, не меняя Конституцию, нельзя.

Уже появившиеся в СМИ предположение о том, что можно не менять Конституцию, а провести выборы Госдумы в сентябре, но работать избранные депутаты начнут-де только после истечения срока полномочий Госдумы в декабре, критики не выдерживает. Мешает 99-я статья Конституции, по которой парламент собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания.

Таким образом, для переноса думских выборов на сентябрь остается две возможности: или менять Конституцию, или организовать досрочное (не позднее мая — июня 2016 года) прекращение полномочий Госдумы.

Первый вариант, в принципе, реализуем, хотя и не очень простым путем: придется устанавливать для Госдумы этого созыва сокращенный срок полномочий (четыре года и девять месяцев), а для всех последующих — сохранять прежние пять лет.

Второй вариант может быть реализован двумя путями. Либо парламент распускает президент, либо он распускается сам. Президент, в соответствии со статьями 111 и 117 Конституции, может распустить Госдуму в трех случаях. Первый их них: президент отправляет правительство в отставку, вносит кандидатуру премьер-министра — а Госдума триждя ее отклоняет. Второй: Госдума дважды в течение трех месяцев выражает недоверие правительству, а президент предпочитает сохранить правительство, но распустить парламент. И третий: правительство ставит перед Госдумой вопрос о доверии, его не получает, и президент, сохраняя правительство, распускает парламент.

В принципе, все эти случаи возможны — таким путем, в том числе, Владимир Путин может решить задачу смены правительства Дмитрия Медведева вместе с ним самим. О чем говорят уже давно.

Что касается самороспуска Госдумы, то он возможен — но технически непрост. Для этого надо, чтобы исчез кворум — то есть, более половины депутатов сложили полномочия. Договориться об этом для Кремля не так сложно (учитывая, что верные жириновцы идею переноса уже поддержали). Но, поскольку парламент выбирался по партийным спискам, надо, чтобы от вакантных мандатов отказались все кандидаты из соответствующих избирательных списков образца 2011 года. И здесь могут возникнуть отдельные трудности.

Впрочем, суть дела не только в этом. Любой из вариантов — что с роспуском Думы президентом, что с ее самороспуском, — означает, что нынешние депутаты пойдут на досрочные выборы, в том числе по одномандатным округам, которые теперь возвращены, будучи «никем». Не имея никакого властного статуса, никаких служебных возможностей и никаких записей в избирательном бюллетене о том, что они являются действующими депутатами (что обеспечивает серьезный «бонус» при голосовании).

Подобное «развоплощение» понравится далеко не всем. Точнее, почти никому не понравится. И здесь может забуксовать даже обычно безотказный механизм единороссовского послушания начальству.

Правда, время для обдумывания всех этих комбинаций еще есть. Пока что идея «вброшена» скорее для обсуждения, чем для немедленной реализации. Конечно, Кремль сделает все, чтобы максимально подогнать правила выборов под желаемый результат, создав максимум препятствий для оппозиции.

Но одно радует: судя по начавшемуся процессу, истинные рейтинги партии власти существенно отстают от рисуемых придворными социологами.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow