СюжетыКультура

Канны открылись психодрамой

Кинофестиваль стартовал с ленты Эммануэль Берко о трудной жизни подростка, а Charlie Hebdo обидел карикатурой актрису Катрин Денев

Этот материал вышел в номере № 49 от 15 мая 2015
Читать
Кинофестиваль стартовал с ленты Эммануэль Берко о трудной жизни подростка, а Charlie Hebdo обидел карикатурой актрису Катрин Денев

Неожиданным стало решение устроителей главного мирового кинофорума открыть занавес Канн не слезливым блокбастером вроде «Принцессы Монако», не пышным мюзиклом вроде «Мулен Руж», и даже не свежим зубодробильным дизель-панк-боевиком «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера (фильм стартует в эти дни и в России) — но скромной психологической драмой о трудном подростке. Вместо нарядного торта, обильно приправленного звездами и костюмами, горькое лекарство. Словно Тьерри Фремо вместе с отборщиками решил с первой же минуты начать дискуссию о болезнях и злостных противоречиях современного общества. И «принципиальный и жалостливый взгляд» (так называлась картина по сценарию Ренаты Литвиновой) режиссера Эммануэль Берко в фильме «С высоко поднятой головой» — нисколько не отменяет актуальности ее «заявления».

Берко трудно причислить к сонму звезд мировой режиссуры, но она мастерица по конструированию психодрам на грани нервного срыва.

Начиная с короткометражных «Каникул» исследует тему взаимоотношений тинэйджеров и взрослых, поначалу исключительно как историю запретных чувств — в духе своего кумира Набокова. В удостоенном приза каннской секции Cinefondation «Клемане» она поведала фраппирующую историю любви взрослой женщины и 13-ти летнего мальчика. Юная Люси из невыразительной ленты «Задний план» маниакально обожает поп-звезду. Студенты, вынужденные заниматься проституцией — герои «Моих дорогих уроков».

В основе конфликта нового фильма — напряженные, весьма запутанные взаимоотношения двух миров: взрослого и подросткового. Взрослые: судья по делам несовершеннолетних (Катрин Денев) и воспитатель исправительного учреждения (Бенуа Мажимель) пытаются спасать вязнувшего в неблагополучии тинейджера. За судьбой малолетнего преступника Мэлони (Род Парадо) следим на протяжении 12 лет. Первый кадр сконцентрирован на серьезном лице шестилетнего малыша. Взрослые — за кадром: инфантильная мамаша готова отказаться от ребенка, у нее еще малыш на руках, ей с двумя не справиться; судья безуспешно пытается ее облагоразумить. Перед следующим приходом повзрослевшего но уже неуправляемого Мэлони судья благоразумно уберет со стола ножницы и вазу с цветами. Этот «лишний», никому не нужный подросток может в мгновенье сорваться, превратиться в кипяток и ошпарить любого, попавшего под руку. Но одному ему не справиться с захлестывающей ненавистью и обидой, не выплыть из моря страхов. Поэтому совет «держать выше голову» — для него вопрос выживания.

Роман взросления сорвиголовы вписан в панораму французской ювенальной системы: от детприемника до лагеря для трудных подростков и тюрьмы для несовершеннолетних. Ставя универсальные остросоциальные вопросы, Берко показывает, как «функции» — те, кто по долгу службы обязаны заниматься трудными детьми, превращаются в страдающих, уязвимых людей, можно сказать, в ответственных родителей. Очевидно: без подобного «превращения» невозможно смягчить ожесточенное сердце, раскрыть сжатый до белых косточек кулак. Но где взять силы для подобного подвижничества. В какой-то момент уже не скажешь с определенностью: кто кого спасает.

Режиссер и актриса Эммануэль Берко (она играет в конкурсной картине «Мой король» Майвенн Ле Беско), ученица Робера Оссейна и Жан-Люка Тардье, смешивает суровую документальность с жирной мелодрамой, житейский реализм с авторским видением, мотивы классических «Карманника» и «Четыреста ударов» с недавним «Полисс» ее постоянного соавтора Майвенн Ле Беско (псевдодокументальное наблюдение за жизнью полицейской бригады по защите несовершеннолетних).

«С высоко поднятой головой» можно упрекнуть в чрезмерности, назидательности, вкусовым погрешностям (ближе к сентиментальному финалу юный герой сам становится отцом, берет на себя ответственность и за свою, и за новую жизнь). Но нельзя не отметить важности картины, вгрызающейся в круг тупиковых вопросов и проблем, волнующих сегодня европейское и прежде всего французское общество. Подростки из неблагополучных районов устраивают погромы, сжигают машины, социальный раскол становится главной темой политических дебатов.

В одном из эпизодов фильма мы вглядываемся в лица «неблагополучных», замерших у белой тюремной стены — по большей части выходцев из африканских и арабских стран. «Не бойся, — говорит Мэлани, одному из них, — онине такие страшные, они — нормальные». Они — это взрослые.

Воспитатели. Опекуны. Педагоги. Охранники. Они могут научить писать. Помочь выбраться из капсулы безнадеги и одиночества, из нескончаемой зоны турбулентности.

Тема ответственности за близких в круговороте внутрисемейных проблем может стать доминантной в программе. «Наша младшая сестра» — прозрачная фреска известнейшего японского режиссера Хирокадзу Коре-еда. Вновь, как и в прежних фильмах автора акцент не на сюжетных перипетиях (хотя тема украденного детства присутствует и здесь), но в неоднозначности, переливах смыслов. Достоинства картины с явной чеховской интонацией — в «надтекстовом» пространстве полутонов, взглядов, напряженном внутреннем существовании героев. Эта неспешная, порой чрезмерно красивая картина, в сравнении с важным, но несколько истеричным высказыванием Эммануэль Берко явно выигрывает.

Перешагнувшая 70-тилетний рубеж Катрин Денев приехала в Канны представлять картину Берко, в которой сыграла символ справедливой и человечной Фемиды. И неожиданно для себя икона европейского кино оказалась в центре скандала. На обложке Charlie Hebdo Денев изобразили в виде отвратительного розового куба. Подпись под рисунком: «Подозрительный пакет на набережной Круазетт». Доброхоты в Сети уже объяснили: причина появления карикатуры — беспрецедентные меры предосторожности на Каннском кинофестивале. Известно, что в этом году охрана форума многократно усилена. Свежи в памяти и февральское нападение на военный патруль в Ницце, и многократные дерзкие ограбления в Каннах, и расстрел в редакции Charlie Hebdo.

Катрин Денев сообщила журналистам, что еще не видела новый номер журнала, с ледяным спокойствием резюмируя неприятную новость: «Надеюсь, это хотя бы смешно. Хотя рисовать меня в виде пакета — омерзительно».

Быть может, дабы сгладить неприятный инцидент Министр культуры Франции Флер Пеллерин не просто встретила на вершине красной дорожки съемочную группу фильма «С высоко поднятой головой», но и успела тет-а-тет поговорить с Катрин Денев.

Полицейские, прибывающие в Канны из разных регионов Франции, растворяются на многолюдной в фестивальные дни набережной Круазетт, сдерживая поклонников и зевак, регулируя движение лимузинов, сканируя всех входящих в фестивальный Дворец, и, конечно же, охраняя звезд.

В первый же фестивальный день по красной лестнице в зал Люмьеров поднимались: Джулианна Мур, Наоми Уотс, Гилермо дель Торо, Натали Портман, Сиенна Миллер, Софи Марсо, Росси де Пальма, братья Коэны, прозванные здесь «двухголовым президентом жюри». Канны-2015 призваны демонстрировать преемственность в мировом авторском кинематографе. Фестивальную афишу украшает фото легендарной Ингрид Бергман, ее дочь Изабелла Росселлини возглавляет жюри программы «Особый взгляд». А президентство в жюри Коэнов должно напомнить о братьях Люмьер: первый публичный киносеанс состоялся 120 лет назад.

Ведущим церемонии открытия вновь стал актер Ламберт Уилсон. («Матрица…», «Живот архитектора», «Без изъяна»). Интеллектуал, сама элегантность. Как-то он заметил: «Наш мир написан на непонятном, порой дрянном сленге, но фильмы переводят его на универсальный язык. Без света кино каждый из нас остается во тьме своего неведения». Подтвердит ли каннская программа его слова или опровергнет — увидим в ближайшее время.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow