КолонкаПолитика

Телевизор объяснил непонятливым: теперь у народа есть не одна победа, а две

Где кончается мифотворчество и начинается фальсификация?

Этот материал вышел в номере № 48 от 13 мая 2015
Читать
Где кончается мифотворчество и начинается фальсификация?
Изображение

В первомайские праздники на подступах к Пушкинской площади разразились позиционные бои любителей Путина. Примерно год назад в тени «Макдоналдса» появились дизайнерские футболки с изображением президента. А недавно тут же раскинули шатер «Сердца России». Трепетные «Сердца» в пику конкурентам промышляют футболками двух типов: «Спасибо деду за победу» и «Я друг Путина».

Причудливый российский маркетинг безошибочно угадал иерархию актуальных ценностей: деда вместе с победой отдают за 999 рублей, а друга Путина — за 1399 рублей.

И, что удивительно, праздник Победы данную иерархию не только не ослабил, но, напротив, укрепил. Материализация духов случилась непосредственно на трибуне парада, где между двумя ветеранами задумчиво развалился монументальный Хирург (без мотоцикла).

Вообще сам по себе этот день — тяжелое испытание для ТВ. Не только потому, что 9 Мая павшие и живые смотрят в глаза другу другу. Но и потому, что концентрация экранной фальши превышает допустимые санитарные нормы. В прошлом году, однако, все переменилось. Нет, концентрация фальши осталась и даже приумножилась. Просто сам праздник безоговорочно превратился в главный оплот идеологии. «Путин на передовой», — эхом повторяли государственные телеканалы сокровенное. Присоединение Крыма открыло новое летоисчисление. Отныне 9 Мая станет двойным Днем Победы — общим, российским, и личным, путинским.

Нынешние торжества упрочили позиции Владимира Владимировича «на передовой». Он проводит мудрую внешнюю политику, вследствие чего потенциальное поражение (отсутствие на параде западных лидеров) оборачивается крупной победой на китайском фронте. В эфир запускается основополагающее полотно «Россия и Китай. Сердце Евразии», где имеется интервью Путина и поразивший мое воображение внук Конфуция в 75-м поколении. Президент впервые объявляет минуту молчания на параде. Он виртуозно дирижирует Красной площадью, мощнейшей техникой, видными политиками, ветеранами, друзьями. Он вливается в ряды, точнее, в первый ряд «Бессмертного полка» с портретом отца-фронтовика. Народное ликование эффектно оттеняет строгость и сдержанность главного победителя. Разрозненные мелодии праздника сливаются в мощную симфонию, основная цель которой — оправдание Крыма.

Теперь у народа есть не одна победа, а две. Для тех, кто этого не понял, 9 Мая, в лучшее вечернее время, канал «Россия» повторяет документальный фильм «Крым. Путь на Родину», основанный на пространном разговоре с Путиным.

Второй главный победитель — телевизор. Из него народонаселение узнает о своих мыслях, чаяниях, предпочтениях. Даже о погибших в войне родственниках все разом вспомнили по команде из ящика. И все бы ничего, акция прекрасная, если бы не количество возбужденных канальских комментаторов в эфире. Мизансцены выстраиваются примерно следующим образом. Екатерина Коновалова наступает на ветерана: «Я знаю, вы пришли пешком из Грузии». «Из Еревана», — скромно потупился ветеран. Коновалова радостно кивает ухоженной головой. Градус истерики повышается с каждым включением. Ее кульминацией становится вопль человека, похожего на Бориса Корчевникова: «Наши деды лежали в одной окопе». Умильное юбилейное словоблудие стремительно обесценивает суть происходящего. Язык наступающих на пятки друг друга комментаторов не описывает реальность, а профанирует ее.

Впрочем, воспитанные телевизором соотечественники нуждаются не в правде, а в мифе.

И вот уже пламенный Проханов рассуждает о Победе как о новой религии, у которой есть свои святые вроде 28 панфиловцев. Господин сочинитель, конечно, знает, что подвиг панфиловцев целиком и полностью придуман советскими журналистами, но миф важнее правды.

Да что там Проханов, мастера канала «Россия» решили Булгакова подправить. Запустили в праздники повтор сериала «Мастер и Маргарита», где явлено очередное чудо. Берлиоза не сбивает трамвай, его отсеченная голова больше не катится вдоль Патриарших. Ключевую сцену романа просто вырезали — чтобы не омрачать праздники народонаселению сценой насилия. Благо праздничное народонаселение вряд ли задумается над тем, что именно стало причиной помешательства Ивана Бездомного, прошедшего с иконкой на груди свой крестный путь в центре Москвы.

Если Берлиоз жив, то все дозволено. Мы не фальсифицируем историю, мы ее просто урезаем. Вообще, вопрос интересный: где заканчивается мифотворчество и начинается фальсификация? 70-летие Победы — достойный повод для того, чтобы заняться им серьезно. Но проблема всестороннего осмысления в очередной раз отменяется. Раз уж президент решительно корректирует свои же воззрения на пакт Молотова—Риббентропа, что говорить о других, более мелких трактовщиках истории. Тем более перед ними открылись новые горизонты. В комментариях к параду на НТВ услышала многообещающее свежее определение — «попытки оскорбить чувства потомков тех, кто погиб на великой войне». Завидую людям с таким тонким чувствительным аппаратом. Трудно вообразить, что их может оскорбить в следующую минуту, но что-то непременно может. Жаль, в наших широтах не водятся внуки Конфуция. Они бы рассказали нам, неразумным, как следует жить.

«Давайте вслушаемся в звенящую тишину Красной площади», — говорит Сергей Брилев, не перестающий ни на мгновение лепетать нечто оптимистическое. Да мы, дорогой Сергей, только и делаем, что годами, десятилетиями вслушиваемся в эту звенящую тишину.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow