КолонкаПолитика

К микросоциальному партнерству

Зачем России территориальное общественное самоуправление?

Этот материал вышел в номере № 44 от 27 апреля 2015
Читать
Зачем России территориальное общественное самоуправление?

Как-то в беседе с социологом один из участников ТОС-проекта привел его к подвесному мосту через северную речку Покшеньга: «Вот видишь этот мост, мы его построили сами, быстро, надежно и дешево, своими силами, конечно, и при поддержке муниципалитета и государства. А если бы этот мост строило только государство, то оно строило бы его в пять раз дольше, дороже и менее качественно…»

ТОСы — проекты территориального общественного самоуправления — возникли в рамках 131-го закона о местном самоуправлении РФ как форма самоорганизации граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления инициатив местного значения. Суть деятельности ТОСов сводится к определению оптимальных путей решения местных проблем путем добровольного сотрудничества жителей.

ТОСы сейчас превращаются во многих регионах в лаборатории микророста социальной ответственности и самоорганизации местных сообществ, стремящихся перейти от повседневного выживания к развитию. Опыт ТОС-движения пока изучен слабо. Наряду с регионами-лидерами ТОС-движения, такими как Архангельская, Белгородская области, ряд Поволжских республик, в России есть регионы, где о ТОСах по-прежнему мало что известно.

В то же время ТОСы оказываются чрезвычайно полезными и эффективными именно на бедных, маргинальных сельских территориях. Именно там развитие самоорганизация, как правило, приносит наиболее значимый и быстрый социальный эффект. Кстати, ТОС — это не специфически отечественный институт. Его аналог — европейское движение «ЛИДЕР», имеющее очень много общих черт с российским ТОСом и активно развивающееся, например, в сельских районах Финляндии.

Каковы наиболее типичные, конкретные формы деятельности ТОСов? Для ответа на этот вопрос Центр аграрных исследований РАНХиГС провел специальное исследование. Летом 2014 года группа наших социологов методами включенного наблюдения исследовала особенности работы ТОСов в Архангельской области, одном из типично депрессивных сельских регионов РФ.

По частому мнению опрошенных архангельских респондентов, ТОСы имеют порой большее значение в развитии местной самоорганизации, чем собственно муниципалитеты. ТОСы с муравьиной настойчивостью обустраивают и локальные территории: строят и ремонтируют местные дороги, мосты, клубы, детские площадки, школы, церкви, проводят общественные мероприятия.

Развитие таких проектов зависит от наличия в местном сообществе группы активных и социально ответственных граждан, регистрирующих свой ТОС, через него выдвигающих проекты местных социальных инициатив на конкурс муниципальных и областных грантов. Одна из причин успешного развития движения именно в Архангельской области заключается в удачно найденной формуле софинансирования. В среднем сумма поддержки проекта здесь составляет 200 тыс. рублей. Выделенная сумма складывается, как правило, из трех составляющих: 10% — деньги самих участников ТОСа, 20 или 40% — деньги районного бюджета, 50 или 70% — деньги области. В результате небольшие суммы каждого такого проекта находятся под постоянным прозрачным контролем.

В ТОС-инициативы вовлекаются самые разнообразные слои сельского населения: работники местных аграрных предприятий, сельская интеллигенция, представители малого бизнеса, пенсионеры и дачники. ТОСы сплачивают профессионально и нравственно сильных людей на селе, дают зримые образцы улучшения окружающей среды прежде всего собственными усилиями местного сельского сообщества. Если обращаться к историческим аналогиям, то в начале XXI века развивающееся ТОС-движение в России чем-то напоминает развитие кооперативного движения в России XX века.

Что следовало бы сделать для развития ТОС-движения в стране? Во-первых, провести всероссийское совещание по результатам и перспективам ТОС-движения с участием в нем всех заинтересованных сторон социального партнерства. Во-вторых, создать образовательные и информационные структуры, анализирующие и распространяющие положительный опыт работы ТОСов. Наконец, разработать программу поддержки ТОСов именно в Нечерноземье, Сибири и на Дальнем Востоке, дополняя тем самым отдельные дорогостоящие мегапроекты многочисленными проектами локального социального партнерства.

Александр НИКУЛИН директор Центра аграрных исследований РАНХиГС

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow