С-300. Фото: РИА Новости В центре скандала — «оружейная сделка» на 800 миллионов долларов, которые получит Россия от Ирана за пять комплексов ПВО С-300. Президент РФ уже объявил о снятии эмбарго с поставки этих систем. И тут же следом появилась неофициальная информация, что в ответ на демарш России Израиль вооружит Украину.
Запрет на поставку вооружений Ирану был наложен бывшим президентом Дмитрием Медведевым в 2010 году. Российские власти приостановили контракт, подписанный за пять лет до этого, после введения ООН санкций в отношении Исламской Республики. Тогдашний президент Ирана Махмуд Ахмадинежад был взбешен, грозил России международным судом и заявлял, что в ответ Иран разработает свои ПВО — гораздо более мощные, чем уже устаревшие к тому времени С-300.
Сегодня Иран и Россия пришли к новому соглашению о военном сотрудничестве. И речь снова зашла об С-300.
В Москве утверждают, что комплексы С-300, предназначенные только для обороны, не способны изменить ситуацию на Ближнем Востоке, поэтому шумиха вокруг поставок не имеет оснований. Тем не менее конфликт двух заклятых врагов — Ирана и Израиля — нарастает. Вопрос в том, какие меры примет Израиль на этот раз и имеет ли Иран право на оборону, что он будет защищать и от кого?
Иран начал развивать свою ядерную программу еще в 50-е годы. С участием дружественного тогда Израиля Тегеран приступил к научным исследованиям и строительству атомной электростанции в Бушере. После победы исламской революции Иран разорвал отношения с Израилем. И, спустя сорок с лишним лет, оказался в нескольких шагах от создания атомной бомбы. Когда мир увидел, какого размаха достигли «научные» эксперименты Исламской Республики, Израиль заявил об угрозе ядерной войны на Ближнем Востоке. И начал всерьез обсуждать возможность бомбардировки ядерных объектов Ирана. Смогут ли системы российских ПВО защитить эти объекты от израильского удара? В Израиле утверждают, что не смогут.
Между тем военный обозреватель Рон Бен Йишай не исключает, что некоторые части С-300, например элементы управления, уже доставлены в Иран. Однако, отмечает он, поставки не представляют серьезной угрозы и не могут напугать Израиль так, как хотели бы того иранцы.
В Израиле открыто намекают на возможность пересмотра отношений с Россией на фоне заигрывания Москвы с Тегераном. Премьер Биньямин Нетаньяху связался с Путиным после его заявления о снятии эмбарго на поставки С-300 в Иран. «Этот шаг приведет к усилению иранской агрессии и подрыву безопасности во всем ближневосточном регионе», — заявил Биби. Звонок этот израильская общественность посчитала формальностью. Реальное возмущение выразили другие израильские политики.
— Решение Москвы будет непосредственно способствовать развитию террора на Ближнем Востоке. Иран передаст комплексы своим агентам в Сирии, Йемене и других странах, — заявил министр обороны Моше Яалон.
Россия считается с Израилем, когда речь идет о ее собственных интересах, утверждают наблюдатели.
Снятие Москвой эмбарго восприняли в Израиле как провал политики Биньямина Нетаньяху и министра иностранных дел Авигдора Либермана. Они старательно сохраняли нейтралитет в отношении Украины, делали вид, что не замечают поставок российского оружия в Сирию, лишь бы не раздражать Путина.
«В понедельник Россия дала хлесткую пощечину и Америке, и ее союзнику — Израилю, — утверждает политолог Алекс Фишман. — Путинское решение снять запрет на поставку комплексов С-300 Ирану напоминает, что Израиль и администрация Обамы в одной лодке».
Тем временем Иран торжествует. Его дипломатические победы следуют одна за другой. Министр обороны Исламской Республики Хусейн Дегхан называет решение России отменить эмбарго шагом к обеспечению стабильности в регионе.
Но мы всегда консультируемся со всеми. Один раз отменяли контракт на С-300 и возвращали большую предоплату — после того как Израиль посчитал, что из-за наших С-300, которые мы поставляли в одну из стран Ближнего Востока, у них «не один самолет не взлетит».
Обсуждаемое в Лозанне рамочное соглашение «шестерки» и Ирана предполагает дальнейшую отмену санкций против страны, живущей по законам шариата. Преследуя свои интересы, вполне цивилизованные продавцы и покупатели оружия и нефти выстроились в очередь к Ирану. Режим аятолл усиливает свои позиции на международной арене.
Министр по делам разведки Израиля Юваль Штайниц считает, что ответственность за происходящее на Ближнем Востоке лежит на США и странах Европы, идущих на рамочное соглашение с Ираном, а поставку российских ПРО — прямым следствием «легитимации, которую дает Ирану будущая сделка».
Израиль напрямую обвиняет американского президента в слабости и неспособности контролировать гонку вооружений и развитие демократии в регионе. Израиль настаивает на том, что только санкции способны остановить иранскую ядерную угрозу.
В этой ситуации, утверждают эксперты, самой эффективной стратегией для Израиля станет формирование мощного лобби в Конгрессе США, выступающего за возобновление и усиление санкций. Именно там и будет в ближайшие месяцы решаться исход переговоров с Тегераном.
После трех часов совещания с членами правительства премьер-министр Биньямин Нетаньяху сделал заявление по поводу спорного рамочного соглашения:
«Эта сделка представляет серьезную опасность для региона и для всего мира. Она ставит под угрозу само существование Государства Израиль. Сделка узаконивает ядерную программу Ирана».
«Между тем, — уверен министр Штайниц, — иранцы продолжают вооружать террористические группировки вокруг нас. Они вооружают Хезболлу на севере, поддерживают боевые действия в Сирии и, конечно же, в Йемене. Десятки миллионов долларов переводятся в сектор Газа, ХАМАС и «Исламскому джихаду». Задача Израиля до подписания рамочного соглашения в июне добиться, чтобы в его окончательный текст были включены требования о полной остановке исследований по ядерной программе, о запрещении разработок новых центрифуг, о сокращении уже действующих, о закрытии завода по обогащению урана в иранском городе Фордо и, главное, — о предоставлении Тегераном полных отчетов о ядерных исследованиях и о праве международных инспекторов на внеплановые проверки на любом ядерном предприятии Ирана и в любое время».