СюжетыКультура

Как Рерих спас Киото от ядерной бомбардировки

Великий русский исследователь, художник и мистик для японцев сделал даже больше, чем для нас

Великий русский исследователь, художник и мистик для японцев сделал даже больше, чем для нас

80 лет назад, 15.04.1935, представителями двадцати одного государства (в 1948-м присоединилась Индия) был подписан Вашингтонский пакт об охране культурно-исторических ценностей, в том числе в военный период, более известный в истории как Пакт Рериха. Николай Константинович Рерих, великий русский исследователь, художник и мистик, до сих пор остается излюбленным персонажем любителей конспирологии и всего таинственного. Однако масштаб личности художника и ученого оспорить невозможно: его центральноазиатская экспедиция стала самым протяженным путешествием по суше за всю историю человечества, а картины на элитных аукционах регулярно продаются за многие миллионы долларов.

Государства, подписавшие Пакт Рериха и добровольно, впервые в истории, обязавшиеся, по предложению нашего соотечественника, охранять самые важные материальные объекты мировой культуры даже во время войны и на территории противника, взяли на себя обязательства, которые имели в дальнейшем довольно неожиданные следствия. Когда в конце 1944-го американцы начали подбирать цели для ядерной бомбардировки Японии, на первом месте оказался Киото — ее древняя столица. Об этом эпизоде пока мало что известно, главные документы ждут снятия грифа секретности.

В руководстве Манхэттенского проекта, министерства обороны и президентской администрации развернулась борьба. По количеству сохранившихся уникальных памятников древности деревянная историческая застройка Киото не имеет равных среди современных городов. Значение его для национального самосознания (не только религиозное) примерно похоже на значение Москвы для русских, если уж искать понятные аналогии.

Руководитель Манхэттенского проекта Лесли Гровс руководствовался идеей эмпирического познания и научным любопытством: гигантская площадь Киото позволяла точно установить разрушительную силу атомной бомбы. Можно было бы понять, где взрывная волна исчерпает свою убойную силу, на каком расстоянии выдохнется. Госсекретарь Генри Стимсон и прикомандированный сотрудник генштаба Эдвин Рейшауэр (языковед, дипломат, переводчик японской средневековой поэзии, автор учебников по истории Японии) обращали внимание на беспрецедентное культурное значение города. Все они коротко описали эту борьбу в своих воспоминаниях.

Важным аргументом стала подпись президента США под Пактом Рериха — он стал международным обязательством американских политиков. Будущий памятник ЮНЕСКО вычеркнули из списка целей. Известно, что в 1972-м, на конференции по мировой литературе в Токио, кронпринц Японии лично поблагодарил профессора Рейшауэра за спасение Киото.

В 1954-м на базе Пакта Рериха была подписана Гаагская конвенция по охране культурного наследия. А в 1972-м ЮНЕСКО была принята обобщающая этот опыт Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, она ввела обозначение «объект всемирного наследия» (1007 объектов на конец 2014-го, 26 в России, 18 в Японии). Впервые защита касалась не только культурного, но и природного наследия. Рассматривая знаки охраны ЮНЕСКО в Соловках и Кижах, мы должны понимать, что это прямое следствие Пакта Рериха. И если открытые в будущем архивы США подтвердят воспоминания участников тех событий, станет понятно, что для японцев Рерих сделал даже больше, чем для нас.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow