СюжетыСпорт

Чудо уже было

Полуфинальное «армейское» противостояние в Кубке Гагарина завершилось так, как и предполагала «Новая» задолго до его начала

Этот материал вышел в номере № 37 от 10 апреля 2015
Читать
Полуфинальное «армейское» противостояние в Кубке Гагарина завершилось так, как и предполагала «Новая» задолго до его начала
Изображение

Главный тренер СКА Вячеслав Быков на завершившей уникальную полуфинальную серию Кубка Гагарина послематчевой пресс-конференции отдал должное сопернику и напомнил, кто является чемпионом России. Вряд ли это пролило бальзам на раны главного тренера ЦСКА Дмитрия Квартальнова, который показательно не обращал внимания на звание, полученное по итогам регулярной части чемпионата КХЛ.

Но все получилось именно так, как еще до начала розыгрыша Кубка Гагарина предсказывала «Новая»: Питер выйдет в финал, а Москва в лице ЦСКА все-таки утешится чемпионством, которое, как бы то ни было, уже стало основанием считать уходящий сезон более чем успешным. У ЦСКА советского периода таких званий было 32, а в российской истории самый известный клуб российского хоккея чемпионом, пусть и по временной прихоти руководства КХЛ, стал впервые.

И никакой конспирологии за битвой монстров не стоит, никто из боссов «Газпрома» и «Роснефти» в VIP-ложах об устраивающем всех раскладе, конечно, не договаривался, и тем более не доводил вышестоящие решения до хоккеистов. Но в том, что определяющие атмосферу косвенные факторы в конце концов сыграли свою роль, сомневаться не приходится. Да, ведомый Вячеславом Быковым СКА сумел совершить почти невозможное, вытащив полуфинальную серию после трех стартовых поражений, что произошло впервые в истории КХЛ. Но ЦСКА стартового отрезка и ЦСКА завершения серии — команды если не разные, то сильно отличавшиеся друг от друга, а СКА кардинально не изменился, к чуду он шел методично и целенаправленно.

Вот почему я бы не торопился возносить до небес и называть подвигом то, что сделала наконец питерская дружина, по сумме мастерства стоящая куда выше, чем ее соперник. Так было и в предыдущие «гагаринские» годы, когда СКА в решающий момент всегда не хватало злости, терпения и хладнокровия — тех качеств, чем отличались лучшие команды Вячеслава Быкова и которые тренер сумел наконец вытащить из своих нынешних звездных подопечных. Быков со своим постоянным напарником Игорем Захаркиным очень хорошо, даже слишком хорошо знают, что значит быть «припертым к стенке», этот их опыт, несомненно, помог. Команде не требовалась встряска, команде нужно было обрести уверенность и забыть о слове «безнадежность».

ЦСКА, так свежо и лихо начавший серию дома и продолживший побеждать в Питере, в четвертом матче дал шанс сопернику встать на ноги. Ни команда, ни ее главный тренер в шаге от финала никогда не оказывались, они, как мне кажется, до конца не понимали, что в плей-офф чем благоприятней ситуация, тем сильнее надо ею дорожить, вцепившись в удачу и не давая ни малейшего повода усомниться в своих силах. То, что в подсознании у московских армейцев сидело убаюкивающее «не сегодня победим, так завтра, не завтра, так послезавтра», команду Квартальнова во многом и сгубило. Сбившись с шага, ЦСКА почти вернулся на прежний уровень к матчу номер шесть, но цена возвращения оказалась слишком высокой, а фортуна уже в Питере помахала Квартальнову ручкой.

В ЦСКА, кажется, один Александр Радулов, и не через такое в хоккее проходивший, по-настоящему понял, что происходит. Приободрить на глазах сдувавшихся партнеров он мог только тем, что умеет делать всегда, — гореть и сгорать на льду, но и его огня уже не хватало. Все, собственно, решал именно шестой матч в Питере, когда победы, пожалуй, больше заслуживали гости, но удача вернула хозяевам должок в овертайме. В том, что ЦСКА в Москве даст «последний решительный», я не сомневался, но они сами внутренне были уже готовы уступить.

Все уже работало на Питер — прежде всего сама игра, но не только. Сильно на судейство грешить не буду, но то, что ЦСКА точно не мог рассчитывать на ошибки арбитров в свою пользу, — уверен.

Остальное, включая явную нервозность и метания главного тренера ЦСКА, перетасовку состава, ошибки вратарей Галимова и Лаланда, неспособность снова стать сжатым кулаком и надежду только на неистовость Радулова и снайперский талант Да Косты, — уже детали для специалистов. Две решающих шайбы Патрика Торесена в Питере и Москве, может быть, не вытекали прямо из логики игры, но из общей логики момента вытекали точно. Поэтому лучшей в истории КХЛ действительно неординарную серию я назвать не могу — это был спектакль в двух совершенно разных актах с финалом, на катарсис не претендующим. Что-то в раритетном по сюжету противостоянии было такое, не позволяющее замереть от восторга и считать, что оно уже «наше всё» нынешнего розыгрыша Кубка Гагарина.

Ни в коем случае не умаляю блестящую игру лидеров СКА, восхищаюсь его болельщиками, но если богатейший клуб со всеми его подпорками впервые за семь лет проявил истинную силу духа, то вопросы к его руководству у меня остаются. И еще неизвестно, чем этот порыв обернется в начинающейся завтра в Казани финальной серии с «Ак Барсом», — восточный скучноватый полуфинал остался в тени западной битвы, но теперь команда Зинэтулы Билялетдинова выходит на первый план.

Билялетдинова трудно чем-то удивить, как, впрочем, и Быкова. Оба знали и триумфы, и падения как с национальной сборной, так и с клубами. Но обоим еще есть что доказывать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow