СюжетыКультура

Журавль в нарисованном небе

В Москве состоялась первая церемония Национальной анимационной премии «Икар»

Этот материал вышел в номере № 38 от 13 апреля 2015
Читать
В Москве состоялась первая церемония Национальной анимационной премии «Икар»
«Мы не можем жить без космоса»
«Мы не можем жить без космоса»

Наконец и аниматоры обзавелись своей профессиональной премией. А то как-то несправедливо. «Орлы» и «Слоны», «Ники» и «Лавры», «Квадраты» и прочие геометрические и мифологические фигуры услаждают амбиции кинематографистов. Мультипликаторам в лучшем случае достается поощрительная номинация «Анимационный фильм» (как горько пошутил продюсер Александр Боярский: «На больших премиях наше место примерно у гардероба»). Целая армия художников, одушевителей, звукорежиссеров остается за кадром многочисленных кинопраздников. И лишь изредка выбираются из своих студий на профессиональные анимационные форумы вроде Суздальского фестиваля или КРОКа. Помню, как на одной из ТВ-программ известный кинорежиссер с возмущением восклицала: «Да у вас там какой-то тайный орден!» И вот скромные орденоносные труженики мультипликационных полей «выходят в люди». «Впервые в жизни вручаю премию», — тихо удивлялся Владимир Зуйков. Между прочим, классик, один из создателей миров не только Икара, но и Винни-Пуха. Он предрек анимации великое будущее, потому что именно в анимации сегодня создается острое, социальное, а главное — неожиданное кино. Юрий Рост, вручая приз, назвал мульттворчество, возможно, самым достойным из всех искусств, которые сегодня произрастают у нас.

Профессионалов награждали в Московском доме кино. Скромный Белый зал было не узнать, его стены покрыли живые видеодекорации: вариации на тему известного фильма Федора Хитрука «Икар и мудрецы». Стены, подобно ожившим фонам в мультфильме, жили своей жизнью: воздушные шары летали, волны клубились, из пасти скульптурного льва неустанно лилась вода, парусники неслись вслед за облаками. Вообще в отличие от пафосных и гламурных церемониальных сестер «Икар» смотрится интеллигентным, домашним юношей, с хорошим воспитанием и уважительным отношением к прошлому (отличные видеоретроспекции).

Безусловным триумфатором премии стал Константин Бронзит и его фильм «Мы не можем жить без космоса». Один из самых ясных и драматичных фильмов режиссера, известного умопомрачительно смешными, гэговыми комедиями. Впрочем, лирика пробралась и в его предыдущую картину «Уборная история…»: «…космос» — кино о смерти, которая врывается в дружбу, которая гробит мечту, но которая… не побеждает. «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» — таково мнение 35 профессиональных экспертов (заранее избранных профессиональным сообществом). Полагаю, мы еще услышим об этом фильме, уже удостоенном фестивальных наград (в том числе и Гран-при Токийского смотра) — большая вероятность увидеть наш анимационный космос и в шорт-листе «Оскара».

Впрочем, в списке претендентов на звание «Лучший фильм» — такое соцветие замечательных, уже премированных работ, что голова кругом: «Брут» Светланы Филипповой (чувственная экранизация трагического рассказа Ашкенази), «Мой личный Лось» Леонида Шмелькова (приз Берлинского фестиваля за сплав реализма и сюра), «Мужчина встречает женщину» Дмитрия Геллера (одна из самых дерзких и экспрессионистских работ последнего времени), «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой (фантасмагорическая история одного одиночества).

И дело не только в том, что год удался, а аниматоры молодцы. Просто жюри первой премии рассматривало работы, созданные в последние два года. Возможно, поэтому такое острое соперничество среди лучших. Но что такое это «лучший», если речь идет о произведении современного искусства? Как сравнивать работы Клее и Магрита? Поэтому и «лауреатский список» можно счесть данью вкусу экспертов.

«Мужчина встречает женщину»
«Мужчина встречает женщину»

Поздравляю победителей всех номинаций. Названного лучшим среди аниматоров Рима Шарафутдинова («Ни пуха, ни пера»). Композитора и звукорежиссера Артема Фадеева, сочинившего настоящий музыкальный лабиринт для фильма «Мужчина встречает женщину». Авторов полнометражного хита «Три богатыря. Ход конем» и сериалов «Маша и Медведь» и «Буквальные истории». Продюсера Любовь Гайдукову. Но особенно художника Анну Карпову вместе с Дмитрием Геллером создавшую маленькую графическую симфонию «Мужчина встречает женщину». Фильм Геллера притягивает, отталкивает, не отпускает. Это кино с тайной, которую хочется разгадывать.

Есть у «Икара» и своя особенная номинация — «Лучший персонаж». Ее получил Вася, рисованный рекламщик бананов. Неказистый, косноязычный, одинокий герой фильма Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается». Удостоен награды и актер Николай Мироненко, озвучивший Васю. И в чем-то похожий на своего героя.

Звания «Мастер», по мнению экспертов, удостоена Инесса Ковалевская, создательница «Бременских» и «Львенка с Черепашкой», распевающих песенку. «Ваши «Бременские», — говорил дирижер Сергей Скрипка, — буквально взорвали мой мозг. Музыка Геннадия Гладкова заполонила зрительный зал». Думаю, больше чем один зал. Эта музыка стала знаком времени. А Инесса Ковалевская пожелала молодым, чтобы и их фильмы так же любили полвека спустя.

Знаете, что было самым трудным в создании премии? Ну помимо поиска денег, разумеется. Придумать название. Чтобы было образным и конкретным, и анимации родственным, и не слишком витиеватым. Так возник Икар. Не просто непослушный и неосмотрительный сын Дедала. Но персонаж блестящего лаконичного мультфильма патриарха отечественной анимации Федора Савельевича Хитрука «Икар и мудрецы». Не геройского вида нелепый толстячок с ремешками, вонзающимися в пухлое тело. Носатый, с кудряшками. С круглыми, словно всегда удивленными глазами, косящими в разные стороны (как говорил Хитрук: «Он смотрел в никуда. Он смотрел в свою мечту». Одним словом, чудак. Обуреваемый единственной страстью — летать, которая, конечно же, никак не монтировалась с его нелепым обличьем. «Но вот эта страсть, — говорил Хитрук, — она была настолько велика, что никакие катастрофы, никакие несчастья не могли его отвадить от своей мечты». Хотя рациональные мудрецы, которые отлично вписались бы в сегодняшнее время, исходя из здравого смысла, отваживали его с помощью умных латинских изречений. Но неосмотрительный Икар все силился взлететь, подобно птицам. Для Хитрука важен был заряд энергии, которая копится в человеке. Этой энергией питается авторская анимация. И вслед за толстячком Икаром авторы, попавшие в номинации или нет (бог с ними с этими номинациями), выворачивают наизнанку вечные изречения. И «прыгают выше головы», и поднимаются ввысь, пренебрегая законами притяжения, не боясь падения. Да и кому нужна эта синица в руке. Если аниматор собственноручно нарисует журавля в небе, «свежесть ветра и ласку солнца».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow