СюжетыОбщество

И опять – человеческий фактор?

Пожар на «Орле», младшем брате «Курска»

Этот материал вышел в номере № 37 от 10 апреля 2015
Читать
Пожар на «Орле», младшем брате «Курска»
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

«Пожар потушен в 0.57 по Москве. Пострадавших нет», — официальное сообщение МЧС по поводу пожара, вспыхнувшего во вторник, 7 апреля, в доке северодвинской «Звездочки», привычно немногословно. Комментарии представителей Минобороны и следствия, впрочем, тоже.

По немногим сведениям, которые все же озвучиваются, возгорание на атомной субмарине весьма напоминает другой пожар, когда в декабре 2011 года в спецплавдоке поселка Росляково Мурманской области горела АПЛ «Екатеринбург». Те же сварочные работы, то же возгорание уплотнителя. С той лишь разницей, что на «Екатеринбурге» в тот момент находился весь боезапас.

Итак, в 14 часов 7 апреля на лодке во время сварочных работ начался пожар. Загорелся резиновый уплотнитель между легким и прочным корпусом по левому борту, в районе 9-го отсека, то есть в кормовой части.

Столб дыма в городе был виден издалека. Площадь пожара составила, по разным данным, от 20 до 40 кв.м. Находившиеся на борту работники «Звездочки» и члены экипажа — всего 13 человек — были эвакуированы. Поначалу работали пожарные расчеты, однако в итоге было принято решение притопить лодку, то есть наполнить сухой док водой.

Как рассказал «Новой» местный фотожурналист Олег Кулешов, вода попала в межкорпусное пространство и балластные цистерны. То есть произошло примерно то, что происходит в момент штатного погружения лодки. Док наполнялся до 22 часов. Утром 8 апреля отсеки корабля в районе возгорания были провентилированы. Специалисты «Звездочки» вместе с членами экипажа спустились в них для оценки состояния, затем началась операция по осушению дока.

На ремонте субмарина с конца 2013 года, поэтому нет сомнений в том, что боезапас с нее, в отличие от «Екатеринбурга», давно выгружен. Возвращение на Северный флот «Орла» ожидалось в 2016 году. Теперь, вероятно, сроки будут перенесены. Впрочем, официальный представитель завода Евгений Гладышев утверждает, что пожар не повлияет на сроки сдачи субмарины флоту, а также на стоимость контракта.

«Орел» построен по одному с «Курском» проекту 949 А «Антей». Лодки — близнецы, поэтому водолазы, которые должны были работать на еще подававшем признаки жизни «Курске», перед погружением тренировались именно на «Орле». Затем на его же борту спасатели готовились уже к подъему затонувшей АПЛ.

Больше того, после гибели старшего брата младший должен был унаследовать его гребные валы — «родные» были установлены с конструктивной ошибкой, в результате лодка, которая должна была стать неуловимой для гидролокации противника, так шумела, что ее прозвали «ревущей коровой». Этот недостаток и должны были устранить сейчас на «Звездочке».

Пожары во время ремонта субмарин при сходных обстоятельствах возникают с известной периодичностью. Причина, как правило, человеческий фактор. Горит ветошь, резина и прочий мусор, попадающий в легкий корпус, пока лодка стоит в доке.

«Скапливается этот мусор по нижним точкам, искры так же летят вниз, скорей всего это и пыхнуло, — пишет северодвинский блогер, в прошлом сварщик «Звездочки». — Можно ли было потушить пожар без затопления? Это самое оптимальное решение в данной ситуации. Затопили не всю лодку, не отсеки, они герметичны за прочным корпусом, затопили только балластные цистерны. Связался с ребятами со «Звездочки», спросил, что случилось, ответили коротко, но очень понятно: «В корме между жестким и легким корпусами в процессе сварочных работ, в районе 9-го отсека, сам знаешь, там между шпангоутами хрен пролезешь, короче, дыму было много, обшивка резиновая вздулась, но в целом так…»

Следственное управление СК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возбудило уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба». На «Звездочке» работает комиссия. Архангельская прокуратура по надзору за исполнением законов на режимных объектах объявила, что в возникновении пожара на АПЛ могут быть виновны должностные лица.

Это не первое ЧП на борту лодки. 14 октября 2004 года в Мотовском заливе Баренцева моря на борту «Орла» взорвалась цистерна. Разрушен был тот же, что и сейчас, девятый отсек.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow