
Неожиданное развитие получил скандал, развернувшийся после того, как губернатор Орловской области Вадим Потомский принял участие в передаче радиостанции «Вести FM» «Полный контакт» с Владимиром Соловьевым. «Новая» уже рассказывала, как популярному ведущему, несмотря на все усилия, так и не удалось получить от собеседника внятного ответа на простой вопрос: «Вы — бандит?» (см. «Новую», № 24 от 11 марта 2015 года).
Оказывается, в том же эфире глава региона простодушно признался, что некие граждане склоняли его к совершению преступления коррупционной направленности. Денег Потомский не взял, но вопрос остался: почему об этой истории узнали радиослушатели, а не компетентные органы?
Речь идет о вещах весьма и весьма серьезных (а предложение взятки высшему должностному лицу региона — это приготовление к тяжкому преступлению), поэтому подробно процитируем выступление Вадима Потомского у Владимира Соловьева в прямом эфире 5 марта нынешнего года.
Потомский: Вы знаете, с чем я столкнулся… Я об этом слышал, но… в кресле губернатора не находился никогда до этого. Когда приходят инвесторы и говорят: «Мы готовы построить там какое-то… кирпичный завод…»
Так вот, были инвесторы, которые приходили и говорили: готовы открыть то или иное производство на Орловщине. Я им говорю: так, так, так, вызываю своих экономистов и говорю: вот с этим будете работать, с этим… Вот это по промышленной группе Козин, здесь Бабкин, здесь, значит, Есипов, здесь Тарасов, здесь Бударин, Соколов и так далее. Называю, с кем они должны контактировать. Они все присутствуют в этот момент, каждый несет свою зону ответственности.
Это — вводная часть. Дальше Вадим Потомский в подробностях рассказал, каким образом его склоняли к коррупционному преступлению. А что это имело место, ясно даже неюристу:
Инвестор: Можно с вами остаться потом?
Потомский: Пожалуйста.
Инвестор: Вадим Владимирович, давайте где-нибудь выйдем, поговорим.
Потомский: Я же говорю, мы обо всем поговорили.
Инвестор: Давайте поговорим.
Потомский: О чем?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Инвестор: Ваша доля какая? За сколько пустите?.. За сколько пустите, ваша доля какая? Давайте сразу решим на берегу. Или дайте или паспорт какого-нибудь, или фирма какая-нибудь, или своего человека… Мы сейчас быстренько отпишем, вы только скажите цифру с ним. И все будет хорошо.
Силовики, в компетенцию которых входит расследование коррупционных преступлений и приготовлений к таковым, могут найти полную запись передачи на сайте радиостанции. Но они-то должны были получить информацию о готовящемся тяжком преступлении не через прямой эфир и постфактум, а непосредственно от губернатора! И начать оперативную разработку потенциальных взяточников. Но глава региона всех такой возможности лишил. Промолчал. Не тот это случай, когда молчание — золото…
Впрочем, на этот сюжет никто внимания не обратил. Никто, кроме бдительного орловского пенсионера (есть такая категория граждан) Андрея Неврова, который, прослушав передачу, написал заявление в следственное управление СКР по Орловской области. Невров поинтересовался, а кто, собственно, хотел о чем-то «договориться» с губернатором: «05.03.2015 в интервью с журналистом Владимиром Соловьевым на радио «Вести FM» губернатор Орловской области Потомский В.В. сообщил о фактах предложения ему взяток в виде «откатов» от бизнесменов, планирующих строительство промышленных объектов в г. Орле и Орловской области. В этой связи прошу разобраться, кто предлагал высшему должностному лицу субъекта РФ «откаты», за что конкретно, и дать этому правовую оценку».
Очевидно, что пенсионер Невров самого Потомского ни в чем не подозревает, его интересуют исключительно «просители». Но вот орловская прокуратура, в которую передали заявления, видимо, решила «подстраховаться» и заранее вывести «красного губернатора» из-под удара. Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции советник юстиции И.Н. Корнев пишет пенсионеру Неврову: «По вопросу несоблюдения, по Вашему мнению, Губернатором области требований федерального законодательства о противодействии коррупции в части уведомления об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных преступлений, следует отметить…»
Но пенсионер Невров в своем заявлении ни слова не написал о несоблюдении губернатором требований Закона «О противодействии коррупции». Для чего же тогда поднимать этот вопрос вообще? Все ставит на свои места продолжение прокурорского письма. Ведомство, возглавляемое Иваном Васильевичем Полуэктовым, встает на защиту губернатора, предвосхищая возможные обвинения в том, что он не сообщил никому о готовящемся преступлении. Прокуратура считает, что на Вадима Владимировича Потомского не распространяются положения Федерального закона «О противодействии коррупции»! Аргументы «железные»: «В силу части 3 статьи 5 Устава Орловской области Губернатор Орловской области является высшим должностным лицом области и под действие данной статьи законодательства о противодействии коррупции не подпадает».
Для всех людей, которые официально служат государству и получают за это зарплату на территории Орловской области, сообщать о предлагаемых взятках обязательно, а для губернатора — нет?
Если губернаторы не будут никому сообщать о приготовлениях к совершению тяжких коррупционных преступлений и оставаться безнаказанными, то, может быть, их и за сами взятки и откаты не судить? Давайте выпустим сахалинского губернатора Хорошавина! Он же высшее должностное лицо Сахалинской области, значит, федеральное законодательство на него не распространяется…
К счастью, российское законодательство не настолько дырявое и абсурдное, как можно было бы предположить, читая творчество орловских прокуроров. А им как минимум следовало бы тщательнее изучить Устав Орловской области, который они цитируют.
Часть 3 статьи 67 сообщает, что губернатор «осуществляет меры по обеспечению законности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью в пределах, установленных законом». Несообщение о готовящемся преступлении коррупционной направленности — это что, «осуществление мер по обеспечению законности»?
И кто вообще сказал областному прокурору Ивану Полуэктову и его подчиненным, что губернатор области не подпадает под действие Закона «О противодействии коррупции?» Читаем часть 9 статьи 69 Устава Орловской области, говорящую об отрешении губернатора от должности президентом России в связи с утратой доверия. В ней говорится: «Основанием для утраты доверия Президента Российской Федерации является выявление в отношении Губернатора области фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Так что, вопреки мнению орловских прокуроров, Закон «О противодействии коррупции» существует и для губернатора. И от процедуры отрешения от должности по утрате доверия и любой глава региона, не застрахован.
«Новая газета» попросила прокомментировать ответ орловской прокуратуры Владимира Калиниченко, бывшего следователя по особо важным делам при генеральном прокуроре СССР, известного практикующего юриста. Вот что он сказал: «При чем тут Закон «О противодействии коррупции», под действие которого губернатор «не подпадает»? Откройте статью 285 Уголовного кодекса РФ, в которой говорится о злоупотреблении служебными полномочиями лицами, занимающими государственные должности. Кто эти люди? «Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов». К таким лицам относится и любой губернатор. А должность в подобных случаях не смягчает вину, а является отягчающим обстоятельством. Прецеденты, между прочим, были…»
Вадим Потомский руководит Орловской областью уже год, и, исходя из социально-экономических показателей, не слишком успешно. А ведь мог бы выправить свой имидж за счет успехов в борьбе с коррупцией, тем более когда зверь сам бежал на ловца. Может, хотя бы на фоне разворачивающегося скандала он расскажет, и не журналистам, а правоохранителям, кто предлагал ему «долю»?
Сергей ИВАНОВ — специально для «Новой»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68