СюжетыОбщество

Что-то носится в воздухе

За доклад о ядовитых выбросах предприятий «Беллону-Мурманск» признали «иностранным агентом»

Этот материал вышел в номере № 33 от 1 апреля 2015
Читать
За доклад о ядовитых выбросах предприятий «Беллону-Мурманск» признали «иностранным агентом»
Изображение

Языком доноса

Российско-норвежская «Беллона» приобрела всероссийскую известность в 1995 году, когда ее сотрудники Игорь Кудрик, Томас Нилсен и отставной флотский офицер Александр Никитин подготовили доклад «Северный флот — потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона». После этого Никитин был арестован по редкому тогда обвинению в госизмене и полностью оправдан лишь в 2000-м. С тех пор «Беллоной» органы не интересовались. Пока не получили донос.

Как следует из акта внеплановой проверки Минюста, поводом для нее стало обращение некоего Андрея Пономаренко — бывшего сотрудника НКО, уволенного еще в 2010 году. В заявлении в прокуратуру он потребовал проверить организацию «с целью выявления признаков иностранного агента». В качестве «признаков» заявитель указал «воздействие на принятие решений органами власти при использовании атомной энергии», «создание общественного мнения о некомпетентности специалистов Минэнерго РФ» и членство руководителя НКО Андрея Золоткова в «Яблоке». Сам Пономаренко после разрыва с «Беллоной» подался в партию власти — на предвыборных билбордах одно время красовалось его фото с красноречивой надписью: «Я выбираю «Единую Россию». Так надежнее».

Впрочем, Минюст в деятельности одной из старейших экологических организаций в Заполярье заинтересовало иное. Признаки политической деятельности он усмотрел в двух докладах, опубликованных на сайте «Беллоны». Один из них посвящен взаимодействию экологических организаций с предприятиями, второй — промышленному загрязнению российской части Баренцева региона.

Медь, азот, сульфаты, никель…

Почему власть зацепили доклады «Беллоны», понятно. Оба они содержат факты, касающиеся критической ситуации, сложившейся в экологии Кольского полуострова. Крупные градообразующие предприятия горной отрасли составляют основу экономики области. Но они же наносят основной вред ее природе.

Все горные и металлургические заводы региона, работающие с советских времен, сейчас принадлежат крупным холдингам: «Норильский никель», «Северсталь», «ЕвроХим», «ФосАгро», «СУАЛ», «Уралкалий». При этом Оленегорский ГОК, входящий в структуру «Северстали», налоги отчисляет в Вологодскую область как член консолидированной группы, а Кандалакшский алюминиевый завод («КАЗ-СУАЛ») — в бюджет Москвы.

В докладе «Беллоны» оценок нет — только факты. Основа загрязнения атмосферы в Заполярье — выбросы диоксида серы и тяжелых металлов. Хуже всего ситуация в металлургических цент-рах: Заполярном, Никеле, Мончегорске, Кандалакше, Оленегорске и Ковдоре. Всего предприятиями в 2013 году (в основе документа — данные этого периода) было выброшено в атмосферу почти 270 тысяч тонн загрязняющих веществ, что на 11 тысяч тонн больше, чем годом ранее. По этому показателю Мурманская область обогнала соседей — Архангельскую область и Карелию.

На 22 реках и озерах полуострова зарегистрировано 165 случаев высокого и 45 — экстремально высокого загрязнения никелем, молибденом, медью, сульфатами, соединениями азота. Все — в зонах расположения «Кольской ГМК», Ковдорского и Ловозерского ГОКов. Близ Оленегорского ГОКа, в озере Колозере и в истоке семужьей реки Кола содержание меди в 2012—2013 годах превышало допустимую концентрацию в 6 раз. В реке Можель (район Ковдорского ГОКа) выше допустимой концентрация фосфатов, марганца, молибдена. Случаи экстремально высокого загрязнения молибденом неоднократно отмечены в озере Большой Вудъявр — источнике питьевой воды для Кировска (район присутствия ОАО «Апатит» корпорации «ФосАгро»). В вытекающей из него реке Белая содержание молибдена в 12 раз выше нормы.

То, о чем говорят экологи, подтверждает медицинская статистика. По информации, обнародованной региональным минздравом, с 2012 года заболеваемость злокачественными новообразованиями в Заполярье превышает российский показатель. В последние 10 лет регион в лидерах и по темпам прироста раковых заболеваний. Они более чем на 40% превышают средние по России (158,5% против 115,9%). Общая детская заболеваемость превышает на 27% средний показатель по стране (по классу болезни эндокринной системы — на 58,7%, мочеполовой системы — на 31,4%, новообразований — на 77%). Медики, констатируя рост числа раковых заболеваний, откровенно связывают его с экологической ситуацией.

Превышение — в 137 раз

Наиболее тяжелой остается обстановка в Никеле, Заполярном и Мончегорске, где находятся комбинаты «Печенганикель» и «Североникель» («Кольская горно-металлургическая компания» входит в «Норильский никель»). Налоговые отчисления КГМК составляют 40% дефицитного бюджета региона. Она же, по наблюдениям экологов, наносит основной удар по экосистеме Кольского полуострова. В последние годы компания внедряет экологические программы, работает с природоохранными организациями. Однако трубы продолжают выбрасывать двуокись серы лошадиными дозами.

Снижаются или вовсе прекращаются выбросы при патовых ситуациях, когда концентрация диоксида в воздухе становится угрожающей. Но часы простоя комбинатов приносят убытки. Решать проблему надо радикально. К слову, на прошлой неделе замминистра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин потребовал от ОАО «ГМК «Норильский никель» принять исчерпывающие меры для устранения нарушений природоохранного законодательства на предприятиях компании.

В 80-е колоссальные выбросы «Североникеля» превратили территорию вокруг него в лунный пейзаж. «Беллона» отмечает, что в последние годы ситуация изменилась к лучшему, но остается сложной. Доля проб почвы с отклонением от нормативов в промышленных районах Мончегорска, Заполярного и Никеля на 41% выше, чем в среднем по области. Основа загрязнения — тяжелые металлы: никель, медь, кобальт. «Печенганикель» входит в перечень экологических «горячих точек», утвержденный в 2003 году министрами арктических стран. Содержание меди в почве в трех километрах от комбината превышает допустимое в 61—87 раз, а никеля — в 97—137 раз.

В 2013 году предприятия КГМК в Никеле и Заполярном выбросили в атмосферу 115 тысяч тонн диоксида серы. Это в пять раз больше, чем совокупные выбросы всей Норвегии, откуда с тревогой поглядывают на дымящие трубы приграничного Никеля. Концентрация химиката в воздухе все чаще достигает критических отметок — это фиксирует мурманский Гидрометцентр. Данные открытые, и на сайте ведомства можно узнать, что, например, 19 марта в Никеле концентрация диоксида серы составила 1,1 от предельно допустимой концентрации (ПДК), а 23 марта — уже 6,5 ПДК. 22 марта в Заполярном зафиксировано 2 ПДК, а через три дня — 4,2. На практике это означает, что в Печенежском районе лучше не дышать.

Нормативы за полтора миллиона

По словам руководителя «Беллоны-Мурманск» Андрея Золоткова, Росприроднадзор в своих отчетах о проверках КГМК раз за разом отмечал: превышений по выбросам нет. Однако в эти же дни на сайте Гидрометцентра сообщалось, что превышения были. Говоря об этом, Золотков вспоминает недавний арест главы мурманского Росприроднадзора и размышляет: по какому же принципу осуществлялся этот самый надзор?

Руководителя ведомства Руслана Тищенко действительно задержали с поличным 26 декабря. По версии следствия, за 1,5 миллиона рублей он должен был утвердить недостоверные нормативы выбросов и отходов для крупного предприятия. По данным «РИА Новости», это было ОАО «Апатит». На комбинате причастность к взятке отрицают. Передавал деньги представитель ООО «Городской центр экспертиз», который также задержан.

Впрочем, по мнению экспертов «Беллоны», причина критической ситуации в экологии Мурманской области, и не только ее, не связана исключительно со злонамеренностью промышленников и мздоимством проверяющих. В условиях, когда штрафы за нарушение предельных выбросов предприятию обходятся дешевле, чем экологизация производства, надеяться на перемены к лучшему не приходится. Собственно, это соображение и подвело черту под деятельностью «Беллоны». В интерпретации Минюста, это «информация о необходимости изменения законодательства РФ», читай: осуществление политической деятельности.

Так или иначе, штраф за выброс вредных веществ в атмосферу для юрлиц составляет от 180 до 250 тысяч рублей. Что до экологических сборов, то, как подчеркивается в докладе, в последние десятилетия ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду почти не росли. В общем, выгоднее заплатить штраф, чем вложиться в модернизацию. Ничего личного — только бизнес.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow